Эдик Кондратов

Сегодня ему могло бы исполниться 80 лет Рассказывает Борис КОЖИН Родился он не в Самаре. Но стал самарцем. Самарцем до мозга костей.

Когда я познакомился с Эдиком Кондратовым? С Эдуардом Михайловичем Кондратовым. Не помню. Мне кажется, я знал его всегда. Он был мой товарищ, и он меня поражал. Своей искренностью прежде всего.

Эдик Кондратов был искренним человеком. Необыкновенно смелым, открытым. Он мог, например, совершенно спокойно рассказывать о своих студенческих любовях. Ну вот, скажем, есть «Варшавская мелодия», пьеса Зорина о любви: она - полячка, он - москвич. У Эдика Кондратова была «венгерская мелодия». Потрясающий роман, и он нисколько не стеснялся о нем подробнейшим образом рассказывать. Мне бы и в голову не пришло такое. Кондратов это делал.

«Слушай, а как Лена к этим твоим откровениям относится?» - спросил я его как-то. Лена - это жена. Золотой, необыкновенно преданный Эдику человек. «Спокойно, - говорил он. - А почему нет?» И печатал свои рассказы огромными тиражами. А хотите - расскажет по телевидению, хотите - по радио. Если попросите, повторит. И сделает это изумительно.

Он был талантливым рассказчиком. Он был талантливым писателем и талантливым журналистом. Он окончил Ленинградский университет и работал во всех наших газетах. В «Волжской Коммуне», «Волжском комсомольце», «Волжской заре». Газет было мало. Он работал во всех. Когда газет стало много, опять стал работать во всех. Кондратова печатали буквально все наши газеты.

Кондратов - самарец. Нет, родился он в Могилеве. Но стал самарцем. Самарцем до мозга костей. А я таких людей люблю. Я их коллекционирую. Ну, скажем, городской голова Петр Владимирович Алабин, или хирург Георгий Львович Ратнер, ракетостроитель Дмитрий Ильич Козлов, или создатель уникальных авиационных моторов Николай Дмитриевич Кузнецов. Родились совсем не в Самаре. Но стали самарцами. От Волги что ли это, от Жигулей...

Нет их никого. И я думаю, она плачет, эта женщина по имени Самара. Она потеряла удивительных, преданных слуг своих. Людей, влюбленных в нее, в эту женщину. А ее стоит любить, поверьте. Эти люди прекрасно это понимали. Таким был и Эдик Кондратов.

Он уезжал из Самары. Он работал во всех самарских газетах, а потом стал собственным корреспондентом «Известий» в Туркмении.

Что такое «Известия» тех лет? Это главная газета страны. Нет, конечно, «Правда», чего говорить. Но газетой, которую хотелось читать, были «Известия». Думаете, легко было тогда на «Известия» подписаться? Мне удавалось. Я любил эту газету и всегда искал: нет ли там статьи Кондратова. Очерки о Туркмении, о нравах, обычаях этого края. Но главным для Кондратова и там был человек. Он и там разгадывал и разгадывал эту вечную загадку. Он и в Туркмении писал как самарец.

Он долго работал в Туркмении. Но после Туркмении в Самару не вернулся. Нет, он был в Самаре. В отпуске. Мы с ним встретились, и я его спросил: «Где теперь?» Он говорит: «В Молдавии». И рассказывает, как ему там. А уже 80-е годы, уже Перестройка, и ужас что творится в Молдавии. Но он выжил. Его дом осаждали, ему грозили убийством, все это было. Он мне рассказывал. Рассказывал и улыбался. «Хотели, - говорил, - сначала убить, а потом полюбили». И это мастерство самарца: заставить людей самых разных характеров, нравов и убеждений тебя полюбить.

Но он без Волги не мог. И вернулся. И теперь вот такая главка: Кондратов и документальное кино.

Эдик Кондратов не был фанатиком. Он никогда не был человеком, затесанным с одного конца. Он писал книги, писал статьи, вместе с Володей Сокольниковым, самым близким своим другом, написал сценарий художественного фильма. «Тревожные ночи в Самаре». Первый в нашей стране многосерийный телевизионный фильм. Но интересовался он и документальным кино. Приходил на студию кинохроники, на Молодогвардейскую, 66, к нам, своим друзьям, а мы его просили: «Эдик, напиши сценарий». И он написал. И появился фильм. Первый в России документальный фильм - детектив. Ну, может быть, один из первых. Режиссер картины - Миша Серков. Оператор - Нина Шумкова. «Кража». Так этот фильм называется. Тогда очень часто обворовывали квартиры. Ну как и сейчас. 12-15 квартир в сутки - это 70-е годы. Ну и мы сняли картину о том, как одну такую кражу раскрыли. Черно-белая картина. Прекрасный сценарий. Кондратов работу УВД хорошо знал. Он входил в областную комиссию по реабилитации.

Принимал Эдик Кондратов участие и в выпусках нашего киножурнала. Ну, например, с его помощью мы сняли очень интересный выпуск о Волжском автомобильном заводе, тогда флагмане нашего автомобилестроения. А однажды Эдик привел на студию свою старшую дочь. У него две дочери. Младшая - Алена. У нее своя дочка есть - Настя, внучка Кондратова. Алена - врач. И живет с Настей в Варшаве. А старшую зовут Лариса. У нее тоже ребенок, сын Глеб, внук Кондратова. Вот Ларису-то и привел к нам когда-то Кондратов и сказал: «А нельзя ли, чтобы она попробовала написать сценарий документального фильма? Я помогу». «Почему нет», - сказали мы.

А в это время Самара переживала катастрофу: в очень тяжелом положении находился госпиталь инвалидов Отечественной войны. Там была страшная теснота. Страшная! Он находился, этот госпиталь, на Молодогвардейской, и больными там заняты были все подвалы. Там же не только ветераны Отечественной лежали, там лежали «афганцы». Это было жуткое зрелище - Самарский госпиталь ветеранов войны. И ветераны войны, участники войны бились за строительство нового госпиталя. Но произошла возмутительная история. Во время одного из городских субботников было объявлено, что вся выручка от субботника пойдет на строительство нового госпиталя. Сейчас все знают: госпиталь инвалидов Отечественной войны на «22-м Партсъезде», скажу по-самарски. Глупое название улицы, а госпиталь прекрасный. Но сначала надо было его построить. Нужны были деньги. А деньги пропали. Деньги, заработанные всем городом. На субботнике заработанные, в один день, но всей Самарой!

Денег нет, а приближается очередная годовщина Победы... Что творилось! И вот об этом Самарская студия кинохроники снимает фильм. Автор сценария - Лариса Кондратова, отец ей помогает. Необыкновенно тяжелая картина. Тяжелая по своему содержанию. Столько слез на экране! Столько горьких интервью. Матери искалеченных «афганцев» говорили. Говорили страшные вещи.

Но фильм готов - нужно название. Я говорю: «Давай, Эдик, думай». А они так бились за этот госпиталь, ветераны войны! Так бились! И он говорит: «Давайте назовем «Последний бой». Под этим названием фильм и вышел. Я считаю, название прекрасное. Вот эти искалеченные войной люди, которые защищали Сталинград, сражались на Курской дуге, брали Берлин. Все - позади, и вот последний бой - за госпиталь. Фильм вышел. Название принадлежит Кондратову. Придумал, конечно, по блату - автором сценария была его дочь. Режиссером там был Володя Косачевский. Операторы - Нина Шумкова и Саша Назаров.

Я позвонил Нине Шумковой: «Нина, какую еще картину назвать, из тех, что ты с Кондратовым делала?» Она говорит : «Выйду ль я на улицу» обязательно назови. Полнометражная картина. Да ты ж ее видел».

Я видел. Это очень хорошая картина. Производство «Волга-фильм», студии Самарского отделения Союза кинематографистов России. Эдик Кондратов - автор сценария, а хитрость в том, что дикторский текст там в стихах. Нина Шумкова делала эту картину как режиссер. И вы картину эту можете посмотреть. Недавно я написал очерк о Нине Шумковой для журнала «Самарские судьбы» - «Нина Шумкова, или Девочка из Нового Буяна». И Нина мне говорит: «А нельзя ли диск с этим фильмом приложить к журнальному номеру?». Посмотрите. Цветная полнометражная картина, дикторский текст в стихах, автор сценария Эдуард Михайлович Кондратов. Веселый и одновременно грустный фильм. Ну как и сама жизнь.

Я не помню, когда и при каких обстоятельствах впервые встретился с Эдиком Кондратовым. Но я хорошо помню последнюю нашу встречу. В филармонии на 95-летии Петра Львовича Монастырского мы сидели с Эдиком рядом. И в перерыве я спросил: «Эдик, как у тебя дела?» Он сказал, что пишет книгу. Про Ленинградский университет. «Ну а что сердце?» - «Да ничего. Пока ничего. Вот видишь - пришел».

У него было больное сердце. И в последние годы он часто лежал в больнице. Но и там работал. Как только становилось легче, начинал писать. «Дашь почитать?» - спросил я, когда расставались.

- «Ну о чем ты говоришь! Выйдет - тут же ее получишь».

Было это 4 октября 2010 года. Он умер в ноябре. От сердечного приступа.

Не стало Эдика Кондратова, но и его последняя книга у меня есть. Ирина Цветкова издала. Из того, что Эдик опубликовать не успел. После смерти вышла книга. И Почетным гражданином нашего города Кондратов стал посмертно. И на доме, где жил, установили мемориальную доску. И это тоже заслуга Ирины Цветковой. Ее и Нины Шумковой. Нина Шумкова - это ведь не только высокий оператор. Она -секретарь Самарского отделения Союза кинематографистов России. А Ирина Цветкова - председатель Самарского отделения Союза журналистов России. В Доме литераторов и журналистов вы ее сможете найти. И вот несколько слов об этом доме.

Он на Самарской улице, Дом литераторов и журналистов. Здание в стиле модерн и красоты необыкновенной.
Так вот, его решили отнять у журналистов и литераторов. А Кондратов - он, кроме всего прочего, очень покладистый человек. Умеет понимать людей, договариваться, уступать... Но не тут-то было!

Чтобы этот дом отстоять, к делу приступили многие. Приступил к делу и Кондратов. И я не забуду, как он писал: «Не отдадим никогда, ни при каких обстоятельствах, никому не уступим! Это наш дом! Дом журналистов и литераторов. И я вцеплюсь, - писал Эдик Кондратов, - зубами старого волка в горло того, кто захочет отнять у нас этот дом, и не разомкну челюстей». Вдруг! Эдик Кондратов! Дом отстояли.

23 июля. Эдик Кондратов родился 23 июля 1933 года. И 23 июля 2013 года ему исполнилось бы 80 лет.

К этой дате должна выйти документальная лента о Кондратове. На студии «Волга-фильм». Режиссер - Нина Шумкова. Оператор - Александр Назаров. Автор сценария - Нина Хегай.

 
По теме
Гаражные воришки-инвесторы   Вот интересно, как рождается в голове преступника криминальный план.
Не сошлись в вопросе кошек   В советское время нередко на коммунальных кухнях разгорались настоящие баталии.
Приглянулась чужая сумка   Пьяный человек — лёгкая добыча для преступника.
Похититель велосипедов по-русски   Итальянский кинофильм «Похитители велосипедов» (0+) - классика мирового кино.
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время