Антреприза «Все мои сыновья», поставленная крупнейшим польским кино- и театральным режиссером Кшиштофом Занусси в рамках проекта «В кругу семьи», стала кульминацией празднования Дня семьи.
РЕАЛЬНАЯ история лежит в основе пьесы американца Артура Миллера (между прочим, драматург - последний муж Мэрилин Монро) «Все мои сыновья». Автор поднял важную тему ответственности за свои поступки. На одной чаше весов здесь — достижение личного благополучия любыми средствами, на другой — желание сделать по-настоящему счастливыми близких людей.
«Прежде чем идти на сделку с совестью, подумай, чтобы в будущем это не обернулось личной драмой для твоих родных», - такова мораль этой очень современной истории, написанной 65 лет назад. Американский промышленник, которого играет Валерий Золотухин (он художественный руководитель проекта «В кругу семьи»), во время войны совершил сделку с совестью — поставлял бракованные детали на самолеты. Когда все раскрылось, вместо него в тюрьму сел его компаньон. Жена (Екатерина Васильева) покрывает мужа. Расплачиваются супруги за это счастьем своих детей. Старший сын героя — сам летчик, узнав о преступлении отца, сознательно не вернулся из полета, младший также испытал сильнейший психологический стресс и обвинил отца во всех смертных грехах, после чего промышленник застрелился.
Я догадываюсь, почему Занусси для своей российской постановки выбрал именно эту сложную пьесу. Режиссер всегда тяготел к психологическому кино и театру (до сих пор помню его роскошную кинодраму «Семейная жизнь»). Ему нравится препарировать своих героев, наблюдать, как через лупу, за их духовными взлетами и падениями.
Из минусов этой его постановки — в пьесе мало действия, и поэтому интрига развивается слишком медленно. В течение трех часов, вплоть до финала спектакля, одни разговоры, разборки прошлых обид. Изнывающий от жары зритель иногда откровенно скучал. Не убедила и игра молодых артистов. Если бы не дуэль двух мастеров — Золотухина и Васильевой, - пусть местами и преувеличенно надрывная, зал опустел бы уже после первого действия.
Из плюсов — от спектакля Занусси есть послевкусие. Существует такой зрительский термин. Это когда ты на просмотре скучал, но потом, выйдя из зала, постоянно вспоминаешь увиденное и услышанное. Лично меня эта история задела и напомнила, что у подлости срока давности нет. Расплата все равно придет.