Как сохранить систему допобразования в условиях дефицита бюджета?

27 ноября 2015 г. члены комиссий Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки и по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений, а также члены рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Регионального отделения ОНФ по Самарской области посетили г.о. Тольятти. Основной темой выездного заседания стали проблемы реализации концепции дополнительного образования детей в городском округе.
Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р. Подчеркивая важность дополнительного образования, авторы документа ставят задачу: к 2020 году дополнительными общеобразовательными программами должно быть охвачено не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Но как сегодня на самом деле обстоят дела в этой сфере?
В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными и муниципальными организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и др.), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей закрепляет полномочия по организации его предоставления за региональными органами власти и органами местного самоуправления. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг.
Система дополнительного образования каждого муниципального образования, по сути, уникальна. В Автограде работают десятки муниципальных бюджетных учреждений, оказывающих услуги по программам дополнительного образования детей; достаточно мощно представлен и негосударственный сектор: в частности, услуги допобразования готовы предложить более 120 НКО.
«В Концепции акцент задан на развитие персонального образования, на более тесную интеграцию с общим образованием, – отметила заместитель мэра г.о. Тольятти по социальным вопросам Татьяна Леснякова. – В современных условиях необходимы понятные инструменты оценки личностных достижений детей не только в школьном, но и в дополнительном образовании». Основные механизмы развития дополнительного образования, обозначенные в Концепции, по словам Татьяны Лесняковой, в Тольятти уже применяются. В частности, с 2009 года организован персонифицированный учет, что «позволяет грамотно регулировать оказание услуг дополнительного образования».
Как рассказала заместитель руководителя департамента образования – руководитель управления образования и занятости мэрии г.о. Тольятти Елена Пинская, в городе наработан опыт внедрения автоматизированных систем управления в системе дополнительного образования (нужно отметить, что в Самарской области на допобразование эта система распространена только в Тольятти), что «позволяет четко выстроить реперные точки для контроля». Так, внедрение этой системы позволяет не только мониторить востребованность конкретных программ дополнительного образования, но и «увидеть» детей, которые вообще нигде не заняты, а также детей с многократным превышением нагрузки: в обоих случаях немедленно начинается работа с классными руководителями и с родителями.
Если в Концепции только предполагается создание открытых сервисов информационного сопровождения участников дополнительного образования, обеспечивающих выбор программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий, то в Автограде «путеводитель» по программам дополнительного образования доступен в сети Интернет уже с 2010 года; сегодня есть и интерактивная карта, на которой родители Тольятти могут увидеть, куда именно привести своего ребенка для обучения по этим программам.
«Система дополнительного образования Тольятти многообразна, богата традициями и достижениями. Но сегодня хотелось бы в первую очередь заострить внимание на проблемах, требующих решения, – задала направление дискуссии председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений Татьяна Бодрова. – Нам идут сигналы с мест о том, что в силу дефицита местного бюджета с учреждений дополнительного образования с 1 сентября, с 1 октября этого года снимается финансирование. Учреждениям приходится снижать нагрузки педагогам, не имея при этом никаких уведомительных документов от своих учредителей. Ответственность, в конечном счете, несут руководители учреждений».
Городские чиновники от образования вынуждены признать: уменьшение нагрузки уже послужило причиной потери части педагогов, пока, в основном, из числа преподавателей-совместителей.
Директор МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества» г.о. Тольятти Валентина Бухтоярова также подтвердила: с предложенным вариантом дефицитного городского бюджета в учреждении рассматривается сокращение оплаты труда сотрудников по стимулирующей части на 40%, по компенсирующим доплатам – индивидуально от 5 до 40% по разным должностям.
«В период с мая по октябрь 2015 года в системе культуры в детских школах искусств сокращено 355 бюджетных мест. В масштабах абстрактно взятого города это закрытая детская школа искусств, которая реализует несколько направлений. В связи с чем трудности, которых мы ожидаем в 2016 году, в Тольятти наступили уже в этом году?» – обратилась к представителям мэрии Тольятти главный консультант управления реализации культурной политики департамента стратегического планирования и развития отрасли министерства культуры Самарской области Елена Клишко, подчеркнув, что ситуация сокращения бюджетных мест имеет место быть на фоне того, что город итак не дотягивает до норматива охват учащихся именно детскими школами искусств, и напомнив, что в Послании Президента РФ от 4 декабря 2014 года дано задание не допускать свертывания системы дополнительного образования.
«В настоящее время идет работа согласительной комиссии по бюджету. Мы понимаем, что это очень тревожный вопрос. Сокращать социальную сферу крайне опасно, – отметил председатель постоянной комиссии по социальной политике Думы г.о. Тольятти Александр Родионов. – Сложилась ситуация, что фактически среди учебного года возникло достаточно много проблем, которые необходимо разрешать... Если сегодня радикально сократим финансирование, думаю, что эту систему уже не восстановим. Самое главное – сохранить кадры».
Пока же проект городского бюджета предлагает сократить финансирование учреждений допобразования отрасли «Образование» более чем на 114,5 тыс. руб. (необходимый объем на уровне плана 2015 года – 374 648,0 тыс. руб.), учреждений допобразования отрасли «Физическая культура и спорт» более чем на 46,2 тыс. руб. (необходимый объем на уровне плана 2015 года – 483 104,0 тыс.руб.); объем финансирования учреждений допобразования отрасли «культура» в проекте бюджета на 2016 год планируется сократить на 26,5 тыс. руб. (необходимый объем на уровне плана 2015 года – 274 046,0 тыс. руб.), – привела данные главный специалист Управления аналитики и организации работы комиссий аппарата Думы г.о. Тольятти Татьяна Макарова.
«В сложившихся экономических условиях важно, чтобы решались основополагающие задачи, заложенные в самой концепции развития дополнительного образования», – подчеркнула Татьяна Леснякова.
В Тольятти, очевидно, надеются на помощь областного бюджета, однако, область, судя по всему, дает понять, что надежды эти вряд ли оправданы.
«Региональный бюджет несет свои полномочия, и они не просто большие, а огромные и увеличиваются из года в год. Несмотря на социально-экономические трудности, бюджет отрасли образования в Самарской области не уменьшается, а даже увеличен на определенный процент. Брать на себя дополнительные обязательства – это огромная ответственность. У каждого бюджета есть свои обязательства, которые этот бюджет должен нести. При любом дефиците возникает вопрос приоритетов», – расставила точки над «и» заместитель министра – руководитель департамента общего образования и проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки Самарской области Надежда Колесникова и, обратившись к представителям мэрии Тольятти, подняла еще одну проблему: «Вы переходите от нормативного финансирования в дополнительном образовании к финансированию человеко-часа. Это очень непростая задача, которая влечет за собой очень много последствий. В общем образовании финансируется не человеко-час, а ребенок, который реализует определенную программу, независимо от того, посещает ли он занятия. Не получится ли, что у педагога не будет в течение года твердой уверенности в нагрузке, а значит, и в размере оплаты?»
Эту позицию поддержали большинство участников заседания, порекомендовав мэрии Тольятти тщательнее взвесить все «за» и «против»: ведь дополнительное образование – это свободная сфера, где все держится на интересе ребенка и возможностях родителей, в этой сфере отсутствует жесткий элемент обязательности, а принцип оплаты человеко-часа ввергает педагога в ситуацию неопределенности.
По итогам заседания его участники также рекомендовали мэрии и Думе г.о. Тольятти не допускать сокращения муниципального задания и норматива на одного работника для муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей и не допускать сокращений бюджета этих учреждений на 2016 год. Кроме того, органам местного самоуправления рекомендовано в обязательном порядке привлекать органы общественно-государственного управления г.о. Тольятти (городской Совет директоров учреждений дополнительного образования детей и районных организаций профсоюзов народного образования и науки) для решения системообразующих вопросов в сфере дополнительного образования детей, в том числе при проведении оптимизации городской сети учреждений дополнительного образования детей.
«В условиях снижения уровня экономического роста и сокращения доходных источников местного бюджета г.о. Тольятти, сохранение сложившихся подходов к организации и финансированию дополнительного образования детей может привести к свертыванию сети действующих учреждений. Решение содержащихся в Концепции развития дополнительного образования детей задач требует консолидации и интеграции усилий различных ведомств, занимающихся реализацией программ дополнительного образования, органов государственной власти и местного самоуправления, негосударственных организаций», – подчеркнула заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Маргарита Вахтина, по мнению которой, в сложившейся ситуации было бы целесообразно образовать рабочую группу по формированию концепции развития дополнительного образования детей в городском округе Тольятти.
Отметив, что допобразование сегодня остро нуждается в современной, адекватной материальной базе, Александр Родионов предложил по итогам заседания обратиться в адрес Городского стратегического совета, в состав которого входят руководители крупных предприятий Тольятти, с просьбой оказать помощь в модернизации материально-технической базы муниципальных учреждений дополнительного образования.
Ряд рекомендаций по итогам заседания члены Общественной палаты Самарской области сформулировали также в адрес профильных областных министерств.
«Мы всегда говорим, что дополнительное образование ребенка обходится бюджету во много раз дешевле, чем содержание преступника в колонии. Очевидно, что между количеством детей и подростков, вовлеченных в систему дополнительного образования, и ростом/снижением преступности в будущем есть практически прямая зависимость. Надеемся, что сложившуюся в Тольятти ситуацию можно стабилизировать, найти какие-то точки соприкосновения. В свою очередь, от имени Общественной палаты мы подготовим письмо в Правительство Самарской области, чтобы двигаться в этом направлении», – резюмировала Татьяна Бодрова.

 
По теме
Гаражные воришки-инвесторы   Вот интересно, как рождается в голове преступника криминальный план.
Не сошлись в вопросе кошек   В советское время нередко на коммунальных кухнях разгорались настоящие баталии.
Приглянулась чужая сумка   Пьяный человек — лёгкая добыча для преступника.
Похититель велосипедов по-русски   Итальянский кинофильм «Похитители велосипедов» (0+) - классика мирового кино.
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время