Джаник Файзиев: «На столе Коловрата не картошка, а моченые яблоки»

Фото: www.samara.kp.ru
Режиссер «Легенды о Коловрате» пришел на радио "Комсомольская правда, чтобы ответить на вопросы, которые возникли у зрителей после выхода исторического экшна на российские экраны [видео] Евгения КОРОБКОВА

Фильм "Легенда о Коловрате" вызвал споры у зрителей, что традиционно происходит после каждой попытки перенести на экран события русской истории. Так было с "Викингами", совсем недавно с "Матильдой", и вот теперь мнения разделились после картины Даника Файзиева. Многие остались в восторге от эпического прославления подвига рязанского ратника Евпатия Коловрата, давшего отпор ордынцам в XIII веке ценой своей жизни. Другие были смущены тем, что посмотрели "компьютерный комикс".

"Я бы за Батыя вышла замуж"

— Джаник, проясните ситуацию. Почему хан Батый в вашем фильме представлен так нетрадиционно. В несколько… женском обличье.

— Ну что ту скажешь. Такое мнение действительно существует и люди на него реагируют. Но мы не погрешили против истины. Во-первых, бывают мужчины, у которых не растет борода. И у монголов такое явление распространено. Во-вторых, существует очень известный китайский парадный портрет Батыя, в котором он представлен в виде классического военачальника китайской империи. Ухоженный, с удлиненным аристократическим лицом, со специальной прической и так далее…

Почему мы добивались от Батыя такого исключительного вида — потому что я искренне считаю, что многими историками недооценена мощь сила и развитость нашествия и устройство ордынской армии. А мне было важно показать умного, сильного и молодого человека.

— Но при этом нетрадиционной ориентации?

— Это очень субъективная точка зрения. В ходе фокус-групп, например, огромное количество девушек говорили: я бы за Батыя вышла замуж.

— Когда говорили, что русские не умели биться до прихода Орды. И именно опыт взаимодействия с монголо-татарами научил их этому…

— Я цитировал книжку Яна «Батый», которую прочитал еще лет в одиннадцать и запомнил сцену. Как молодой Батый глядел с холма на битву и видел, что русские витязи нарушают строй, демонстрируя собственное мастерство. Тогда Батый подумал, что если бы они умели биться, не разрушая строй — это было бы лучше.

— Но мне показалось, вы лукавили. Этот фильм о том, как прекрасна Орда. Неслучайно же она представлена интереснее, чем русское войско. Сразу видно, что вы и сами человек из Орды.

— Что вы имеете в виду? Из какой такой я Орды?

— Я из зрительного зала вести передаю. Многие зрители выходили после просмотра и говорили: Орда крутая. Жил бы я в то время — ушел бы в Орду.

— Поскольку мое детство прошло на фильмах про Великую Отечественную войну, могу сказать, что фашисты во всех фильмах тоже выглядели офигительно. Существует закон со времен древнегреческой драматургии: чем сильнее ваш враг, тем сильнее протагонист.

— А разве фашистов стали показывать прилично не с «17 мгновений весны»?

— Ну вы слишком молоды, чтобы судить о фильмах, которые были до 17 мгновений...

— Давайте послушаем, что говорит на эту тему Гоблин, тот самый, в чьем переводе многие зрители любят смотреть фильмы:

Этот фильм — попытка перенести на экраны нечто подобное «300 спартанцев», но попытка не слишком удачная. Сюжет невнятный, снято скромно. Изображение хана Батыя в виде лица нетрадиционной сексуальной ориентации — непонятно, также как и непонятно, зачем Коловрат теряет память. Понятно, что это про Россию, про подвиги предков. Тема, в целом, хорошая, но результат скромный.

— Восклицание сродни тому, как человек пришел в зал живописи и сказал: да задолбали. Тут же все нарисовано масляными красками. Вот то же можно сказать по поводу сравнения с «300 спартанцев». Оба фильма сделаны на компьютере, при помощи технологий, а компьютер — это инструмент. Поэтому странно обвинять два фильма в том, что они сделаны при помощи одних и тех же инструментов. Что касается сюжета — то он тоже очень раскрученный и популярный.

А с другой стороны, меня страшно радует сравнение с «300 спартанцами». Это фильм опирается на традицию комиксов, которой в нашей стране нет вообще. Наше жанровое пространство скуднее в сотни раз. К тому же — и я это точно знаю — бюджет «Коловрата» в 12 раз меньше, чем бюджет «Спартанцев». Я, кстати, смотрел в ютубе подборки, как иностранцы смотрят наш трейлер. Они постоянно говорят: вау! А наши, глядя на то же самое – мычат и повторяют "ну это же «300 спартанцев!»

— Вопрос от всей редакции. А вареная картошка на столе у Коловрата откуда? Не было же картошки в то время…

— Братцы мои любимые! Мне приятно, что идет дискуссия, что кто-то увидел картошку на столе. Но это не картошка, а моченые яблоки. И рядом с горшком не свеча, а масляный светильник.

"У меня возникло желание собрать смельчаков и пройти по льду Оки, как двигался Батый"

— Джаник, получается, вы сняли фильм про патриотизм. Но вы ведь — режиссер нашумевшего исторического мультфильма для Ельцин-центра, в котором все правители плохие, один Ельцин хороший. Как вам удалось угодить и либералам и патриотам и сработать на столь разных идеологических полях?

— Ну надо было много выпить, чтобы сделать такие выводы про мультфильм. Вы меня рассмешили. Вы сами-то видели мультфильм?

— Конечно!

Легенда о Коловрате: лучший русский фильм или плохой патриотический глянец?. Обсуждаем в эфире Радио "Комсомольская правда" [видеотрансляция с 21:00 мск]

— Посмотрите на меня. Как я могу снять мультфильм, где все плохие, один Ельцин хороший? Этот мультфильм — про царей, которые пытались идти, опираясь на народ. И только с этой точки зрения мы рассматривали историю. Там каждое слово проверено двадцатью пятью консультантами.

— В итоге правители, благодаря которым, кстати, наше государство существует — изображены недостойными людьми. История России представлена непрерывной черной полосой. А Александра Третьего, которого ненавидят либералы, вообще предпочли забыть. Видимо, за фразу о том, что у России два союзника: флот и армия…

— Но вы же не историк. И я не историк. Там стоят фамилии консультантов, которые этот текст делали. А я давал читать текст и либеральным и консервативным гражданам и всех все устроило. Последнее слово было от человека, который очень консервативно относится к тому что было в стране последние тридцать лет. И он сказал: не придерешься.

— Даже если так, то почему вы сделали главного русского героя дураком? То, что Евпатий каждое утро просыпается тринадцатилетним ребенком может говорить о двух вещах. Либо вы подчеркиваете, что за Русь могли биться только люди с ментальными проблемами, либо — что война в принципе удел дураков.

— У вас невероятно странный угол зрения. Вы, конечно, имеете на это право. Но посмотрите с моей точки зрения. Человек просыпается каждое утро как в 13 лет. Значит, он чувствует себя не просто неуверенным. Он понимает, что если окажется вне стен своего дома — то ничего не будет знать о новой жизни. Это ущербность, которая делает его очень слабым. Я хотел, чтобы каждый зритель в Евпатии узнал себя. Мы не рождаемся богатырями, но можем стать героями. Как в сказках: "жил-был Иванушка-дурачок". Вы же не говорите, что если Иванушка-дурачок спас страну от дракона — это значит, что спасают страну только дураки.

— Простите, но Иванушка-дурачок не был лишен культурной памяти. Ваш же герой напоминает больше манкурта из произведения Чингиза Айтматова. Человека, потерявшего культурную память и ставшего идеальной машиной для убийства.

— Айтматовские манкурты теряли интеллект, как известно. А наш герой его не потерял. Первая фраза, которую он говорит — «возьми меня, я мечтаю стать воином и мечтаю быть тебе полезным». Значит, у него в 13 лет уже был заложен весь культурный бэкграунд. А дальше, чтобы принять вызов который в тысячу раз выше его способностей, — он поднимается до героических высот.

— Кстати, а почему вы вообще обратились к теме ига?

— Мне везет. Единственный период, который я не собирался снимать в кино — это русско-турецкая война. Тема ига же меня волновала с детства. Мы эту тему с малых лет изучали, в учебниках истории столько всего написано…

— Вы изменили отношение к этому периоду истории после съемок фильма?

— Чем больше я погружаюсь в ту эпоху — тем больше у меня вопросов. Мне становится совершенно непонятен смысл войны. Зачем это было нужно? Надо было затратить столько сил, везти фураж… У меня возникло желание собрать смельчаков, взять лошадей и пройти зимой по льду Оки, как двигался Батый. Мне кажется, это невозможно, и это не более чем байка.

Легенда о Коловрате - Трейлер (2017).

ЕСТЬ МНЕНИЕ

У каждого поколения русских есть своя хата, которую сожгли враги

Евгений АРСЮХИН

Случайно попал на фильм «Легенда о Коловрате». Идти не хотел, потому что пишут о нем плохо, и трейлер очень неудачный. По трейлеру выходит, что это очередная клюква из серии «Коловрат палит из пулемета с бедра и орет: "Это вам гады за Сталинград", его играет, кажется, Безруков». Фальсификатор истории стоит в сторонке, гадко хихикает и потирает потные ладошки, из дырявых карманов сыплется минкультовский грант, каждая купюра подписана «На профанацию патриотизма. Подпись – Мединский». Вот такой неудачный трейлер сляпали ( подробности )

ЕЩЕ МНЕНИЕ

"Легенда о Коловрате": ушибленный герой, баба-Батый и золотой фаллос

Евгения КОРОБКОВА

Признаться, когда критик Алексей Коленский смачно плевался по поводу фильма «Легенда о Коловрате», я в его плевки не очень верила. Потому что думала, что вряд ли фильм был настолько плох ( подробности )

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Коловрат: вспомнить все

Егор ХОЛМОГОРОВ

Почему мне кажется, что «Легенда о Коловрате» стала одним из самых удачных отечественных фильмов за последние годы?

Тому несколько причин.

Во-первых, это динамичное героико-патриотическое кино. Фильм пробуждает сильные чувства - любовь к Родине, горечь от ее разорения врагами, гордость за наш русский народ и преклонение перед величием нашей истории. ( подробности )

 
По теме
 
Самарское региональное отделение Партии  «Единая Россия» собирает гуманитарную помощь пострадавшим от паводка в Забайкальском крае - Единая Россия «Единая Россия» по всей стране начала сбор гуманитарной помощи пострадавшим от паводка в Забайкальском крае, который стал крупнейшим с момента начала истории наблюдений – с 1936 года.
16.07.2018
 
С 16 июля 2018 г. вы можете купить электронные билеты на посещение военно-исторического фестиваля “Россия XX век” 2018 !
16.07.2018 Парк им. К.Г.Сахарова
Проекты сразу трех тольяттинских учреждений культуры стали победителями всероссийского конкурса «Новая роль библиотек в образовании» благотворительного Фонда Михаила Прохорова .
13.07.2018 Городские Ведомости
Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения великого российского характерного артиста Николай ГЕРАСИМОВ ОТ ПУГОНЬКИНА - К ПИРОЖКОВУ Михаил Пуговкин появился на свет в деревне Рамешки в Ярославской области,
13.07.2018 Комсомольская Правда Самара
Стюарды видели и боль, и радость Фото: Светлана МАКОВЕЕВА - Комсомольская Правда Самара Местный стюард рассказал "КП-Самара", на что были готовы фанаты, чтобы прорваться на соседний сектор и как австралийцы штурмовали вышку волонтера Дмитрий КРИВЕНЦОВ Александр ОЛЕГОВ Самара попрощалась с чемпионатом мира,
16.07.2018 Комсомольская Правда Самара
Семейные команды бьются за победу - Городские Ведомости Сегодня в Комсомольском районе пройдут «Семейные старты-2018» . Официальное открытие серии семейных состязаний состоялось 10 июля на спортивной площадке школы № 93 в Автозаводском районе.
16.07.2018 Городские Ведомости
Воспитанницы КСДЮСШОР «Олимп» в составе молодежной сборной России (девушки до 20 лет) по гандболу остались без медалей на чемпионате мира, завершившемся в Венгрии.
16.07.2018 Спортивное Обозрение
Для того чтобы избежать опасности возникновения пожара, следует повседневно выполнять элементарные правила пожарной безопасности.
16.07.2018 Администрация городского округа Самара
Горячее водоснабжение в ряде районов Самары начнут отключать с 16 числа. Об этом сообщила ресурсоснабжающая организация.
16.07.2018 Скат ТВ