Игорь Бевзюк: "В ДНК аэрокосмического записан некий код, который делает тебя номером один"

Игорь Бевзюк: "В ДНК аэрокосмического записан некий код, который делает тебя номером один"
Игорь Бевзюк: "В ДНК аэрокосмического записан некий код, который делает тебя номером один"
Фото: st.volga.news

Новым руководителем проекта по созданию среднего военно-транспортного самолета в Авиационном комплексе имени Ильюшина стал выпускник Самарского университета Игорь Бевзюк. Одно из первых своих интервью в новой должности он дал Волга Ньюс.

Фото: Андрей Савельев

Он  уехал учиться подальше от  родителей и  выбрал Самару, потому что здесь был Самарский государственный аэрокосмический университет, а  он  с  детства бредил самолетами. Он  — из  тех, кто ставит цель и  рано или поздно ее  достигает. Получив специальность "Самолето- и  вертолетостроение", он  специализировался на  расчете прочности конструкций. Еще студентом участвовал в  проектировании специальных самолетов в  Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им.  Г.  М.  Бериева, куда и  отправился работать в  2002-м, получив диплом. Потом получил приглашение в  инженерный центр Airbus в  России (ИКАР), занимался совместным проектом ОАК/Иркут и  EADS/Airbus по  конвертации самолетов А320/321 в  качестве программного управляющего. С  2011-го до  лета 2017 года работал сначала заместителем, затем генеральным директором концерна "РТИ"  — разработчика и  производителя высокотехнологичных продуктов и  инфраструктурных решений в  области национальной обороны. Сегодня он  возглавляет проектно-технический комплекс по  созданию среднего военно-транспортного самолета в  Авиационном комплексе имени Ильюшина.

Первый выбор

—  Кем вы  мечтали стать?

—  Разведчиком.

—  Исходя из  того, что концерн "РТИ", где вы  трудились более шести лет, работает на  оборонку, получается, мечта сбылась?

—  На  90 процентов. РТИ занимается созданием систем предупреждения о  воздушно-космическом нападении. Это и  есть разведка.

—  Почему решили учиться именно в  Самарском аэрокосмическом?

—  Выбор был прост: между самарским аэрокосом и  уфимским авиационным. Уфимцы специализировались больше на  двигателях. А  в  Самаре основной упор был на  самолетостроение. Я  хотел строить самолеты. Окончил школу в  Башкирии и  уехал в  Самару. Хотелось больше самостоятельности. После класса с  физико-математическим уклоном первые два курса для меня были просто отдыхом. Введение в  специальность, конечно, было интересным, а  высшую математику мы  еще в  11-м классе прошли, поэтому было легко и  можно было сосредоточиться на  самолетостроении. Чем я  и  занялся. Моим учителем был Дмитрий Михайлович Козлов  — доцент кафедры конструкции и  проектирования летательных аппаратов. Я, кстати, этим летом был у  него на  предзащите бакалавров. Интересно было посмотреть, как ребята-четверокурсники рассуждают о  методах закрепления конечного элемента конструкции, подходах к  расчетам… Тогда для нас это был хай-тек  — все только начиналось. Сейчас, 15 лет спустя, это для них норма. Расчетные возможности сейчас резко повысились. Телефон имеет мощность пяти компьютеров. Чтобы просчитать один самолет, надо было потратить пять-шесть часов, а  сейчас  — три-четыре минуты.

—  Вы  выступали с  докладом на  Втором российском симпозиуме по  наноспутникам с  международным участием "RusNanoSat-2017", который в  июне прошел в  Самарском университете и  был посвящен перспективным космическим исследованиям в  этой сфере, тогда вы  еще работали в  РТИ. Есть  ли у  этого концерна совместные программы с  вузами?

—  У  РТИ 14 базовых кафедр, с  которыми мы  постоянно взаимодействуем по  линии Минобрнауки в  отработке технических решений, макетов. Сейчас в  вузах достаточно хорошая техническая база, и  эта работа интересна обеим сторонам. Кроме того, это сотрудничество дает неплохой результат в  плане создания кадрового потенциала. Кафедры готовят для РТИ кадры. С  3-4 курса радиотехники участвуют в  научных конференциях концерна, проходят практику и  потом входят в  периметр  РТИ. Это мне напоминает мою историю, когда я  попал в  Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им.  Г.  М.  Бериева на  практику, а  потом получил предложение прийти на  работу.

—  О  чем был ваш доклад на  симпозиуме?

—  При создании систем защиты в  РТИ имеют дело с  космическим сегментом. В  нем компании интересна дополнительная информация как оптико-электронного, радиолокационного диапазона, так и  актуального состояния ионосферы, от  которой зависит радиолокационный сигнал. В  Научно-техническом центре аэрокосмических систем РТИ есть разработки, об  одной из  них  — наземном пункте управления, агрегирования информации, ее  обработки и  доведения до  конечного пользователя  — я  и  делал доклад.

—  Вы  начинали с  самолетов, а  в  РТИ занимались наноспутниками. Это был эволюционный переход?

—  В  целом  да. Я  начинал инженером по  прочности. Потом получил предложение поработать в  инженерном центре Airbus в  России. Окончил Airbus Business academy во  Франции, стал программным руководителем по  созданию самолетов. Сначала 30-й грузовой, потом 320-й  — конвертация пассажирского в  грузовую версию. Как человека, имеющего опыт администрирования исследований и  разработок, в  2011 году меня пригласили в  РТИ, и  я  стал заместителем генерального по  исследованиям и  разработкам. Там уже своя специфика: воздушные носители, наземные, на  космической платформе, наноспутник  — зернышко в  общей системе.

Сейчас я  снова вернулся к  самолетам  — меня на  работу пригласил один из  лидеров российского авиастроения  — Авиационный комплекс имени Ильюшина. Здесь я  буду трудиться над проектом по  созданию среднего тактического военно-транспортного самолета для российских и  иностранных заказчиков, который должен будет прийти на  смену устаревающему Ан-12. При создании нового самолета будут по  максимуму использоваться технические решения Ил-76 и  Ил-112.

—  Какие знания вы  приобрели в  Airbus Business academy?

—  Управлению крупными авиационными проектами в  аэрокосе тогда не  учили, а  потребность в  знаниях, связанных с  менеджментом разработки, производством, логистикой, продажей, предпродажной подготовкой, экономической составляющей, работой со  специальными заказчиками, была. И  я  получил их  в  Тулузе.

О  самолетостроении и  конъюнктуре

—  В  2002 году, когда вы  окончили СГАУ, в  российском самолетостроении время было, мягко говоря, непростое. Выбранная специальность на  тот момент золотых гор не  сулила. Что позволило остаться в  профессии?

—  Я  считаю, если человек ставит цель, он  должен ее  добиваться. Самолетостроение не  зависит от  конъюнктуры. Самолеты строили и  будут строить всегда.

—  Вам доводилось во  время учебы в  СГАУ участвовать в  каких-то программах, проектах?

—  Мы  занимались разработкой БЕ-104  — самолета-амфибии: проверяли параметры сочленения крыла и  фюзеляжа. Его особенность  — в  том, что крыло полностью садится на  воду, как  бы прилипая к  ней, что и  требовало расчета. Эта машина для четырех-шести пассажиров пережила несколько модификаций. Она уверенно себя чувствует и  там, где нет аэродромов. Самолет летает и  сейчас, производят его серийно в  Комсомольске-на-Амуре. Были и  другие проекты. Мы  продлевали расчетный ресурс ряду самолетов, проводили анализ остаточной прочности, определяли ограничительные параметры на  осмотры.

—  Как полученное образование помогло добиться успеха?

—  Вуз очень сильно повлиял на  меня. Начнем с  того, что он  приучил к  самостоятельности. Мне было 17, когда я  уехал подальше от  родителей. Не  потому, что дома было плохо. Я  увлекался скалолазанием, входил в  десятку "самых" по  Башкортостану, и  дома по  выходным меня обычно не  было, тем более летом, когда были экспедиции, походы и  так далее. Помимо красивых девушек (а  в  Самаре девушки действительно красивые  — у  меня и  жена отсюда, она жила в  Жигулевске, а  познакомились мы  в  Самаре), это еще и  огромное количество разных возможностей. В  каникулы, когда сессия сдана, можно было подзаработать промышленным альпинизмом  — чистили окна. Платили хорошо, на  жизнь хватало. Атмосфера в  вузе была какая-то удивительная  — с  простроенными связями (как в  студенческой среде) как по  горизонтали, так и  по  вертикали. Мы  дружили с  начальником лагеря "Полет", он  тогда нам тоже работу подкидывал время от  времени  — территорию в  порядок привести, например. Когда возникали какие-то проблемы, мы  знали, что нам помогут и  мы  поможем.

—  Какие преподаватели повлияли на  вас ?

—  Очень большое влияние оказал на  меня Дмитрий Михайлович Козлов, мой научный руководитель, который вел меня с  третьего курса. Геннадий Алексеевич Резниченко помог во  взаимодействии с  ТАНКТ им.  Бериева. Юрий Леонидович Тарасов, заведующий кафедры прочности, привил любовь к  тому, чтобы понять, "как это работает". Мы  учились тогда создавать средства, а  не  системы. Нас учили пониманию, "как это работает". Сочетание требований по  системности, усталости, прочности позволяет укладывать в  ряд понимание о  том или ином объекте. И  неважно, самолет это, автомобиль или красивая девушка.

Как стать номером один

—  Аэрокос в  сознании самарцев всегда отличался от  других вузов неким высоким стандартом. Для многих он  становился тем стартом, который позволил достичь серьезных успехов в  профессии…

—  Мне кажется, это в  ДНК вуза записано. Когда ты  приходишь в  аэрокосмический, то  понимаешь, что, будучи в  этой команде, ты  уже становишься номером один. У  тебя уже есть герб победителя, тебе неважно, в  какую драку ввязываться,  — ты  понимаешь, что ты  в  ней победишь. Единственный, с  кем можно поспорить,  — так это с  МАИ, поскольку авиационный институт эвакуировали из  Москвы в  сорок втором. Это атмосфера, в  которой есть наука и  раздолбайство в  хорошем смысле слова: незашоренность, смелость, дерзость. Это место приобретения бесценного жизненного опыта. Когда я  пришел в  аэрокос, я  настолько хорошо знал физику, что вступил в  диспут с  преподавателем по  поводу того, что этот уровень я  уже прошел и  готов сдать, не  посещая лекции. Самоуверенность дорого мне обошлась. По  окончании второго курса мне как не  сдавшему экзамен пришлось уйти в  академический и  год пропустить. Я  поработал, практика пошла мне на  пользу. Вернулся  — снова тот  же преподаватель, снова я  сказал ей, что сдам экзамен, не  посещая лекции. Кончилось тем, что мне пришлось сдавать физику уже на  пятом курсе комиссии. Почему я  вспомнил эту историю? Потому что она была права  — дисциплинировать надо. Институт помогает разобраться в  себе через ошибки и  не  бояться ошибаться.

Образование как способ позиционирования

—  Кому  бы вы  посоветовали идти в  вуз, а  кому  — нет?

—  Инженер  — профессия востребованная. Если человеку интересно видеть, как его детище в  течение трех-пяти лет уходит в  небо, это того стоит. Это вопрос внутреннего настроя  — чего человек хочет. Образование  — это ведь способ позиционировать себя в  социуме. Кто ты  — технократ, бюрократ, экономист? Если интересно заниматься механизмами, их  устройством  — посоветовал  бы идти.

—  Если  бы сегодня пришлось выбирать специализацию, что  бы вы  выбрали?

—  То  же самое. Правда, побольше времени уделил  бы каким-то общественным дисциплинам. Мы  были первой группой, которой преподавали культурологию. Это было интересно, необычно, ново и  очень полезно. Экономику  бы поглубже изучал с  точки зрения физики процесса.

—  Новые направления порекомендовали  бы ввести в  программу обучения?

—  Конечно. Во-первых, сенсорику. Сейчас сенсоры позволяют свести в  единую систему состояние всех приборов самолета. Это экономит время на  предполетную подготовку машины, соответственно, удешевляет летный  час. Детальное знание систем дает возможность эксплуатировать самолет по  состоянию, а  не  по  регламенту. Большая перспектива сейчас у  радиотехников. Надо глубже изучать фотонику. Использование фотонов в  радиолокации позволило нам вводить объекты на  боевое дежурство за  1-1,5 года вместо 5-7  лет. На  порядок сократился персонал для обслуживания систем слежения.

—  Какие из  специальностей, на  ваш взгляд, наиболее перспективны для нынешних абитуриентов?

—  Думаю, в  первую очередь  — инженер. Это склад ума, перспектива. Затем  — инновационщики, стартаперы, как их  еще называют, то  есть люди, которые имеют представление об  инженерных возможностях, технологиях и  создают новые продукты. Мы  зачастую работаем под заказ. Людей, способных придумать что-то новое, не  так много, а  они нужны.

—  Чего вы  пожелали  бы своему вузу в  связи с  75-летием?

—  Ключевое  — хранить атмосферу общности: уметь вовремя подставить плечо, нацелить на  результат без боязни допустить ошибку. Не  бояться риска, но  помнить, что риск должен быть осознанным.

Ещё новости о событии:

Он уехал учиться подальше от родителей и выбрал Самару, потому что здесь был Самарский государственный аэрокосмический университет, а он с детства бредил самолетами.
11:16 19.09.2017 СГАУ - Самара
Игорь Бевзюк: "В ДНК аэрокосмического записан некий код, который делает тебя номером один" - Волга Ньюс
Новым руководителем проекта по созданию среднего военно-транспортного самолета в Авиационном комплексе имени Ильюшина стал выпускник Самарского университета Игорь Бевзюк.
08:27 19.09.2017 Волга Ньюс - Самара
 
По теме
Стартовала процедура перехода обучающихся с полным возмещением затрат на вакантные бюджетные места С Порядком перехода студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, на вакантные бюджетные места,
В разговоре о целевом наборе студентов приняли участие заинтересованные стороны: вуз и работодатель Ирина ПОЛЬНИКОВА Эксперты обсудили вопросы подготовки специалистов для тепло-энергетического комплекса Фото:
В ПГУТИ начал свою работу ежегодный Форум «Кадры для цифровой экономики» - ПГУТИ В Форуме принимают участие: Председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн Статс-секретарь,
ПГУТИ
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Нож как аргумент в споре   На скамье подсудимых Новокуйбышевского городского суда оказался 32-летний житель одной из арабских республик.
Новокуйбышевский городской суд
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
ТЕСТ НА ВИЧ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ? - Самарский СПИД-центр Несколько десятков лет назад между вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и смертью стоял знак равенства, а люди с положительным ВИЧ-статусом занимали не самое приятное положение в обществе.
Самарский СПИД-центр
Всемирный день борьбы с туберкулезом - Самарский СПИД-центр Каждый год 24 марта мир отмечает Всемирный день борьбы с туберкулезом, чтобы привлечь внимание общественности к этому серьезному заболеванию.
Самарский СПИД-центр
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий