Новости города БезФормата.Ru
Самара
Главные новости
 
Задать вопрос?

Фотокорреспондент Валерий Мельников: "Время, когда журналистика останавливала войну, ушло"

Фотокорреспондент Валерий Мельников: - Самарская Газета
Фото: sgpress.ru
Фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Валерий Мельников много лет  работает в «горячих точках». Чечня, Ливан, Мали, Афганистан, Сирия, Украина.  На его фотографиях практически нет людей в форме, оружия, бронетехники. Ярче  и доходчивее о войне говорят пейзажи разрушенных городов, портреты мирных  жителей, вынужденных жить вблизи линии фронта. Работы Валерия неоднократно  получали мировое признание. С серией снимков «Черные дни Украины»  он стал победителем международного фотоконкурса World Press Photo 2017 года  в номинации «Долгосрочные проекты».

Корреспонденты «СГ» Кирилл Ляхманов и Наталья Родимова поговорили  с одним из самых титулованных российских фотографов о роли журналиста  на войне, жизненных принципах и «Самарском взгляде».

Кирилл Ляхманов: Почему вы выбрали именно фотографию, а не видео и не тексты?
- Я начал заниматься фотографией еще в юности. Сначала в Доме пионеров, после окончания школы поступил в училище культуры, затем служил в армии. А после армии начал работать фотографом. Не могу сказать, что я когда-либо делал осознанный выбор в пользу фотографии. Занимался тем, к чему душа лежала.

Наталья Родимова: А как получилось, что вы начали работать в зонах военных конфликтов? Ведь многие корреспонденты за всю карьеру ни разу не сталкиваются с подобным заданием. Это случилось по вашему желанию?

- В такие командировки редакция отправляет людей только по согласию. И, поскольку я соглашаюсь, с годами у меня накопился большой опыт работы в зонах конфликтов. До поездки в Сирию была и вторая чеченская кампания, и работа в Ливане. Но, пожалуй, самый серьезный опыт я получил в Донбассе. Ездил на самом деле не я один. За последние годы многие журналисты, фотокорреспонденты работали на Украине. К сожалению, не все возвращаются из таких командировок. Андрей Стенин, наш фотокорреспондент, погиб три года назад, 6 августа, в Донецкой области.
"Во всех конфликтах заложниками чьих-то политических или территориальных амбиций становятся местные жители. Это единственная сторона, о которой, как правило, говорится очень мало, но которая меньше всего заинтересована в войне и больше всего страдает от ее последствий"
К.Л.: А сами вы, когда отправляетесь в очередную командировку в зону конфликта, думаете о том, что она может стать для вас последней?

- Любой нормальный человек об этом думает. Но до и во время поездки стараюсь эти мысли от себя гнать. Чаще они приходят уже потом, когда возвращаюсь.

К.Л.: Не хотели никогда отказаться от таких поездок?

- Пока нет. Это выбор каждого человека. Есть люди, которые после первой же командировки в зону вооруженного конфликта понимают, что не могут справиться со своими чувствами, и закрывают для себя эту тему навсегда. Есть такие, кто работает на войне годами. Нет двух одинаковых ситуаций и одинаковых решений.

К.Л.: Если сравнивать ваш опыт работы в Чечне, Сирии, в Донбассе, - по сути, везде шла гражданская война. А в чем разница между этими конфликтами?

- В каждом конфликте свои нюансы. Все ситуации очень специфические. В Сирии, например, велика религиозная, этническая составляющая. В Донбассе, как я считаю, - в первую очередь, территориальный вопрос. Но есть и общее. Во всех конфликтах заложниками чьих-то политических или территориальных амбиций становятся местные жители. Это единственная сторона, о которой, как правило, говорится очень мало, но которая меньше всего заинтересована в войне и больше всего страдает от ее последствий.

К.Л.: Отношение к фотокорреспондентам и к журналистам везде одинаково?

- Смотря с какой стороны вы работаете. На территории, подконтрольной дружественным силам, можно снимать почти совершенно спокойно. А по-другому работать в последние несколько лет не получается. Несмотря на то, что золотым стандартом журналистики считается представление обеих сторон конфликта, в современных войнах это практически недостижимо. Переход линии фронта практически невозможен по тем или иным причинам. И ты просто выбираешь, с какой стороны есть возможность работать. В начале сирийского конфликта, в 2012-м, можно было работать по обе стороны от линии фронта. Но это была совсем другая оппозиция, и отношение к русским было более лояльное. Затем этот конфликт приобрел такие черты, что работа на стороне оппозиции стала невозможной. Сейчас практически вся видеоинформация, которая поступает в Сирии с противоборствующей стороны, снята либо местными жителями, либо стрингерами, которые там живут. То же и в Донбассе. Если ты журналист нейтрального издания, не поддерживающего одну из сторон, еще как-то можно попытаться работать по обе стороны. Но у многих такой возможности нет.

Н.Р.: Если обращаться к вопросу личного восприятия, вы работали в зонах конфликта и за рубежом, и на русскоязычных территориях. С точки зрения обывателя, чем ближе территория, чем родственнее народ, тем больше переживаешь. А у вас увиденное оставляет разный отклик в душе, или война везде одинакова?

- Жители Донбасса мне ближе ментально. Но человеческое страдание не имеет границ. Для обычных людей, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке ни говорили, это всегда одни и те же проблемы, одна трагедия. Часто это даже выглядит очень похоже. И когда ты это видишь, очень сложно остаться безучастным. Сделать работу, уехать и не вспоминать об этом я не могу.

Н.Р.: Поддерживаете связь с вашими героями?

- Да, на территории Донецкой области есть люди, с которыми я общаюсь, за чьей судьбой слежу. К сожалению, за последний год ситуация не сильно изменилась к лучшему.

К.Л.: Помимо фотографий из горячих точек, что снимаете сейчас?

- В основном социальная тематика. Журналистика вообще живет проблемами, она призвана одним людям рассказывать о бедах других. А специфика работы в агентстве в том числе заключается в очень широком спектре тем. И любой сотрудник-фотокорреспондент должен уметь на достойном уровне снимать все. Другой вопрос, что можно быть универсальным фотографом, делать свою работу и только. А то, чем я занимаюсь - персональные проекты, по большей части долгосрочные, - это следующая ступень в профессии. Над некоторыми такими проектами я работаю по несколько лет.

К.Л.: А есть ли какая-то закономерность в том, как получаются хорошие кадры?

- Нет, все совершенно спонтанно. Можно приехать и за несколько дней сделать отличный репортаж, несколько «говорящих» фото. А, например, серии делаются по-другому. Каждая серия имеет свою структуру, и далеко не каждая фотография может в нее попасть. С другой стороны, есть фото, которые сами по себе не производят такого впечатления, как в подборке. В серии, особенно в большой, не все кадры должны быть выдающимися. Серия должна передавать состояние, рассказывать историю визуальным языком. Сейчас в России немногие фотографы работают в этом поле. И в этом смысле мы только начинаем осваивать мировой журналистский опыт. Но за последние несколько лет в нашей стране появилось много хороших фотографов. Есть имена, победы на авторитетных конкурсах, и это прорыв.

Н.Р.: Что вам дает участие в конкурсах?

- Все просто. Если ты не участвуешь в российских и международных конкурсах, не публикуешься в мировых СМИ - а многие российские фотографы не публикуются, - ты не сможешь подняться выше определенного уровня, не получишь должного опыта, не будешь видеть глобальных тенденций.

Н.Р.: Но, например, конкурс «Самарский взгляд» - не международный и даже не региональный. Зачем вы участвуете в нем?

- В России не так много фотоконкурсов, а хороших - всего три-четыре. «Самарский взгляд» - конкурс неплохой, и его нужно развивать. Мое мнение - любой конкурс, где бы он ни проводился, в итоге должен становиться международным. Вообще, чтобы заниматься фотографией, нужно быть очень большим энтузиастом, иметь внутреннюю страсть. Многие фотографы достигают определенного уровня, статуса и успокаиваются, останавливаются в развитии. Моя задача - всегда развиваться, совершенствовать мастерство. Рассказывать истории, но делать это не на простом рутинном уровне. Моя мечта - самому решать, что снимать и как снимать.

"Стараюсь очень этично, корректно показывать человеческую смерть, тела погибших. Если не получается, лучше вообще не показывать. Есть много фотографий, где это сделано ужасно, безобразно, и у зрителей это вызывает только шок, животный страх. Но это не задача фотографии - сделать так, чтобы человек испугался, захотел отвернуться и уйти. Цель другая - в сопереживании, в осмыслении ситуации, погружении в атмосферу снимка"


К.Л.: Получается ли это в агентстве?

- В некоторой степени. Всегда есть задания, съемки, на которые я выезжаю по заданию редакции. Рамки всегда существуют. Но в нашем агентстве, в отличие от многих редакций, есть возможность выходить за границы этих рамок.

Н.Р.: К каким жизненным принципам вы пришли за годы работы?

- Я не сразу пришел к пониманию своей жизненной позиции. Я стараюсь очень этично, корректно показывать человеческую смерть, тела погибших. Если не получается, лучше вообще не показывать. Есть много фотографий, где это сделано ужасно, безобразно, и у зрителей это вызывает только шок, животный страх. Но это не задача фотографии - сделать так, чтобы человек испугался, захотел отвернуться и уйти. Цель другая - в сопереживании, в осмыслении ситуации, погружении в атмосферу снимка. Кроме того, я никогда не нацеливаюсь на материальную выгоду. Изначально не строил иллюзий насчет того, что я стану богатым человеком. Стараюсь, чтобы деньги не были главным для меня ни в жизни, ни в работе.

К.Л.: При общении с вами складывается впечатление, что вы закрытый человек. Это отпечаток работы?

- Очень часто фотографы немногословны. Иначе ты можешь потерять состояние, в котором можешь работать, снимать и делать это хорошо. Это требует усилий, потому что работа фотографа не заканчивается моментом, когда ты выходишь из редакции. У творческих людей вообще все складывается по-другому.

Н.Р.: Вы уже довольно давно работаете в зонах конфликтов. Поменялась ли за это время система ценностей?

- Иллюзий стало меньше. Раньше была иллюзия, что простые люди могут как-то повлиять на ситуацию. Сейчас я понимаю, что обычный человек над этим мало властен.

Н.Р.: А работа журналистов может чем-то помочь?

- Только если в каких-то частных случаях. Например, помочь какой-то небольшой группе людей, связать волонтеров и нуждающихся мирных жителей. Это то, что получалось лично у меня. То время, когда журналистика останавливала войну, как это было во Вьетнаме, ушло.
 
Тольяттинцев приглашают на выставку «Городской пейзаж» - TLT.RuВолжская картинная галерея приглашает публику на открытие выставки лауреатов конкурса "Городской пейзаж: жанр в развитии".
18.10.2017 TLT.Ru
В зал заседания впустили только прессу, а так же родных и близких обвиняемых Фото: Евгения ГУСЕВА - Комсомольская Правда СамараРежиссеру и «коллегам» по делу «Седьмой студии» продлили арест на три месяца Юлия ХОЖАТЕЛЕВА Басманный суд столицы, кажется, вчера пытались взять штурмом десятки тех, кто пришел поддержать режиссера Кирилла Серебренникова.
17.10.2017 Комсомольская Правда Самара
Исторический парк «Россия - моя история» откроется в Самаре в начале ноября Во вторник, 17 октября, врио губернатора Дмитрий Азаров провел рабочее совещание,
17.10.2017 Волжская Коммуна
Исторический парк «Россия – моя история» откроется в Самаре  в начале ноябр - АиФ СамараВрио Губернатора Самарской области Дмитрий Азаров провел рабочее совещание по реализации в Самарской области федерального проекта создание Исторического парка «Россия – Моя история»,
17.10.2017 АиФ Самара
Во вторник, 17 октября, врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров провел рабочее совещание по вопросу реализации в Самарской области федерального проекта "Создание исторического парка "Россия — моя история",
17.10.2017 Волга Ньюс
10 юбилейный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» прошел в Самаре - Волжская КоммунаЕжегодный музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» отметил свой первый юбилей 10 юбилейный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» прошел в Самаре В Самарском академическом театре оперы и балета прошел X Музыкальный
17.10.2017 Волжская Коммуна
В полуфиналах участвовало 47 коллекций, а в финале осталось лишь 25: из Кракова, Москвы, Курска, Карачаевска, Барнаула, Уфы, Оренбурга, Подольска, Ульяновска, Самары и области - Волжская Коммуна«Пластилиновый дождь» выиграл Гран-при «Поволжских сезонов Александра Васильева» В полуфиналах участвовало 47 коллекций, а в финале осталось лишь 25: из Кракова, Москвы, Курска, Карачаевска, Барнаула, Уфы, Оренбурга, Подольска,
17.10.2017 Волжская Коммуна
В Самаре установят монумент баяну - Самарская ГазетаКак будет выглядеть арт-объект, горожанам предстоит решить во время голосования.
17.10.2017 Самарская Газета
Самарский литмузей объявил сбор экспонатов для музея Эльдара Рязанова - Самарская ГазетаВ дар будут приниматься книги, фотографии и многое другое. В частности, требуются книги из серии «Библиотека приключений» до 1942 года издания,
17.10.2017 Самарская Газета
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь СвободыДжонатан Коу. ФантомПресс, 2017 Джонатан Коу написал один из лучших романов о музыке и мучительной юности в большом городе.
17.10.2017 Площадь Свободы
17 октября в 18:30 в Концертном зале Самарской государственной филармонии (ул.
17.10.2017 Журнал Самара и Губерния
Главу Нефтегорского района подозревают в получении взятки квартирой Представители Следственного комитета предъявили обвинение главе Нефтегорского района Владимиру Корневу.
17.10.2017 Волжская Коммуна
JPG Файл - ГУ МВД по Самарской областиВ дежурную часть Отделения МВД России по Большечерниговскому району поступили заявления от местных жителей деревни Утекаево и поселка Иргизский о кражах личного имущества из автомобилей.
17.10.2017 ГУ МВД по Самарской области
JPG Файл - ГУ МВД по Самарской областиНачальник УМВД России по городу Тольятти полковник полиции Хейрулла Ахмедханов совместно с членом Общественного совета при Управлении Сергеем Лисицыным провели прием граждан.
17.10.2017 ГУ МВД по Самарской области
В Самаре найдено тело директора департамента техобслуживания Schneider Elec - АиФ Самара
В Самаре найдено тело директора департамента техобслуживания Schneider Elec
Директор департамента техобслуживания «Электрощита» покончил с собой Во вторник, 17 октября, утром, в одной из гостиниц Самары найден мертвым директор департамента техобслуживания самарского завода Schneider Electric,
АиФ Самара
В Мордовии задержан экс-зам главы администрации бывшего губернатора - АиФ Самара
В Мордовии задержан экс-зам главы администрации бывшего губернатора
Зам руководителя администрации бывшего губернатора-руководитель департамента мониторинга общественного мнения задержан в связи с делом о мошенничестве при проведении соцопроса В Мордовии задержан Денис Подсеваткин,
АиФ Самара
В Самаре в ходе массовой драки получил ножевое ранение молодой человек - АиФ Самара
В Самаре в ходе массовой драки получил ножевое ранение молодой человек
Подозреваемый в нанесении ножевого ранения задержан и дал признательные показания,
АиФ Самара
с 19 октября 2017 по 20 ноября 2017 19 октября в 18.00 в Самарском художественном музее состоится открытие персональной выставки Заслуженного художника Российской Федерации, преподавателя Академии акварели и изящных искусств,
17.10.2017 Самарский художественный музей
В зал заседания впустили только прессу, а так же родных и близких обвиняемых Фото: Евгения ГУСЕВА - Комсомольская Правда СамараРежиссеру и «коллегам» по делу «Седьмой студии» продлили арест на три месяца Юлия ХОЖАТЕЛЕВА Басманный суд столицы, кажется, вчера пытались взять штурмом десятки тех, кто пришел поддержать режиссера Кирилла Серебренникова.
17.10.2017 Комсомольская Правда Самара
В Самаре открывается фестиваль классического балета Аллы Шелест - Самарская ГазетаОн будет посвящен 200-летию со дня рождения балетмейстера Мариуса Петипа.
17.10.2017 Самарская Газета
10 юбилейный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» прошел в Самаре - Волжская Коммуна
Фестиваль изменит формат
Ежегодный музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» отметил свой первый юбилей 10 юбилейный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» прошел в Самаре В Самарском академическом театре оперы и балета прошел X Музыкальный
Волжская Коммуна
В полуфиналах участвовало 47 коллекций, а в финале осталось лишь 25: из Кракова, Москвы, Курска, Карачаевска, Барнаула, Уфы, Оренбурга, Подольска, Ульяновска, Самары и области - Волжская Коммуна
В моде - театральные костюмы
«Пластилиновый дождь» выиграл Гран-при «Поволжских сезонов Александра Васильева» В полуфиналах участвовало 47 коллекций, а в финале осталось лишь 25: из Кракова, Москвы, Курска, Карачаевска, Барнаула, Уфы, Оренбурга, Подольска,
Волжская Коммуна
В Самаре установят монумент баяну - Самарская Газета
В Самаре установят монумент баяну
Как будет выглядеть арт-объект, горожанам предстоит решить во время голосования.
Самарская Газета
В Тольятти мушкетёрский дух - Спортивное ОбозрениеДебютантка «Лады» Анастасия Лагина прошла тернистый путь до своего прибытия в автозаводский клуб, который ей своим девизом «Один за всех и все за одного» пришелся по душе.
18.10.2017 Спортивное Обозрение
Цель – сформировать боеспособную сборную - Спортивное ОбозрениеСогласно календарному плану Самарской областной федерации каратэ, 14 октября в тольяттинской школе № 86 было проведено первенство Самарской области среди кадетов (14-15 лет), юниоров (16-17 лет) и молодежи (18-20 лет),
17.10.2017 Спортивное Обозрение
«Лада» встретится со «Слованом» - ХК ЛадаОчередным соперником «Лады» в матче чемпионата КХЛ 18 октября будет «Слован» из Братиславы.
17.10.2017 ХК Лада
Сопровождали нас везде - от холла отеля до дверей спорткомплекса, и, конечно, во время пеших прогулок, но вели себя «гиды» предельно корректно. - Волжская Коммуна
Из Пхеньяна – с медалью и значком
На чемпионате мира по тхэквондо (ИТФ) Анастасия Москалева выиграла «бронзу», а ее тренер получил необычный значок Сопровождали нас везде - от холла отеля до дверей спорткомплекса, и, конечно, во время пеших прогулок,
Волжская Коммуна
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь Свободы
Наследники Спартака
В Тольятти вновь пройдет крупнейшее событие из мира единоборств Любители спортивных единоборств в Самарской области живут ожиданием крупнейшего мультиспортивного мероприятия на всем пространстве СНГ — 28 октября в Тол
Площадь Свободы
Встреча с мастером - Спортивное Обозрение
Встреча с мастером
Далёкий 1987 год, Новый Уренгой. Тогда я впервые услышала имя Ильи Йорга.
Спортивное Обозрение
В Тольятти инструктор тренажерного зала хотел сбыть запрещенные анаболики - АиФ СамараПолицейские Тольятти устанавливают канал поставки запрещенных веществ В Тольятти сотрудники отдела по контролю за оборотом наркотиков получили оперативную информацию о том,
18.10.2017 АиФ Самара
Авдет - TltNews.RuВ полицию получило сообщение от 57-летнего жителя села Новая Бинарадка Ставропольского района о пропаже домашнего скота.
18.10.2017 TltNews.Ru
Воспитанница тольяттинской школы тенниса Дарья Касаткина в двух партиях обыграла уроженку Самары Анастасию Павлюченкову на старте турнира "ВТБ Кубок Кремля" — 7:6 (7:2), 6:1, сообщает championat.com .
18.10.2017 ГородТольятти.Рф
В Отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея в пятницу 20 октября откроется выставка "Пэ Эм Жэ" арт-группы "Кирка".
18.10.2017 Волга Ньюс
ДТП на ул. Спортивная в Тольятти, 18 октября - TltGorod.RuДТП на ул. Спортивная в Тольятти, 18 октября 18+ Серьезное ДТП произошло сегодня утром, 18 октября, в Автозаводском районе Тольятти.
18.10.2017 TltGorod.Ru