Что мы друг у друга есть

«Хорошо, что мы друг у друга есть», - поют актеры на поклонах и выбегают в зал для фотографии со зрителями. А ведь и правда «хорошо, что ...». Чего уж тут стесняться.
Что мы друг у друга есть
Что мы друг у друга есть
Что мы друг у друга есть
Фото: st.vkonline.ru
Денис Бокурадзе выпустил спектакль «Старший сын» в театре-студии «Грань» «Хорошо, что мы друг у друга есть», - поют актеры на поклонах и выбегают в зал для фотографии со зрителями. А ведь и правда «хорошо, что ...». Чего уж тут стесняться.

Театр «Грань» показал премьеру сезона - спектакль «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова, трехчасовое объяснение в любви друг другу и зрителям.

Связаны на спицах

Текст про спектакль Бокурадзе всегда хочется начать с описания фактур. Лейтмотивом оформления на этот раз стала шерсть, как в «Лире», только костюмы не напоминают власяницу, а будто связаны на спицах бабушкой (или Ниной). Все обитатели дома Сарафановых обвязаны с ног до головы: в квартире обязательно «переобуваются» в теплые носки, чтобы ходить по шерстяному ковру, на улицу носят толстые свитера, береты, шарфы, рюкзаки из шерсти и даже вязаные подтяжки. Остальным повезло меньше - носки им связать некому, только воротники, капюшоны и карманы пальто. Льняные брюки, деревянные табуреты и чемоданы - все натуральное и выдержано в одном естественном цвете (проще всего обозначить его бежевым), все подсвечено мягким приглушенным светом (Евгений Ганзбург) и озвучено минималистичной музыкой Арсения Плаксина.

Если на Таганке, где «Старший сын» Бокурадзе вышел осенью, Сарафанова сыграл соответствующий возрасту героя Николай Чиндяйкин, то в «Грани» решение этой роли было одной из главных интриг будущей премьеры. Даниилу Богомолову не привыкать к возрастным работам, но все равно было интересно, какие средства выберет молодой актер для роли чудаковатого отца семейства? Сарафанов передвигается по сцене неуклюжей походкой стареющего человека, говорит скрипучим голосом, как будто одной половиной рта, в движениях суетлив, посадкой головы напоминает какую-то птицу. Старые очки связаны размохренной резинкой, жесткие волосы зачесаны назад и торчат.

Ярко характерная работа актера строится не только на внешнем рисунке. С Сарафановым в спектакле связана тема противоречивых отношений в большой любящей семье. Когда порой «свои» так надоедают, что легче признать родным чужого, чем вот этих всех людей, которые тебя не ценят, ни во что не ставят и вообще, кажется, только и думают, как бы еще вытрепать нервы, да к тому же собираются разъехаться кто куда и оставить отца одного. Сарафанов в этом спектакле - человек раздражительный, но доверчивый и беспомощный.

Любовь-цемент

У Сарафанова-старшего есть «ударные» сцены, например, ужасно смешной диалог с Васечкой (не совсем еще ровная, но, безусловно, удачная работа Кирилла Стерликова), который уже знает про нового «сына» и пытается раскрутить папу на рассказ о бурной молодости. Или сцена с признанием Бусыгина, в которой папа категорически отказывается верить, что тот ему не сын. Но в этом спектакле режиссеру важнее отношений Сарафанова и его мнимого сына - история Бусыгина и Нины. Любовная линия становится цементом спектакля и новой большой семьи.

«Старший сын» в «Грани» - комедия с большой долей эксцентрического. Особенно последовательно и успешно ведут эту тему Любовь Тювивина в роли прожженной сибаритки Макарской и незадачливый любовник Сильва в исполнении Сергея Позднякова. В ту же сторону движется импульсивный подросток Васечка, чья жизнь заканчивается примерно раз в двадцать минут сценического времени - вместе с перепадами настроения у Макарской, которую черт его дернул выбрать объектом первых воздыханий. На этом фоне еще заметнее, что Нина и Бусыгин - персонажи, скорее, лирические. Развитие их чувства тончайше прорисовано в подтексте. «Брата» и сестру постоянно оставляют наедине. Они без остановки говорят об отце, решают, что с ним делать, ссорятся, едва заходит речь о женихе Нины - а на самом деле становятся все ближе друг другу, и сделано это так воздушно, что дуэты оказываются в центре спектакля.

Бусыгин Аркадия Ахметова - тихий интеллигентный человек, склонный к эмпатии, он и в самом деле чувствует ответственность за жестокую шутку над отцом и выходки неродного брата, но остается у Сарафановых - из-за Нины. А выдержанная отличница, образцовая хозяюшка и примерная невеста Нина (неожиданная после недавних характерных работа Юлии Бокурадзе) с самого начала не верит ни в какие россказни про нашедшегося сына - для этого она слишком рациональна. Но не для того, чтобы сменить милого, но недалекого солдафона Кудимова (гомерически смешная роль Василия Ярова, развивающаяся под ритм гитары Бусыгина) на гораздо более созвучного ей незнакомца. Бог с ним, что до поры до времени придется прикинуться сестрой.

Семейное трио

Если некоторые спектакли Дениса Бокурадзе стремятся к пластическим композициям, то в «Старшем сыне» одним из главных выразительных средств становится музыка. Особенно гитара Аркадия Ахметова. Самарский актер специально ездил в Москву, чтобы взять уроки у Василия Уриевского, чьи песни исполняет в спектакле. Фрик-бард, как сам себя когда-то назвал Уриевский, известен широкой публике как автор-исполнитель, поэтому его Бусыгину на Таганке досталась гитара - по тексту вообще-то атрибут Сильвы. Осталась она у Бусыгина и в самарской версии. А Даниил Богомолов специально для спектакля выучился играть на кларнете. Неизвестно, играл ли раньше на детском аккордеоне Кирилл Стерликов - Васечка, но сначала у Сарафанова-старшего складывается дуэт с новым сыном, а потом вместе с Васечкой образуется семейное трио, завершающее спектакль на мажорной ноте.

Музыка в спектакле многим навевает мысли о бардовской песне и вообще 1960-х. По мне, манера исполнения Аркадия Ахметова в сочетании с песнями Уриевского напоминает, скорее, Сергея Бабкина, а не классиков авторской песни, но старомодность - безусловно, один из «ключей» к этому спектаклю. Причем «Старший сын» Бокурадзе - вещь совершенно не бытовая, но и в этом довольно условном оформлении, в табуретах и массивных свитерах, в тесноте квартиры, «разделенной» на комнаты лоскутами ковра, проступает ткань времени. Старомоден и сам финал, зашкаливающий в своей идилличности, старомодно - вот так выстраиваться перед зрителем, будто для семейного фото. Но это сознательная старомодность, взятая как ключ к тексту, к этим странным, не совсем понятным людям, в один день сделавшим чужого человека своим сыном.

Хорошо, что

Видевшие таганковский спектакль рассказывают, что он отличается от новокуйбышевского, в том числе характером действия. Из московской версии при этом взяты не только песни Василия Уриевского, мизансценически два «Старших сына» во многом схожи, если судить по фотографиям и отзывам. В оформлении использованы одинаковые фактуры, но цветовая гамма на Таганке контрастнее. Две версии одной истории можно посмотреть и в Новокуйбышевске: Нину в другом составе сыграет Екатерина Кажаева, Макарскую - Алина Опарина (Костюк), Сильву - Арсений Плаксин.

Новый спектакль «Грани» активно посылает приветы старым: сосед-грузин в исполнении Василия Ярова цитирует своего брата-близнеца из «Тани-Тани», домашнее платье соседки Макарской напоминает о «Лире». И это, конечно, не случайно, потому что в семье Сарафановых «Грань» видит и свою собственную театральную семью.

«Хорошо, что мы друг у друга есть», - поют актеры на поклонах и выбегают в зал для совместной фотографии со зрителями. А ведь и правда «хорошо, что ...». Чего уж тут стесняться.

 
По теме
flu1 - Городская больница №5 18 – 24 марта в Российской Федерации проводится неделя профилактики инфекционных заболеваний (в честь Всемирного дня борьбы против туберкулеза).
Городская больница №5
Самарский фотограф Кучерявая — о том, как её работы попали на обложки зарубежных журналов: «Бывает, что хочется показать особенность внешности человека или его характера» - ProGorodSamara.Ru Кучерявая — самарский фотограф, организатор персональной фотовыставки «Проекция на искусство», преподаватель интенсива для фотографов «Формула роста» и организатор летнего фотокемпа от фотошколы «Взгляд».
ProGorodSamara.Ru