Мне кажется, я всю жизнь мечтала быть учителем. Почему? Сейчас я могу точно ответить на этот вопрос - на моем пути были прекрасные творцы человеческой души, мои первые учителя. Это люди, которые и определили мой дальнейший путь. Среди них была моя мама, которая работает учителем русского языка и литературы уже более 30 лет. Я благодарна ей за любовь, привитую к этой профессии.
Вспоминаются слова великого писателя Федора Михайловича Достоевского: «Удивительно, что может сделать один лучик солнца с душою человека». Этими лучиками солнца для меня были учителя. Я поняла одно - буду только учителем, именно таким учителем, без которого в школе, на уроках было бы скучно, о котором дети говорили бы через много лет после школы: «Как нам не хватает ваших уроков».
Конечно, начинать свой педагогический путь сложно. Но мне повезло, так как я вернулась в свое родное село Приволжье, в родную школу, где получила огромную поддержку от всего коллектива. И эта мысль, что я на своей родине, вокруг люди, которые верят в меня, видят мой потенциал, постоянно наполняет мою душу счастьем. И с гордостью можно сказать: «Я на своем месте».
Именно с этого момента и под чутким руководством администрации школы и начинался мой труд учителя. Ежедневная работа над собой. Ежедневная борьба с собой. Потому что наивно полагать, что учитель - это тот, кто учит. Я уверена, что учитель - это тот, кто учится сам. У своих учеников. У своих коллег. Каждый день. Всю жизнь.
Каким же должен быть идеальный учитель? Этот вопрос я задавала себе на разных этапах своего педагогического пути. И почти всегда находила разные ответы. В первые годы - это должен быть добрый и веселый учитель. Затем, когда стала немного старше, я поняла, что идеальный учитель - тот, кто умеет работать над собой, он постоянно развивается, совершенствуется не только как личность, но и растет в профессии. Сейчас я уверена, что идеальный учитель - это тот, кто умеет творить, умеет изобретать, пробовать что-то новое и помогает развиваться своим ученикам. Все мы, учителя, должны стремиться к идеалу, при этом, не забывать важную истину - никоим образом «не поранить» душу ребенка, не обидеть нечаянно сказанным словом.
Словесник всегда должен быть современным, так как мы переживаем трудное время: дикий рынок, рост преступности, бездуховность, гибель культуры, засорение и высыхание языка. Помочь выстоять в этих непростых условиях должен учитель и, прежде всего, преподаватель русского языка и литературы. Задача наших уроков - уберечь ребенка, его душу, дать ему радость познания, сделать его школьные годы счастливыми. «Но как это сделать?», - спросите вы. Ведь современный ученик не хочет читать, ему интереснее путешествовать по виртуальному миру, часами не выходить из социальных сетей. Как завлечь ученика в прекрасный тургеневский мир? Тяжело, но можно.
Именно поэтому на своих уроках я стараюсь использовать приемы и методы развивающего обучения, применяю информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. А в 2013 году для повышения уровня своего образования поступила в аспирантуру, и уже совсем скоро мне предстоит защита кандидатской диссертации по теме: «Технологии Web2.0 в обучении русскому языку». С помощью этого вовлекаю детей в познавательную деятельность, которая заставляет их мыслить, анализировать и, конечно же, делать самостоятельные выводы. Таким образом, каждый ученик заинтересован. Ведь талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.
Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться - высокая миссия учителя.
Наиболее важным на уроке я считаю не только память, но и практическую направленность. А еще лучше, когда они меняются местами: знание возникает в результате практической деятельности. Ведь самому важному нельзя научить, но можно только научиться.
Учитель в чем-то сродни садовнику. Порой столько труда и средств вложишь, потратишь уйму времени (а его нам так не хватает), прежде чем увидишь, как из земли появится тоненькая петелька, раскроется первый лист. Вот уже виднеется крохотный бутон. Он растет не по дням, его словно что-то распирает изнутри, и в один прекрасный день (а такой день всегда будет прекрасен) створки открываются, и ты становишься свидетелем рождения чуда - цветка.
Конечно, у людей все сложнее, и не один год может просидеть такой «бутон» за партой, не делая попытки одарить тебя за многодневный труд. Но обязательно настанет момент, когда тебе навстречу потянется рука, и раскроется, наконец, дивный, ни на кого не похожий человек. Какое же прекрасное чувство испытаешь, если лицом к лицу увидишь это радостное состояние пробуждающейся, то есть растущей души. И вот передо мной сад, мой прекрасный сад!
Елена Хохрина, аспирант 4 курса, специальности "Теория и методика обучения и воспитания".