Фотокорреспондент Валерий Мельников: "Время, когда журналистика останавливала войну, ушло"

Фото: sgpress.ru
Фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Валерий Мельников много лет  работает в «горячих точках». Чечня, Ливан, Мали, Афганистан, Сирия, Украина.  На его фотографиях практически нет людей в форме, оружия, бронетехники. Ярче  и доходчивее о войне говорят пейзажи разрушенных городов, портреты мирных  жителей, вынужденных жить вблизи линии фронта. Работы Валерия неоднократно  получали мировое признание. С серией снимков «Черные дни Украины»  он стал победителем международного фотоконкурса World Press Photo 2017 года  в номинации «Долгосрочные проекты».

Корреспонденты «СГ» Кирилл Ляхманов и Наталья Родимова поговорили  с одним из самых титулованных российских фотографов о роли журналиста  на войне, жизненных принципах и «Самарском взгляде».

Кирилл Ляхманов: Почему вы выбрали именно фотографию, а не видео и не тексты?
- Я начал заниматься фотографией еще в юности. Сначала в Доме пионеров, после окончания школы поступил в училище культуры, затем служил в армии. А после армии начал работать фотографом. Не могу сказать, что я когда-либо делал осознанный выбор в пользу фотографии. Занимался тем, к чему душа лежала.

Наталья Родимова: А как получилось, что вы начали работать в зонах военных конфликтов? Ведь многие корреспонденты за всю карьеру ни разу не сталкиваются с подобным заданием. Это случилось по вашему желанию?

- В такие командировки редакция отправляет людей только по согласию. И, поскольку я соглашаюсь, с годами у меня накопился большой опыт работы в зонах конфликтов. До поездки в Сирию была и вторая чеченская кампания, и работа в Ливане. Но, пожалуй, самый серьезный опыт я получил в Донбассе. Ездил на самом деле не я один. За последние годы многие журналисты, фотокорреспонденты работали на Украине. К сожалению, не все возвращаются из таких командировок. Андрей Стенин, наш фотокорреспондент, погиб три года назад, 6 августа, в Донецкой области.
"Во всех конфликтах заложниками чьих-то политических или территориальных амбиций становятся местные жители. Это единственная сторона, о которой, как правило, говорится очень мало, но которая меньше всего заинтересована в войне и больше всего страдает от ее последствий"
К.Л.: А сами вы, когда отправляетесь в очередную командировку в зону конфликта, думаете о том, что она может стать для вас последней?

- Любой нормальный человек об этом думает. Но до и во время поездки стараюсь эти мысли от себя гнать. Чаще они приходят уже потом, когда возвращаюсь.

К.Л.: Не хотели никогда отказаться от таких поездок?

- Пока нет. Это выбор каждого человека. Есть люди, которые после первой же командировки в зону вооруженного конфликта понимают, что не могут справиться со своими чувствами, и закрывают для себя эту тему навсегда. Есть такие, кто работает на войне годами. Нет двух одинаковых ситуаций и одинаковых решений.

К.Л.: Если сравнивать ваш опыт работы в Чечне, Сирии, в Донбассе, - по сути, везде шла гражданская война. А в чем разница между этими конфликтами?

- В каждом конфликте свои нюансы. Все ситуации очень специфические. В Сирии, например, велика религиозная, этническая составляющая. В Донбассе, как я считаю, - в первую очередь, территориальный вопрос. Но есть и общее. Во всех конфликтах заложниками чьих-то политических или территориальных амбиций становятся местные жители. Это единственная сторона, о которой, как правило, говорится очень мало, но которая меньше всего заинтересована в войне и больше всего страдает от ее последствий.

К.Л.: Отношение к фотокорреспондентам и к журналистам везде одинаково?

- Смотря с какой стороны вы работаете. На территории, подконтрольной дружественным силам, можно снимать почти совершенно спокойно. А по-другому работать в последние несколько лет не получается. Несмотря на то, что золотым стандартом журналистики считается представление обеих сторон конфликта, в современных войнах это практически недостижимо. Переход линии фронта практически невозможен по тем или иным причинам. И ты просто выбираешь, с какой стороны есть возможность работать. В начале сирийского конфликта, в 2012-м, можно было работать по обе стороны от линии фронта. Но это была совсем другая оппозиция, и отношение к русским было более лояльное. Затем этот конфликт приобрел такие черты, что работа на стороне оппозиции стала невозможной. Сейчас практически вся видеоинформация, которая поступает в Сирии с противоборствующей стороны, снята либо местными жителями, либо стрингерами, которые там живут. То же и в Донбассе. Если ты журналист нейтрального издания, не поддерживающего одну из сторон, еще как-то можно попытаться работать по обе стороны. Но у многих такой возможности нет.

Н.Р.: Если обращаться к вопросу личного восприятия, вы работали в зонах конфликта и за рубежом, и на русскоязычных территориях. С точки зрения обывателя, чем ближе территория, чем родственнее народ, тем больше переживаешь. А у вас увиденное оставляет разный отклик в душе, или война везде одинакова?

- Жители Донбасса мне ближе ментально. Но человеческое страдание не имеет границ. Для обычных людей, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке ни говорили, это всегда одни и те же проблемы, одна трагедия. Часто это даже выглядит очень похоже. И когда ты это видишь, очень сложно остаться безучастным. Сделать работу, уехать и не вспоминать об этом я не могу.

Н.Р.: Поддерживаете связь с вашими героями?

- Да, на территории Донецкой области есть люди, с которыми я общаюсь, за чьей судьбой слежу. К сожалению, за последний год ситуация не сильно изменилась к лучшему.

К.Л.: Помимо фотографий из горячих точек, что снимаете сейчас?

- В основном социальная тематика. Журналистика вообще живет проблемами, она призвана одним людям рассказывать о бедах других. А специфика работы в агентстве в том числе заключается в очень широком спектре тем. И любой сотрудник-фотокорреспондент должен уметь на достойном уровне снимать все. Другой вопрос, что можно быть универсальным фотографом, делать свою работу и только. А то, чем я занимаюсь - персональные проекты, по большей части долгосрочные, - это следующая ступень в профессии. Над некоторыми такими проектами я работаю по несколько лет.

К.Л.: А есть ли какая-то закономерность в том, как получаются хорошие кадры?

- Нет, все совершенно спонтанно. Можно приехать и за несколько дней сделать отличный репортаж, несколько «говорящих» фото. А, например, серии делаются по-другому. Каждая серия имеет свою структуру, и далеко не каждая фотография может в нее попасть. С другой стороны, есть фото, которые сами по себе не производят такого впечатления, как в подборке. В серии, особенно в большой, не все кадры должны быть выдающимися. Серия должна передавать состояние, рассказывать историю визуальным языком. Сейчас в России немногие фотографы работают в этом поле. И в этом смысле мы только начинаем осваивать мировой журналистский опыт. Но за последние несколько лет в нашей стране появилось много хороших фотографов. Есть имена, победы на авторитетных конкурсах, и это прорыв.

Н.Р.: Что вам дает участие в конкурсах?

- Все просто. Если ты не участвуешь в российских и международных конкурсах, не публикуешься в мировых СМИ - а многие российские фотографы не публикуются, - ты не сможешь подняться выше определенного уровня, не получишь должного опыта, не будешь видеть глобальных тенденций.

Н.Р.: Но, например, конкурс «Самарский взгляд» - не международный и даже не региональный. Зачем вы участвуете в нем?

- В России не так много фотоконкурсов, а хороших - всего три-четыре. «Самарский взгляд» - конкурс неплохой, и его нужно развивать. Мое мнение - любой конкурс, где бы он ни проводился, в итоге должен становиться международным. Вообще, чтобы заниматься фотографией, нужно быть очень большим энтузиастом, иметь внутреннюю страсть. Многие фотографы достигают определенного уровня, статуса и успокаиваются, останавливаются в развитии. Моя задача - всегда развиваться, совершенствовать мастерство. Рассказывать истории, но делать это не на простом рутинном уровне. Моя мечта - самому решать, что снимать и как снимать.

"Стараюсь очень этично, корректно показывать человеческую смерть, тела погибших. Если не получается, лучше вообще не показывать. Есть много фотографий, где это сделано ужасно, безобразно, и у зрителей это вызывает только шок, животный страх. Но это не задача фотографии - сделать так, чтобы человек испугался, захотел отвернуться и уйти. Цель другая - в сопереживании, в осмыслении ситуации, погружении в атмосферу снимка"


К.Л.: Получается ли это в агентстве?

- В некоторой степени. Всегда есть задания, съемки, на которые я выезжаю по заданию редакции. Рамки всегда существуют. Но в нашем агентстве, в отличие от многих редакций, есть возможность выходить за границы этих рамок.

Н.Р.: К каким жизненным принципам вы пришли за годы работы?

- Я не сразу пришел к пониманию своей жизненной позиции. Я стараюсь очень этично, корректно показывать человеческую смерть, тела погибших. Если не получается, лучше вообще не показывать. Есть много фотографий, где это сделано ужасно, безобразно, и у зрителей это вызывает только шок, животный страх. Но это не задача фотографии - сделать так, чтобы человек испугался, захотел отвернуться и уйти. Цель другая - в сопереживании, в осмыслении ситуации, погружении в атмосферу снимка. Кроме того, я никогда не нацеливаюсь на материальную выгоду. Изначально не строил иллюзий насчет того, что я стану богатым человеком. Стараюсь, чтобы деньги не были главным для меня ни в жизни, ни в работе.

К.Л.: При общении с вами складывается впечатление, что вы закрытый человек. Это отпечаток работы?

- Очень часто фотографы немногословны. Иначе ты можешь потерять состояние, в котором можешь работать, снимать и делать это хорошо. Это требует усилий, потому что работа фотографа не заканчивается моментом, когда ты выходишь из редакции. У творческих людей вообще все складывается по-другому.

Н.Р.: Вы уже довольно давно работаете в зонах конфликтов. Поменялась ли за это время система ценностей?

- Иллюзий стало меньше. Раньше была иллюзия, что простые люди могут как-то повлиять на ситуацию. Сейчас я понимаю, что обычный человек над этим мало властен.

Н.Р.: А работа журналистов может чем-то помочь?

- Только если в каких-то частных случаях. Например, помочь какой-то небольшой группе людей, связать волонтеров и нуждающихся мирных жителей. Это то, что получалось лично у меня. То время, когда журналистика останавливала войну, как это было во Вьетнаме, ушло.
 
 
По теме
Поделиться в Вконтакте - TLT.Ru 20 сентября Челябинский театр современного танца — дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» — представит тольяттинцам хореографическую постановку «Поцелуй меня дважды» в исполнении Елены Пришвицыной
20.09.2018
 
gostin1 - СамГТУ в г.Сызрани В пятницу, 14 сентября, читальный зал научно-технической библиотеки Сызранского филиала СамГТУ стал одной из площадок для проведения областного литературного фестиваля «Сызранская излучина».
20.09.2018
 
В Электронной библиотеке неопубликованных документов в разделе "Библиографические списки, указатели, каталоги, навигаторы, веблиография" представлено более 25 новых персональных библиографических указателей,
20.09.2018
 
Выходные в Самаре: с 20 по 23 сентября - РегионСамара.Ru Zero People — это сайд-проект музыкантов группы «Animal ДжаZ» Александра Красовицкого и Александра Заранкина, в рамках которого они создают так называемый «пиано рок» с исповедальными текстами.
20.09.2018
В городе Новокуйбышевск местный житель признан виновным вымогательстве - Следственный комитет   Собранные следственным отделом по городу Новокуйбышевск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора Ма
20.09.2018 Следственный комитет
Направлено в суд уголовное дело по обвинению бывших сотрудников  унитарного предприятия в совершении мошенничеств и взяток - Следственный комитет Ленинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего руководителя отдела кадрово
19.09.2018 Следственный комитет
«Комсомолка» разыскала одну из жертв изверга, которой удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
20.09.2018 Комсомольская Правда Самара
Собранные Советским межрайонным следственным отделом города Самары следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения пригов
20.09.2018 Газета Репортёр
После продолжительной онкоболезни в Самаре умер председатель губернской думы Виктор Сазонов Ольга АФАНАСЬЕВА Мария ШЕСТЕРИКОВА Председатель Самарской Губернской Думы Виктор Сазонов умер в ночь на 20 сентября.
20.09.2018 Комсомольская Правда Самара
gostin1 - СамГТУ в г.Сызрани В пятницу, 14 сентября, читальный зал научно-технической библиотеки Сызранского филиала СамГТУ стал одной из площадок для проведения областного литературного фестиваля «Сызранская излучина».
20.09.2018 СамГТУ в г.Сызрани
Журналисты "КП-Самара" разбирались, почему уникальный памятник русского зодчества оказался никому не нужен Майя БРОД Кто ж его спасет, это же памятник!
19.09.2018 Комсомольская Правда Самара
В Музейно-выставочном центре Поволжского православного института пройдет интерактивная персональная выставка тольяттинского художника и дизайнера Владислава Пашко .
18.09.2018 Городские Ведомости
Во вторник, 18 сентября 2018 года, в театрально-концертном комплексе «Дворец культуры» города Новокуйбышевска состоялась пресс-конференция, посвященная фестивалю «Золотая Маска в Новокуйбышевске».
19.09.2018 Журнал Самара и Губерния
«Ладья» проиграла «Спутнику» - ХК Лада Очередным соперником «Ладьи» стал «Спутник» (Альметьевск), который неожиданно для многих успешно стартовал в сезоне – четыре победы в шести матчах для команды.
19.09.2018 ХК Лада
Молодежь начинает и побеждает - Спортивное Обозрение Состоялись первые матчи молодежного первенства России по гандболу, где участвует сразу две тольяттинские женские команды – «Лада-2» и «Олимп».
20.09.2018 Спортивное Обозрение
25 и 26 сентября баскетболисты «Самары» впервые в новом сезоне сыграют перед своими болельщиками: на паркете «МТЛ Арены» они поборются за традиционный Кубок памяти Генриха Приматова.
20.09.2018 Спортивное Обозрение
В первом полуфинальном матче Кубка МФС «Приволжье» тольяттинский «Акрон» принимал «Ладу» из Димитровграда.
20.09.2018 Спортивное Обозрение
Воспитанница самарской СДЮСШОР № 5 Ксения Полякова, в составе сборной России завоевала золото в многоборье и серебро в финалах (три мяча и две скакалки) на чемпионате мира по художественной гимнастике в Софии.
20.09.2018 Спортивное Обозрение
Департамент градостроительства городского округа Самара                        (далее - Департамент) извещает о возможности предоставления                                в собственность для садоводства следующего земельн
20.09.2018 Администрация городского округа Самара
Коммунальные службы, городские предприятия и учреждения доложили о готовности к запуску отопления на итоговом заседании комиссии по подготовке жилищно-коммунального хозяйства городского округа Новокуйбышевск к работе в о
20.09.2018 Администрация г.о.Новокуйбышевск
В целях обеспечения безопасности дорожного движения в связи с производством работ по ремонту тепловых сетей на территории города Самара временно ограничивается движение транспорта на следующих участках:
20.09.2018 Администрация городского округа Самара
Самарский филиал «Т Плюс» представил на публичных слушаниях проект по переводу тепловых нагрузок котельных №2 и №8 Комсомольского района на Тольяттинскую ТЭЦ.
20.09.2018 РегионСамара.Ru