Отмечала не то чтобы шумно. Но широко. Несла цветы к памятнику, слушали стихи и песни в библиотеках, клубах, школах, вузах... По ГИСу смотрела документальное кино о Высоцком.
А в филармонии для нее давали спектакль. «Райские яблоки».
«Ни быта, ни скандалов, ни анекдотов. Только поэзия», - говорит о спектакле сын Владимира Высоцкого Никита.
Премьера была в Центре Высоцкого на Таганке. В июле 2005-го. И во многих городах Отечества спектакль этот уже видели. 25 января 2013 года и мы посмотрели эту работу режиссера Тугушева. Рашида Ту-гушева, который ассистировал Роману Виктюку, когда тот ставил пьесу Николаи «Милый, сколько яду положить тебе в кофе». Самостоятельно поставил «Тьму» по Л.Андрееву в «Современнике». В Центре эксцентрики А.Жеромского ставил Петрушев-скую и Николаи. Ставил спектакли в Нижнем Новгороде, в Норвегии. Снял фильм «САСПЕНС».
Ну и вот - «Райские яблоки».
«Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?
Мне - чтоб бъши друзья, да жена - чтобы пала на гроб.
Ну а я уж для них наберу бледно-розовых яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб».
Персонажей в спектакле двое. Женщина (Светлана Григорьева) и мужчина с гитарой (Алексей Зыков). Три стула, два холста, на которых намалеваны толстенные стены с прорубленными в стенах окнами. Странными окнами. В никуда. Ну а под потолком, под сценическим потолком - яблоки. В огромной такой «авоське». Настоящие. Краснобокие. Много. Женщина дернет за веревку, и яблоки упадут с высоты. Упадут, по сцене покатятся...
Яблоки будут катиться, мужчина будет рвать глотку, струны и сердце. И сначала кровь пойдет горлом. А потом сдастся и сердце. «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее», - будет просить хриплый голос. Напрасно.
«Райские яблоки» - это история жизни и смерти поэта, составленная из его песен и воспоминаний близких ему женщин.
Но перед тем, как эта история развернется и покатится к неизбежному своему концу, перед тем, как пронзит а капелла «песни Марьи»
Я слезами горькими горницу въмою
И на годы долгие дверь закрою,
Наклонюсь над озером ивою, ивою
- Высмотрю, как в зеркале, - что с тобою?
самарец Всеволод Ханчин расскажет о концертах поэта в Куйбышеве. Концертах, ставших легендой.
Полагаю, он рассказывал об этом сотни раз. Но зал слушал как впервые. И я ее повторю. Эту легенду.
60-е. У всей Самары на устах ГМК. Городской молодежный клуб и его дерзкие даже по отте-пельным временам затеи. Президент клуба - Вячеслав Климов, а Ханчин отвечает за «завоз» бардов. И уже привозил Кукина, Клячкина, Якушеву, Городницкого, Полоскина, Вихарева...
24 мая 1967-го привозят Высоцкого. Два концерта. Один в филармонии. Другой - в клубе Дзержинского. Народу не бог весть сколько: Высоцкий для Самары - новая тема. Да и не только для Самары. Но вот по городу расползаются магнитофонные записи с концертов, а тут еще «Вертикаль». И город сходит с ума. «Если друг оказался вдруг... » поют у каждого костра, на каждой молодежной вечеринке. На комсомольских семинарах поют и конференциях.
А если не поют, то крутят пластинку. Маленькую гибкую пластинку с песнями из кинофильма. «В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы, просто некуда деться... » Город сходит с ума и требует у ГМК Высоцкого. «Пишите заявки» - выдвигает встречное требование ГМК. 40 тысяч. Высоцкого хотят слышать 40 тысяч человек. Адекватная площадка - одна. Только что построенный Дворец спорта. Но Высоцкий никогда на такой огромной аудитории не пел. И КГБ - против. Против и управление культуры, и обком... И если бы не первый секретарь обкома...
«Он что - враг народа?» - недоумевает Орлов. Владимир Павлович Орлов. Еще одна легенда Самары.
Орлов - «за», и билеты печатают. 10 тысяч билетов. На два концерта. А заявок-то 40 тысяч! Шли отовсюду - с заводов, вузов, НИИ. Начали резать заявки. В два, а то и в три раза. «По большевикам прошло рыдание».
27 ноября, и Ханчин едет за Высоцким в Москву.
«28-го встретились, рассказывает, у служебного входа. Обнялись. В Таганке - премьера. «Пугачев». Высоцкий в роли Хлопуши. Предупреждаю Володю: у нас 20 минут, чтобы добраться до поезда. За пять минут до конца спектакля брат (он москвич) выскочил за такси. Актеры выходят на поклон. Овация, и зал, потрясенный монологом Хлопуши, скандирует: «Высоцкий! Высоцкий! Высоцкий!» А мы с Володей уже бежим к машине. Он - в костюме героя: холщовые штаны, голый торс. Я - с гитарой и барахлом - надо же ему переодеться».
Они на поезд успели. А поезд в Куйбышев опоздал. На полчаса. И когда Высоцкого привезли во Дворец, зал гудел, и было в зале даже не пять, все семь тысяч. Люди стояли, сидели на ступеньках, перилах, по двое на одном стуле. Первым вышел Ханчин («Володя меня буквально вытолкнул!») и стал рассказывать о потрясении, которое испытал, когда слушал на Таганке монолог Хлопуши. И тут подходит к микрофону Высоцкий и:
«Проведите, проведите меня к нему!
Я хочу видеть этого человека!»
Такой огромной аудитории у Высоцкого еще не было никогда. Но он взял ее. Он взял куйбышевцев. Взял сразу и всех. Даже тех, кто сидел на первых рядах. Тех, кто его запрещал. Он взял Самару и вот уже полвека не отпускает. Самара дает его имя своей улице, скверу, паруснику, регате; ставит ему памятник и открывает его самарский музей; и поет его, и слушает, и смотрит, и читает...
Нет, за люстры, за шикарные люстры нашей филармонии вы можете быть абсолютно спокойны. На люстрах 25-го 2013-го народ не висел. Но свободных мест не было и на «Райских яблоках». И большинство этих мест занимали те, кто был свидетелем того, ноябрьского, пришествия Высоцкого. По возрасту сужу: это были, которым посчастливилось или не посчастливилось попасть на легендарный концерт. И один такой счастливчик сидел от меня справа. Седоватый ежик и твидовый пиджак - униформа технической интеллигенции семидесятых. Он был не один. Был с мальчишкой. Лет четырнадцати парень и, скорей всего, внук. И в антракте он этому парню рассказывал о своем 67-м. Говорил о том, как ночами простаивал в кассы Таганки, чтобы попасть на Высоцкого. На «10 дней...», на «Павших и живых», на «Галилея», «Пугачева», «Дознание»... Рассказывал, какая невероятная при таком скоплении народа тишина стояла в забитом людьми Дворце спорта, когда Высоцкий читал монолог Хлопуши. И как потом зал взорвался. Буквально взорвался аплодисментами и криками «браво!» Говорил, что песен было не меньше тридцати. Но самарцы Высоцкого не отпускали и не отпускали. До тех самых пор, пока поэт не взмолился: «Не могу больше, братцы! Выдохся!»
«Когда он пел, за него, - писал о Высоцком Вознесенский, - становилось страшно. Он бледнел иступленной бледностью, и мукою было глядеть на него. Он рвался изо всех сил, из всех сухожилий. Но именно в эту минуту он становился Поэтом».
В «Райских яблоках» - 25 песен. От ранних до культовых. Внешне Зыков не похож на Высоцкого. Да и голос у выпускника Гнесинки иной совсем. Но у Зыкова есть большее, чем формальное сходство. У него тот же, что и у Высоцкого, «нерв». И аплодировали Зыкову после каждой песни. Аплодировали Высоцкому. Но и Зыкову тоже. И отпустили не сразу. А когда я стояла в очереди за пальто, кто-то за спиною спросил (не меня, а того, кто рядом): «Как думаешь, о чем бы сегодня Высоцкий пел?»
Источник: Самарская Газета
29.01.2013 14:08