Здравствуйте, уважаемые любители шахмат!
В своей статье №5 я затронул творчество заслуженного деятеля искусств РСФСР – Алексея Алексеевича Троицкого . Обещал Вам вернуться к творчеству этого замечательного шахматного композитора. Выполняю обещанное.
Журнал «Новое время», 1897 год…
Много лет назад мне на глаза попалась эта позиция. Я попросту не заострил на ней внимания, так как посчитал, что белые значительно превосходят соперника по наличию материала, и серьезно относиться к создавшемуся положению на доске не имеет никакого смысла. Взыграл поверхностный расчет. Искусство, как говорится, ускользнуло. В действительности, у белых большие проблемы. Во-первых, угрожает 1…Лb1 с выигрышем ферзя, во-вторых, 1…g2 с тем же печальным результатом.
1. Сс6!
Начало остроумной комбинации. Пока хотим поставить мат на поле «g2».
1…Л b1 2.Кре2 Л h1 3. С g2!!
Белые очень легко расстаются со своими фигурами, имея ввиду неудачное расположение черного короля.
3…Кр g2 4. К f4
В игру вступает главная ударная единица – конь!
4…Кр g1 5. Кре1!
Небольшой штрих. Белые последним ходом подчеркивают запатованность черных фигур. Цугцванг по Троицкому!
5… g2 6. Ке2 – мат.
Такие этюды помогают шахматисту почувствовать силу фигуры. Заметьте, что белым не понадобились ни ферзь, ни слон. Только оптимальный матующий материал. Замечательный пример шахматного искусства!
С уважением, Безман Олег.