Н.Б. Кажаева: «Своим приёмным детям с инвалидностью говорю: вы имеете такие же шансы в жизни, как и другие,
только потрудиться придется побольше».
Фото Юрия БАЛАШОВА
О проблемах адаптации «особых» приемных детей в семьях
Каждый ребенок уникален. И к каждому приходится искать свой подход, выстраивая особые отношения. А вдруг понимания не получится, вдруг сын или дочка в семье не приживется? Тогда снова придется возвращаться в «казенный дом», перечеркнув свою мечту жить, как все дети, с любящими родителями. А вторичное сиротство (именно так это называется на педагогическом языке) – еще одна душевная травма для маленького человечка и, по сути, еще одно предательство со стороны взрослых.
Но как избежать трений, конфликтов и непонимания? Специалисты службы семьи считают, что нужно обязательно проговаривать все проблемы, не стесняться задавать вопросы, просить совета у педагогов и психологов, у более опытных приемных пап и мам.
Именно поэтому Центр социальной помощи семье и детям Самарской области и организовал встречу приемных родителей для обсуждения наболевших проблем. Одной из самых острых стала тема принятия в семью «особых» детей – ребятишек с инвалидностью.
«ПО ВЕЧЕРАМ МЫ С НЕЙ СЕКРЕТНИЧАЕМ»
Наталья Александровна Ильина:
– У меня в семье трое приемных дочек – двух, семи и десяти лет. Однако существенные трудности в воспитании я испытала со средней, которой еще в раннем детстве был поставлен диагноз ЗПР – задержка психического развития. В этом году она пошла в первый класс. У девочки проблемы с памятью, обучение по программе средней школы она не тянет.
У нас есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с рекомендацией посещать специализированную школу, но я прилагаю все усилия, чтобы дочка училась в обычной. К счастью, классный руководитель пошла нам навстречу, у нее индивидуальный подход к каждому ребенку. Но и дома приходится много работать. Я пригласила репетитора, которая занимается с дочкой по десять часов в неделю, девочка учится в музыкальной школе, плавает в бассейне. По вечерам мы с ней «секретничаем» – разговариваем о том, что ее волнует. Стараюсь не акцентировать внимание на ее особенностях. И успехи от такого подхода уже налицо – дочка выходит на уровень среднего ученика в классе.
«И САША ПОШЁЛ!»
Ирина Сергеевна Писарева:
– В нашей семье растут четверо детей, один из которых – приемный. У него ДЦП. Мы увидели Сашу, когда ему было года четыре, в социальном ролике, где он, детдомовский мальчишка, говорил, что хотел бы встретить Новый год с папой и мамой. Еще два года мы колебались и наконец решились – берем! В семью он вошел нормально, хотя, конечно, трудности были. Зато теперь он – душа компании. Саша не мог ходить, но интеллект при этом у него сохранен. Нам помогли курсы ЛФК и массаж. Кроме того, ему сделали операцию на ноги, сейчас ждем вторую. Саша пошел! И ходит самостоятельно, без опоры.
На что хотелось бы обратить особое внимание: родителям, которые берут в семью детей с инвалидностью, катастрофически не хватает медицинского сопровождения. Помощь специалистов службы семьи – пожалуйста, педагогов – тоже, а вот медицинской поддержки нет, а она просто необходима.
«ПРИНЯТЬ РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ»
Анастасия Владимировна Медникова:
– Когда мы решили взять в семью приемного ребенка и просмотрели банк данных, нам понравилась Таня. Но оказалось, что девочка очень «тяжелая» – у нее масса диагнозов. Здесь и ДЦП, и глубокая умственная отсталость, и аутизм… Справимся ли? Муж предложил самим посмотреть девочку, и мы поехали в детский дом. Нам описывали Таню как совершенно неконтактного и неадекватного ребенка, но девочка вдруг к нам потянулась.
И вот уже три года она с нами. За это время с нее было снято несколько тяжелейших диагнозов, среди них – ДЦП и глубокая умственная отсталость.
Когда Таня начала делать первые успехи, члены медико-педагогической комиссии были потрясены, говорили, что такого не может быть. Думаю, что проблема таких детей не в диагнозе, а в том, что в детдоме просто не оказывается любящих людей, ради которых ребенок хотел бы развиваться.
Да, я понимаю, что Тане никогда не стать полностью здоровой. И все равно меня очень расстраивает, когда в дочку не верят другие люди. Ведь, несмотря на болезни, несмотря на отставание в развитии, она идет вперед! «Это у вас приемный ребенок? Из детского дома? Ну тогда всё с ней ясно» – таков обычный ответ-отмашка на приеме у врача или психолога, не желающих заниматься с Таней. Это в корне неправильная позиция, подрывающая реабилитацию таких детей.
«ИСЦЕЛИЛО ТВОРЧЕСТВО»
Лариса Владимировна Соломова:
– Когда мы взяли Вику в семью, у нее было несколько тяжелых диагнозов, в том числе ЗПР.
В семь лет она ни с кем не разговаривала, ничем не интересовалась, была погружена в себя. Но мы не сдавались, водили ее на занятия с логопедом, с психологом, ездили с ней по святым местам. Лишь через несколько месяцев в поведении девочки появились положительные сдвиги. Мы заметили, что ей очень нравится заниматься росписью по дереву, поделками из макарон, лепить фигурки из пластилина. У Вики потрясающая мелкая моторика рук! Занимаясь творчеством, она будто оттаяла, стала общаться, разговаривать, научилась читать. И нам дали разрешение на обучение по обычной программе. Вике сейчас восемь с половиной лет, и осенью она пойдет в первый класс средней школы.
«УПАЛ – ВСТАВАЙ И ИДИ ДАЛЬШЕ!»
Наталья Борисовна Кажаева:
– Из моих семи приемных детей шестеро с инвалидностью – ДЦП, недержание мочи, умственная отсталость. Так вот, у меня установка в воспитании детей такая: «Меня с вами всю жизнь не будет, и ваша задача – научиться обслуживать себя и максимально делать всё самим. Если упал – поднимайся и иди дальше!»
Сына Степу я взяла инвалидом-колясочником, сейчас он ходит по дому сам. Учу детей самих стирать за собой носки и белье.
У каждого есть обязанности в доме – все по очереди дежурят на кухне, моют посуду за другими членами семьи. Да, приходится быть суровой и требовательной, но без этого им не помочь.
Ведь какое отношение к детям-инвалидам в казенном учреждении? Их там ничему не учат, даже элементарному – складывать и убирать за собой одежду. Для воспитателей главное – чтобы дети им не мешали. Поэтому они и уходят в себя, живут в «параллельном мире». В итоге оказываются абсолютно оторванными от жизни. Мне же хочется, чтобы мои приемные дети, повзрослев, смогли сами выбрать свой путь.
ИТОГИ
Галина Владимировна Жданова, директор ГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Самарского округа»:
– Наша встреча выявила несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Во-первых, Родительские чтения оказались очень востребованными, а значит, мы их будем проводить еще. И обязательно нужно приглашать к участию работников здравоохранения, министерства образования, специалистов психолого-медико-педагогической комиссии. Выяснилось, что у приемных родителей накопилось очень много вопросов к представителям этих структур, на которые они хотели бы получить ответы.
Во-вторых, в районных центрах «Семья» надо организовывать общение кандидатов с опытными приемными родителями, чтобы те могли что-то подсказать и посоветовать.
В-третьих, помимо непосредственного общения приемных родителей, нужно помогать им объединяться в группы в Интернете – с тем, чтобы на любой неожиданный вопрос приемная семья могла немедленно получить ответ от коллег.
Марина ГОНЧАРЕНКО.