Валерий Гришко рассказал, что будет с Самарским театром драмы

После ухода из жизни Вячеслава Гвоздкова прошло уже больше 40 дней. Что будет с Самарским театром драмы? Ждать ли перемен в руководстве? Какие режиссеры выпустят спектакли в этом году? На эти и другие вопросы отвечает главный режиссер Театра драмы Валерий Гришко.

—  За  эти 40 с  небольшим дней меня не  раз и  не  два спросили: что теперь будет с  Театром драмы?

—  И  меня спрашивают, что будет с  театром, что будет с  театром. Лучшее, что мы  можем сейчас сделать в  память о  Гвоздкове, это констатировать: в  театре все идет своим чередом. Швейцарские часы  — любимый образ Гвоздкова, он  хотел, чтобы театр работал, как часы. До  идеала нам, конечно, далеко, но, в  целом, все нормально. Все проекты, которые намечались еще при жизни Гвоздкова, остаются в  силе. До  конца этого года мы  работаем по  его планам. Так что, часы не  остановились, тикают.

—  Вы  пригласили на  постановку Дениса Бокурадзе?

—  С  Денисом мы  встречались прямо после прощания с  Вячеславом Алексеевичем. Ведем переговоры, в  течение года он  должен выбрать название и  что-то у  нас поставить. Надеюсь, что Денису, который работает в  камерном формате, по  силам будет и  большая сцена. А  в  перспективе, если не  возглавит театр, то  хотя  бы будет с  ним постоянно сотрудничать.

—  То  есть Денису вы  сделали предложение попробовать себя на  большой сцене?

—  Более того, мы  даже гипотетически рассматриваем на  будущее вариант Табакерки и  МХАТа, чтобы и  его актеры играли у  нас, например (тем более, наши выпускники есть в  его коллективе). Наши артисты с  большим интересом относятся к  тому, что делает "Грань", ездят на  премьеры. У  меня такой возможности, к  сожалению, нет.

—  У  вас сейчас репетирует Михаил Лебедев, однокурсник Марии Селедец, которая ставила "Жанну". Курс у  Фильштинского очень интересный, видела несколько работ на  лаборатории "СамАрта"  — не  помню такой сильной лаборатории.

—  Да, когда я  пришел к  Вениамину Михайловичу, то  попросил назвать самых-самых. Андрей Гончаров был уже завязан на  других проектах, Миша вот только недавно освободился, а  Маша сразу к  нам приехала.

—  Это вам повезло, что Михаил рискнул приехать сейчас. После "Жанны".

—  Видит бог, моя мечта  — чтобы я  пришел, увидел, что молодой режиссер поставил замечательный спектакль, и  не  потратил ни  одного нерва, ни  одной минуты, чтобы что-то корректировать или "спасать". Что мы  с  Гвоздковым вынуждены были проделывать не  раз, и  на  выпуске "Август. Графство Осейдж", и  на  "Жанне", и  не  только. Кто  бы знал, как мы  этого не  хотели, как не  хотели выглядеть старыми мастерами, которые уничтожают молодого.

Тем не  менее, за  что нас можно похвалить  — мы  всем выплачивали полный гонорар, оставляли имя в  афише. И  все время говорили  — если здесь победишь, дальше получишь больше прав.

—  Никому за  последние лет шесть не  удалось.

—  Никому, но  ту  же Машу мы  пытаемся уговорить на  следующую постановку. Мы  ее  полюбили, она классный специалист, но  ей  нужно отбросить этот черный взгляд на  жизнь. Понимаете, и  с  нами самими так проделывали по  молодости  — когда спектакль не  нравился художественному руководителю или главному режиссеру, он  вторгался и  делал то, что нужно театру. Я  к  этому нормально отношусь. В  свое время тоже швырял заявления, уезжал  — "как, это  же мое творчество!" Но  руководитель лучше, чем режиссеры-"гастарбайтеры" знает, что "пойдет", что "не  пойдет". Мы  спасали их  спектакль ради них самих и  ради театра, ответственность за  который лежит на  нас.

—  Прямо вот ни  разу не  было так, чтобы спектакль "пошел" в  том виде, в  котором его поставил молодой режиссер, хотя вы  в  это и  не  верили?

—  Так не  бывает, чтобы совсем не  верили. Сначала  же показ идет на  уровне актерском, в  репзале, когда еще не  вышли на  сцену, нет сценографии, света, костюмов  — уже на  этом этапе мы  понимаем, стоит запускать или  нет. И  если брать спектакль "Жанна", то  мы  были в  восторге от  того, что Маша сделала в  репзале, как актеров "завела" на  свое дело. Но  когда наступил финальный период, когда мы  увидели, что она делает на  сцене, привлекая, например, видеосъемку, когда она не  нужна… И  главное, на  чем мы  столкнулись  — это финал. Как решить развязку истории. На  этом мы  расстались когда-то и  с  Федей Грековым, который всем действием и  финалом "Тестостерона" декларировал, что люди  — это просто животные.

Работать "в  подвале"  — это другая история, а  когда у  тебя каждый вечер должно быть 700 человек в  зале, а  сидит 500, потом 300  — театр так и  пойдет вниз, и  финансово в  том числе, и  мы  не  сможем ни  этого режиссера пригласить, ни  хорошего художника, ни  актерам надбавки выплатить. Чтобы они достойно жили, у  нас каждый вечер должен быть полный зал.

—  Михаила Лебедева вы  рассматриваете как потенциального будущего руководителя театра?

—  Как и  любого молодого талантливого режиссера. Дальше  — все зависит от  него и  от  результата.

—  Вы  ищете сейчас молодого лидера, который будет в  театре при  вас? То  есть вы  в  театре остаетесь, творческая часть руководства перешла от  Гвоздкова к  вам?

—  Пока  да. Я  появился в  этом театре на  совершенно других договоренностях, как помощник Вячеслава Алексеевича, как соратник. Да, ищем творческого лидера, человека, которого примет труппа. С  этим, кстати, все в  порядке, у  нас артисты очень хорошо воспитаны, в  любой ситуации с  любым режиссером работают до  конца.

—  Вам пришлось отказаться от  съемок в  пользу театра?

—  Да, я  предупредил своих агентов, они расстроились, потому что много проектов сейчас запускается. Один еще остался недоснятым, потому что дописывают сценарий. А  в  трех уже отснялся, новых пока больше не  будет.

—  Формально вы  по-прежнему главный режиссер?

—  Да, и  привык, честно говоря, к  другому режиму. Но  сейчас я  сам себя ограничил, потому что это не  просто театр, это часть моей жизни, здесь три выпуска наших учеников. Когда из-за конфликта с  властями Гвоздков собирался писать заявление, я  говорил, что на  следующий день после него уйду  я. Но  сейчас совсем другая ситуация. Ко  мне актеры даже подходили после похорон, просили не  бросать их…

—  Вы  себя ограничили до  какого-то момента?

—  Я  должен здесь быть все время, пока ставлю спектакли. В  конце сезона буду посвободнее, потому что выпуск у  Миши Лебедева, а  пока у  меня в  10 утра репетиция "Старого дома" (выпуск в  марте), в  два часа дня  — "Корсиканка", премьеру покажем 21–22  апреля. До  ухода Славы должны были работать параллельно.

—  Каково вам репетировать спектакль Вячеслава Гвоздкова?

—  Я  первый раз в  жизни в  такой ситуации. В  "Старом доме" он  успел наметить только первый акт, то  есть фактически нужно ставить спектакль целиком. Есть видеозапись эстонской постановки Гвоздкова, но  она для меня скорее помеха. Все другое  — время, пространство, язык. Сейчас мы  где-то в  середине второго акта, должны быть хорошие актерские работы, но, как всегда, ничего не  обещаем заранее.
Конечно, последним спектаклем Гвоздкова стала "Касатка". Этот уже скорее его памяти, но  в  программке будет написано "постановка Гвоздкова", потому что идея и  оформление его, я  подпишусь просто режиссером.

—  А  что ставит Михаил Лебедев?

—  Миша ставит "Роковую ошибку", когда-то эта вещь шла здесь, у  Монастырского. Это повесть Рощина, у  нее много инсценировок. Мы  на  курсе ее  замышляли еще до  появления Михаила, потому что много девчоночьих ролей, хорошая литература. Единственное условие, которое мы  для себя определили, и  Миша тоже сразу принял  — мы  не  ставим про 70-е годы, ставим про сегодня. Другие ритмы, самокаты, граффити… Другая стилистика.

—  Планы известны до  конца года?

—  Да, в  новом сезоне мне нужно будет выпустить "Лев зимой", с  Владимиром Борисовым, Жанной Романенко и  молодежью, параллельно с  мая Сергей Грицай начнет репетировать мюзикл "Барышня-крестьянка", просит много времени, дадим. Под конец года должна быть премьера.

—  Ходят слухи, что вы  ищете директора.

—  Сейчас врио гендиректора Валерий Сергеевич Мелешин. Он  много лет был первым замом у  Гвоздкова и  сейчас достойно и  квалифицированно взял на  себя всю организационно-хозяйственную работу. Так что никакой спешки здесь  нет. Но  если о  будущем, то  не  исключен вообще вариант директорского театра. Если мы  не  найдем художественного руководителя, который по-настоящему творчески возглавит труппу, возможно, придет интеллигентый, умный директор. Я  с  такими работал, это, например, Александр Кулябин в  Новосибирске, Юрий Фастовщук в  Краснодаре.

—  Подводя итог: перемены в  руководстве  — дело не  ближайшего года?

—  Поисками мы  занимаемся уже сейчас, делаем это вместе с минкультом, обмениваемся кандидатурами. Их  немного. Сегодня провинциальный театр, в  отличие от  московских и  петербургских, в  невыигрышном положении. Сейчас уже не  стремятся обрести свой театр, хоть какой-то, как было у  нас. Но  у  меня нет таких настроений, что я  наконец-то "заполучил" театр, и  теперь я  главный! Совершенно  нет. Наоборот, мне хочется найти такого человека, который даст этому театру новый толчок к  развитию.

Ещё новости о событии:

Валерий Гришко рассказал о ближайших планах После ухода из жизни Вячеслава Гвоздкова прошло уже больше 40 дней.
18:51 05.03.2018 Волжская Коммуна - Самара
После ухода из жизни Вячеслава Гвоздкова прошло уже больше 40 дней. Что будет с Самарским театром драмы?
18:15 05.03.2018 Волга Ньюс - Самара
 
По теме
9 апреля в выставочном пространстве отдела редких книг Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ) состоится открытие книжно-иллюстративной выставки под названием «Великое государственное и полезное учреждение».
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
Системная работа продолжается - Самарская Губернская Дума 28 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание «круглого стола» комитета по здравоохранению,
Самарская Губернская Дума
ТЕСТ НА ВИЧ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ? - Самарский СПИД-центр Несколько десятков лет назад между вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и смертью стоял знак равенства, а люди с положительным ВИЧ-статусом занимали не самое приятное положение в обществе.
Самарский СПИД-центр
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий