Новости города БезФормата.Ru
Самара
Главные новости
 
Задать вопрос?

Фотокорреспондент Валерий Мельников: "Время, когда журналистика останавливала войну, ушло"

Фотокорреспондент Валерий Мельников: - Самарская Газета
Фото: sgpress.ru
Фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Валерий Мельников много лет  работает в «горячих точках». Чечня, Ливан, Мали, Афганистан, Сирия, Украина.  На его фотографиях практически нет людей в форме, оружия, бронетехники. Ярче  и доходчивее о войне говорят пейзажи разрушенных городов, портреты мирных  жителей, вынужденных жить вблизи линии фронта. Работы Валерия неоднократно  получали мировое признание. С серией снимков «Черные дни Украины»  он стал победителем международного фотоконкурса World Press Photo 2017 года  в номинации «Долгосрочные проекты».

Корреспонденты «СГ» Кирилл Ляхманов и Наталья Родимова поговорили  с одним из самых титулованных российских фотографов о роли журналиста  на войне, жизненных принципах и «Самарском взгляде».

Кирилл Ляхманов: Почему вы выбрали именно фотографию, а не видео и не тексты?
- Я начал заниматься фотографией еще в юности. Сначала в Доме пионеров, после окончания школы поступил в училище культуры, затем служил в армии. А после армии начал работать фотографом. Не могу сказать, что я когда-либо делал осознанный выбор в пользу фотографии. Занимался тем, к чему душа лежала.

Наталья Родимова: А как получилось, что вы начали работать в зонах военных конфликтов? Ведь многие корреспонденты за всю карьеру ни разу не сталкиваются с подобным заданием. Это случилось по вашему желанию?

- В такие командировки редакция отправляет людей только по согласию. И, поскольку я соглашаюсь, с годами у меня накопился большой опыт работы в зонах конфликтов. До поездки в Сирию была и вторая чеченская кампания, и работа в Ливане. Но, пожалуй, самый серьезный опыт я получил в Донбассе. Ездил на самом деле не я один. За последние годы многие журналисты, фотокорреспонденты работали на Украине. К сожалению, не все возвращаются из таких командировок. Андрей Стенин, наш фотокорреспондент, погиб три года назад, 6 августа, в Донецкой области.
"Во всех конфликтах заложниками чьих-то политических или территориальных амбиций становятся местные жители. Это единственная сторона, о которой, как правило, говорится очень мало, но которая меньше всего заинтересована в войне и больше всего страдает от ее последствий"
К.Л.: А сами вы, когда отправляетесь в очередную командировку в зону конфликта, думаете о том, что она может стать для вас последней?

- Любой нормальный человек об этом думает. Но до и во время поездки стараюсь эти мысли от себя гнать. Чаще они приходят уже потом, когда возвращаюсь.

К.Л.: Не хотели никогда отказаться от таких поездок?

- Пока нет. Это выбор каждого человека. Есть люди, которые после первой же командировки в зону вооруженного конфликта понимают, что не могут справиться со своими чувствами, и закрывают для себя эту тему навсегда. Есть такие, кто работает на войне годами. Нет двух одинаковых ситуаций и одинаковых решений.

К.Л.: Если сравнивать ваш опыт работы в Чечне, Сирии, в Донбассе, - по сути, везде шла гражданская война. А в чем разница между этими конфликтами?

- В каждом конфликте свои нюансы. Все ситуации очень специфические. В Сирии, например, велика религиозная, этническая составляющая. В Донбассе, как я считаю, - в первую очередь, территориальный вопрос. Но есть и общее. Во всех конфликтах заложниками чьих-то политических или территориальных амбиций становятся местные жители. Это единственная сторона, о которой, как правило, говорится очень мало, но которая меньше всего заинтересована в войне и больше всего страдает от ее последствий.

К.Л.: Отношение к фотокорреспондентам и к журналистам везде одинаково?

- Смотря с какой стороны вы работаете. На территории, подконтрольной дружественным силам, можно снимать почти совершенно спокойно. А по-другому работать в последние несколько лет не получается. Несмотря на то, что золотым стандартом журналистики считается представление обеих сторон конфликта, в современных войнах это практически недостижимо. Переход линии фронта практически невозможен по тем или иным причинам. И ты просто выбираешь, с какой стороны есть возможность работать. В начале сирийского конфликта, в 2012-м, можно было работать по обе стороны от линии фронта. Но это была совсем другая оппозиция, и отношение к русским было более лояльное. Затем этот конфликт приобрел такие черты, что работа на стороне оппозиции стала невозможной. Сейчас практически вся видеоинформация, которая поступает в Сирии с противоборствующей стороны, снята либо местными жителями, либо стрингерами, которые там живут. То же и в Донбассе. Если ты журналист нейтрального издания, не поддерживающего одну из сторон, еще как-то можно попытаться работать по обе стороны. Но у многих такой возможности нет.

Н.Р.: Если обращаться к вопросу личного восприятия, вы работали в зонах конфликта и за рубежом, и на русскоязычных территориях. С точки зрения обывателя, чем ближе территория, чем родственнее народ, тем больше переживаешь. А у вас увиденное оставляет разный отклик в душе, или война везде одинакова?

- Жители Донбасса мне ближе ментально. Но человеческое страдание не имеет границ. Для обычных людей, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке ни говорили, это всегда одни и те же проблемы, одна трагедия. Часто это даже выглядит очень похоже. И когда ты это видишь, очень сложно остаться безучастным. Сделать работу, уехать и не вспоминать об этом я не могу.

Н.Р.: Поддерживаете связь с вашими героями?

- Да, на территории Донецкой области есть люди, с которыми я общаюсь, за чьей судьбой слежу. К сожалению, за последний год ситуация не сильно изменилась к лучшему.

К.Л.: Помимо фотографий из горячих точек, что снимаете сейчас?

- В основном социальная тематика. Журналистика вообще живет проблемами, она призвана одним людям рассказывать о бедах других. А специфика работы в агентстве в том числе заключается в очень широком спектре тем. И любой сотрудник-фотокорреспондент должен уметь на достойном уровне снимать все. Другой вопрос, что можно быть универсальным фотографом, делать свою работу и только. А то, чем я занимаюсь - персональные проекты, по большей части долгосрочные, - это следующая ступень в профессии. Над некоторыми такими проектами я работаю по несколько лет.

К.Л.: А есть ли какая-то закономерность в том, как получаются хорошие кадры?

- Нет, все совершенно спонтанно. Можно приехать и за несколько дней сделать отличный репортаж, несколько «говорящих» фото. А, например, серии делаются по-другому. Каждая серия имеет свою структуру, и далеко не каждая фотография может в нее попасть. С другой стороны, есть фото, которые сами по себе не производят такого впечатления, как в подборке. В серии, особенно в большой, не все кадры должны быть выдающимися. Серия должна передавать состояние, рассказывать историю визуальным языком. Сейчас в России немногие фотографы работают в этом поле. И в этом смысле мы только начинаем осваивать мировой журналистский опыт. Но за последние несколько лет в нашей стране появилось много хороших фотографов. Есть имена, победы на авторитетных конкурсах, и это прорыв.

Н.Р.: Что вам дает участие в конкурсах?

- Все просто. Если ты не участвуешь в российских и международных конкурсах, не публикуешься в мировых СМИ - а многие российские фотографы не публикуются, - ты не сможешь подняться выше определенного уровня, не получишь должного опыта, не будешь видеть глобальных тенденций.

Н.Р.: Но, например, конкурс «Самарский взгляд» - не международный и даже не региональный. Зачем вы участвуете в нем?

- В России не так много фотоконкурсов, а хороших - всего три-четыре. «Самарский взгляд» - конкурс неплохой, и его нужно развивать. Мое мнение - любой конкурс, где бы он ни проводился, в итоге должен становиться международным. Вообще, чтобы заниматься фотографией, нужно быть очень большим энтузиастом, иметь внутреннюю страсть. Многие фотографы достигают определенного уровня, статуса и успокаиваются, останавливаются в развитии. Моя задача - всегда развиваться, совершенствовать мастерство. Рассказывать истории, но делать это не на простом рутинном уровне. Моя мечта - самому решать, что снимать и как снимать.

"Стараюсь очень этично, корректно показывать человеческую смерть, тела погибших. Если не получается, лучше вообще не показывать. Есть много фотографий, где это сделано ужасно, безобразно, и у зрителей это вызывает только шок, животный страх. Но это не задача фотографии - сделать так, чтобы человек испугался, захотел отвернуться и уйти. Цель другая - в сопереживании, в осмыслении ситуации, погружении в атмосферу снимка"


К.Л.: Получается ли это в агентстве?

- В некоторой степени. Всегда есть задания, съемки, на которые я выезжаю по заданию редакции. Рамки всегда существуют. Но в нашем агентстве, в отличие от многих редакций, есть возможность выходить за границы этих рамок.

Н.Р.: К каким жизненным принципам вы пришли за годы работы?

- Я не сразу пришел к пониманию своей жизненной позиции. Я стараюсь очень этично, корректно показывать человеческую смерть, тела погибших. Если не получается, лучше вообще не показывать. Есть много фотографий, где это сделано ужасно, безобразно, и у зрителей это вызывает только шок, животный страх. Но это не задача фотографии - сделать так, чтобы человек испугался, захотел отвернуться и уйти. Цель другая - в сопереживании, в осмыслении ситуации, погружении в атмосферу снимка. Кроме того, я никогда не нацеливаюсь на материальную выгоду. Изначально не строил иллюзий насчет того, что я стану богатым человеком. Стараюсь, чтобы деньги не были главным для меня ни в жизни, ни в работе.

К.Л.: При общении с вами складывается впечатление, что вы закрытый человек. Это отпечаток работы?

- Очень часто фотографы немногословны. Иначе ты можешь потерять состояние, в котором можешь работать, снимать и делать это хорошо. Это требует усилий, потому что работа фотографа не заканчивается моментом, когда ты выходишь из редакции. У творческих людей вообще все складывается по-другому.

Н.Р.: Вы уже довольно давно работаете в зонах конфликтов. Поменялась ли за это время система ценностей?

- Иллюзий стало меньше. Раньше была иллюзия, что простые люди могут как-то повлиять на ситуацию. Сейчас я понимаю, что обычный человек над этим мало властен.

Н.Р.: А работа журналистов может чем-то помочь?

- Только если в каких-то частных случаях. Например, помочь какой-то небольшой группе людей, связать волонтеров и нуждающихся мирных жителей. Это то, что получалось лично у меня. То время, когда журналистика останавливала войну, как это было во Вьетнаме, ушло.
 
Легенды Армении выступили в Самаре - Samaratoday.ru8 декабря в Концертном зале Самарской государственной филармонии прошел концерт «Звезды Армении: Дживан Гаспарян и друзья».
11.12.2017 Samaratoday.ru
Юрий Шевчук сотоварищи относительно регулярно наведываются в Самару, но из-за склонности коллектива к творческим экспериментам, принимают их у нас каждый раз по-разному.
11.12.2017 Волга Ньюс
Шоу длилось два с половиной часа и оставило послевкусие еще на несколько дней. А еще - стойкое ощущение, что критики «ДДТ» как главных представителей старорежимного русского рока совершенно не понимают, о чем говорят. - Волжская Коммуна«ДДТ» сыграли программу об отражениях прошлого в настоящем Шоу длилось два с половиной часа и оставило послевкусие еще на несколько дней.
11.12.2017 Волжская Коммуна
3-я постановка балета «Эсмеральда» в истории Самарского академического театра оперы и балета - Волжская КоммунаВ Театре оперы и балета прошла премьера спектакля «Эсмеральда» Цезаря Пуни по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» 3-я постановка балета «Эсмеральда» в истории Самарского академического театра оперы и
11.12.2017 Волжская Коммуна
Роман на три минуты - Волжская Коммуна12 декабря в 19.00 в Самарской филармонии выступят звезды аргентинского танго.
11.12.2017 Волжская Коммуна
Народный ансамбль стал лауреатом московского фестиваля Участники самарского народного ансамбля песни «Калина» под руководством Алексея Кондрашина привезли из Москвы кубок и диплом международного фестиваля «Гармоника –
11.12.2017 Волжская Коммуна
Во вторник, 12 декабря, в 19:00 в Самарской филармонии выступят звезды аргентинского танго.
11.12.2017 Журнал Самара и Губерния
На сцене самарской филармонии выступил легендарный музыкант Дживан Гаспарян.
11.12.2017 Губерния ТВ
Марк Захаров Фото: Михаил ФРОЛОВ - Комсомольская Правда СамараАктера похоронят на Новодевичьем кладбище рядом с могилами Льва Дурова и Владимира Зельдина Дарья ЗАВГОРОДНЯЯ @framsp Друзья и сослуживцы народного артиста СССР были немногословны:
11.12.2017 Комсомольская Правда Самара
Бронзовый Орфей «Счастливого случая» - Волжская КоммунаФильм ГТРК «Самара» победил на главном телевизионном форуме страны 3 декабря в Тюмени прошел заключительный этап телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион».
11.12.2017 Волжская Коммуна
«Твое направление» - 2017 - Samara.Edu.RuОбразцовый хореографический ансамбль «Дебют» Дома детского творчества  «Гармония» с. Борское  принял участие в  всероссийском танцевальном турнире  «Твое направление», который прошел 2 декабря в ДК «Металлург» г.Самара.
11.12.2017 Samara.Edu.Ru
В Самаре хозяин квартиры зарезал гостя и позвонил в полицию - TltGorod.Ru18+ В отдел полиции №2 У МВД России по г. Самаре от местного жителя поступило сообщение, что в его квартире в одном из домов на улице Физкультурной было совершено злодеяние.
11.12.2017 TltGorod.Ru
В Тольятти «Калина» сбила пешехода на дороге - 63.RuВ Тольятти в понедельник, 11 декабря, произошел несчастный случай. На улице Борковской водитель «Калины» сбил местную жительницу.
11.12.2017 63.Ru
В Тольятти 15-летний мальчик упал с 8 этажа жилого дома - 63.RuВ понедельник, 11 декабря, в Тольятти медики зафиксировали происшествие со смертельным исходом.
11.12.2017 63.Ru
В Самаре трактор столкнулся с трамваем - АиФ Самара
В Самаре трактор столкнулся с трамваем
Тракторист «просто не заметил трамвай» В воскресенье, 10 декабря, в седьмом часу вечера, в Самаре на пересечении улиц Ново-Садовой и Потапова трактор столкнулся с трамваем, сообщает ТТУ Самара‏ в twitter .
АиФ Самара
Лучший участковый Самарской области задержан за взятку - Газета Время
Лучший участковый Самарской области задержан за взятку
Полицейский из села Утевка Нефтегорского района Александр Вельматкин, по итогам 2016 г. признанный лучшим участковым Самарской области,
Газета Время
В Самаре на Солнечной два автомобилиста подрались из-за парковочного места - АиФ Самара
В Самаре на Солнечной два автомобилиста подрались из-за парковочного места
Конфликт из-за парковочного места закончился уголовным делом – один из его участников получил серьезные травмы В Самаре возле одного из домов на улице Солнечной, днём,
АиФ Самара
На сцене Тольяттинской филармонии сыграли Дживан Гаспарян-младший, Ваагн Айрапетян, Армен Уснунц и Вардан Бабаян.
11.12.2017 CityTraffic.Ru
Вместе с городом — в будущее - Городские ВедомостиВ центральной библиотеке им. Татищева началось празднование юбилейной недели.
11.12.2017 Городские Ведомости
IMG_1426 - Тольяттинский медколледжМеждународный день слепых — всемирная дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации.
11.12.2017 Тольяттинский медколледж
Шоу длилось два с половиной часа и оставило послевкусие еще на несколько дней. А еще - стойкое ощущение, что критики «ДДТ» как главных представителей старорежимного русского рока совершенно не понимают, о чем говорят. - Волжская Коммуна
Все, что осталось
«ДДТ» сыграли программу об отражениях прошлого в настоящем Шоу длилось два с половиной часа и оставило послевкусие еще на несколько дней.
Волжская Коммуна
3-я постановка балета «Эсмеральда» в истории Самарского академического театра оперы и балета - Волжская Коммуна
На фоне сказочного Парижа
В Театре оперы и балета прошла премьера спектакля «Эсмеральда» Цезаря Пуни по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» 3-я постановка балета «Эсмеральда» в истории Самарского академического театра оперы и
Волжская Коммуна
Марк Захаров Фото: Михаил ФРОЛОВ - Комсомольская Правда Самара
С Леонидом Броневым простились в театре «Ленком» под музыку из «17 мгновений весны»
Актера похоронят на Новодевичьем кладбище рядом с могилами Льва Дурова и Владимира Зельдина Дарья ЗАВГОРОДНЯЯ @framsp Друзья и сослуживцы народного артиста СССР были немногословны:
Комсомольская Правда Самара
В Тольятти грабитель с обрезом ружья напал на офис транспортной компании - АиФ СамараТольяттинские полицейские выясняют подробности разбойного нападения на офис транспортной компании Вечером 8 декабря, в полицию Тольятти за помощью обратился руководитель транспортной компании, заявивший, что в офис,
11.12.2017 АиФ Самара
Надежда Муравьева, - Волжская КоммунаНа ЧМ-2017 по гандболу сборная России с тремя игроками «Лады» в составе начала играть на выбывание На чемпионате мира по гандболу среди женских команд сборная России провела первый матч плей-офф,
11.12.2017 Волжская Коммуна
Откатали синхронно - Волжская КоммунаНа тольяттинском этапе Кубка РФ по синхронному катанию на коньках участвовали и новички, и чемпионы мира Три медали разного достоинства – золотую,
11.12.2017 Волжская Коммуна
Мяча отведать не желаете? - Волжская Коммуна
Мяча отведать не желаете?
Представители «Крыльев Советов» оценили блюда, приготовленные специально для тематического конкурса На прошлой неделе в самарском политехе прошел поединок «Кулинарный рецепт футбольных побед».
Волжская Коммуна
Падение продолжилось - Волжская Коммуна
Падение продолжилось
Проиграв 0:3 в «МТЛ Арене», наши волейболисты разочаровали своего наставника В 14-м туре мужской волейбольной суперлиги «Нова» в Самаре принимала «Факел» из Нового Уренгоя.
Волжская Коммуна
Век добрых дел: от комсомольца до волонтера - Волжская КоммунаВетераны и лидеры молодежных организаций отметили день рождения самарского комсомола В пятницу, 8 декабря, в Доме офицеров Самарского гарнизона прошел заключительный этап областного форума «Мы вместе!
12.12.2017 Волжская Коммуна
В Тольятти грабитель с обрезом ружья напал на офис транспортной компании - АиФ СамараТольяттинские полицейские выясняют подробности разбойного нападения на офис транспортной компании Вечером 8 декабря, в полицию Тольятти за помощью обратился руководитель транспортной компании, заявивший, что в офис,
11.12.2017 АиФ Самара
На АВТОВАЗе затеяли небольшие кадровые перестановки - Радио АвгустС 1 января 2018 года Сельчук Кура вступит в должность Исполнительного Вице-президента по инжинирингу ПАО «АВТОВАЗ».
11.12.2017 Радио Август
Самару украшают к Новому году - Волга НьюсВ Самаре ведется подготовка к предстоящим новогодним и рождественским торжествам.
11.12.2017 Волга Ньюс
Международный аэропорт Курумоч обслужил 2,5-миллионного пассажира с начала года.
11.12.2017 Волга Ньюс