О том, что регион должен обеспечивать себя продукцией собственного производства, говорилось уже не раз. Однако пока наиболее заметные результаты в обеспечении продовольственной безопасности достигнуты разве что в молочном животноводстве и выращивании овощей.
Анализ полокКакие продукты местного производства самарские потребители могут найти на полках магазинов? Почему региональные фермеры не спешат работать с федеральными торговыми сетями? Данные вопросы на минувшей неделе обсуждали эксперты в ходе круглого стола в пресс-центре «Самарской газеты».
Согласно данным региональных властей Самарская область практически полностью обеспечивает себя хлебобулочными изделиями. 44% сливочного масла в федеральных сетях являются продуктом местного производства, для молока этот показатель равен 36%. Источником данных для такого анализа стала информация крупнейших федеральных розничных торговых компаний: Х5 Retail Group («Карусель», «Перекресток», «Пятерочка»), ООО «Ашан», «Metro Cash & Carry», а также региональных розничных торговых компаний ООО «Элит» (супермаркеты «Пчелка», «Элит», «Карамель») и ООО «ТД «Миндаль» (супермаркеты «Миндаль»).
«Говядина, свинина и баранина у нас в основном российского производства. Продукции самарских фермеров 17%, 24% и 8% соответственно, - отмечант руководитель управления торговлей и потребительского рынка регионального министерства экономического развития, инвестиций и торговли Елена Попова. - Местные производители, если посмотреть в разрезе региональных сетей, широко представлены в таких товарных группах как гречка, вермишель, капуста, картофель, лук».
По данным руководителя управления рост цен на продукты питания носит исключительно сезонный характер. Стоимость овощей и фруктов начинает расти осенью и достигает пика ранней весной.
Необходимо отметить, что власти губернии совместно с торговыми организациями регулярно проводят совещания по оптимизации поставок местной продукции. «Торговые сети готовы принимать местное, но ряд производителей испытывает сложности с поставкой в связи с необходимостью соблюдать ритмичность, отвечать требованиям качества и обеспечивать штрих-кодирование упаковки, - поясняет руководитель управления перерабатывающей промышленности и агропродовольственного рынка министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Сергей Посашков. - Сегодня действует более 30 мер поддержки сельхозтоваропроизводителей. Что же касается обеспечения рынка сбыта, то мы совместно с городскими округами ведем работу по открытию ярмарок».
По словам представителя министерства, в регионе готовится несколько проектов, которые позволят увеличить долю местных продуктов питания на полках магазинов. Так, основной производитель сыра в Самарской области Кошкинский маслосырзавод в прошлом году провел полную модернизацию линии по изготовлению этого продукта. Планируется, что она будет выпускать до 850 тонн сыра в месяц. Кроме того, налаживается производство бутилированного подсолнечного масла. Безенчукский МЭЗ реализует проект по строительству линии по розливу, дезодорации и рафинации этого продукта. Уже в начале следующего года производство сможет выпускать более 18 тысяч бутылок в час.
Подмена понятийА вот основной товарной группой, где выявляются нарушения по качеству продукции, является молоко. Ряд производителей до недавнего времени не гнушались подменять молочный жир растительными аналогами. Однако в последнее время таких нарушений фиксируется все меньше. Если в 2016 году объем фальсификата во взятом на анализ молоке составлял 17,5%, то за за истекший период 2017 года этот показатель снизился до 3,8%.
По данным регионального управления Роспотребнадзора изготавливали нестандартную молочную продукцию компании «Млечный путь», «Молочная индустрия», «Молинвест» и «Молпромсервис». «По всем случаям выявления нестандартной продукции применяется комплекс мер, - разъяснила главный специалист-эксперт отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по Самарской области Елена Глинская. - Мы выдаем предписание о прекращения действия декларации, информация об этом размещается на сайте Росаккредитации».
Но есть и хорошие новости. В текущем году на самарских прилавках больше не появляется продукция предприятий-призраков, зарегистрированных на территории региона, но на деле существующих только на бумаге. Годом ранее такие факты встречались неоднократно, но, судя по всему, с этой проблемой удалось справиться.
Елена Попова , руководитель управления торговли и потребрынка МЭРИТ Самарской области:
- Местные производители, если посмотреть в разрезе региональных сетей, широко представлены в таких товарных группах, как гречка, вермишель, капуста, картофель, лук. В федеральных сетях достаточно представлено сливочное масло самарского производства — 44% и молочная продукция — 36%.