«Грань» получила вторую «Маску»

Награда Елены Соловьевой и другие итоги национального театрального конкурса Мало кто верил, что вторая «Маска» возможна сразу после прошлогодней, когда высшей театральной награды страны удостоились костюмы «Корабля дураков». Удача редко улыбается одному и тому же номинанту два раза подряд

С «Золотой Маски» Самарская область снова вернулась не с пустыми руками - у Елены Соловьевой вторая подряд «Маска» за костюмы к спектаклям «Грани». В драматических номинациях это редкая в этом году награда у регионального театра.

Вечные ценности

С точки зрения географии награда новокуйбышевского театра оказалась на этом конкурсе скорее исключением, чем правилом. В драме, в отличие от кукол и музыкальных номинаций, почти все премии распределились между московскими и петербургскими театрами. Правда, эта сторона вопроса меньше всего волновала участников и болельщиков, зато предсказуемость главных лауреатов заставила иронизировать самих награжденных. К известной шутке «кого ни номинируй, победит Бутусов» добавилась новая. Когда Юрий Бутусов действительно вышел получать очередную «Маску» за режиссуру (присужденную, вопреки ожиданиям, не за московские «Барабаны в ночи», а за петербургского «Дядю Ваню»), то выразил недоумение, почему в этой номинации все время награждают его, а «лучший спектакль ставит Лев Абрамович, Римас Владимирович, Андрей иногда» - имея в виду Додина, Туминаса и Могучего.

И не ошибся: «Маску» в большой форме тут же забрал Лев Додин за спектакль «Страх. Любовь. Отчаяние» по Бертольту Брехту. Действие постановки по пьесам конца 1930-х-начала 1940-х происходит на авансцене. Внешнего действия мало, герои просто разговаривают, сидя за столиками: слева сюжеты из жизни Германии 1930-х, справа - рассуждения из «Разговоров беженцев». В сумме - довольно страшное предостережение, нетипичное по форме, но очень додинское по интонации и теме. «Мир находится в безумном состоянии, в любой момент он может взорваться, и, мне кажется, несмотря на все праздничное сегодня самочувствие, театр обязан об этом помнить, говорить, шептать и кричать», - сказал Лев Абрамович, получая «Маску».

Награду в малой форме тоже забрал Питер - «Чук и Гек» Михаила Патласова, поставленный в Александринском театре. В основе спектакля не только одноименный рассказ писателя, но и дневники Аркадия Гайдара, и документальные свидетельства репрессированных в сталинские годы. Лучшим спектаклем в куклах оказался тоже совсем не детский «И дольше века длится день» по одноименному роману Чингиза Айтматова, совместный проект Музея истории ГУЛАГа и творческого объединения «Таратумб».

Награды и сюжеты

При всей предсказуемости двух главных премий, многие «Маски» оказались долгожданными наградами «молодых» (нужно учитывать всю относительность этого понятия в театре) или работающих в независимых проектах. Наверное, громче всех приветствовал зал первую персональную «Маску» художника Ксении Перетрухиной. Инклюзивный спектакль «Упсала-цирка» «Я Басе» стал лучшим в «Эксперименте». В драматургической номинации победила пьеса «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова и одноименный спектакль «Театра.doc»

При вручении этой «Маски» зал встал, чтобы почтить память недавно ушедшего из жизни основателя театра Михаила Угарова. Минутой молчания вспомнили и Олега Табакова. Стоя приветствовали живую легенду - Аллу Демидову, ее роль в спектакле «Ахматова. Поэма без героя», поставленном в соавторстве с Кириллом Серебренниковым, признали лучшей.

Тут нужно сказать, что стилем церемонии, подготовленной в этом году режиссером Ниной Чусовой и художником Галей Солодовниковой, стал ретрофутуризм. Так, как представили гипотетическое будущее постановщики, изображали его всю вторую половину 20 века. Между тем участники церемонии написали поверх заготовленного свой сюжет - вечер, как все могли видеть пару дней спустя на телеканале «Культура», прошел под знаком поддержки Кирилла Серебренникова и остальных подозреваемых по «театральному делу». Редкий выступающий не упомянул их фамилии. Кроме того, Серебренников получил режиссерскую «Золотую Маску» за спектакль «Чаадский» в «Геликон-опере», а коллектив «Гоголь-центра» - спецприз драматического жюри.

Навязали на «Маску»

Если не считать кукол, из регионов в драматических наградах прозвучали только Хабаровск и Новокуйбышевск. Спектакль «Детство» Хабаровского ТЮЗа получил спецприз жюри, костюмы Елены Соловьевой к «Королю Лиру» принесли «Маску» новокуйбышевской «Грани». Победа в этой номинации была наиболее вероятной хотя бы с точки зрения арифметики - что никак не умаляет ее, просто у Елены Соловьевой было три соперника, а у Дениса Бокурадзе в режиссерской - 26, почувствуйте, как говорится, разницу. Но мало кто верил, что вторая «Маска» возможна сразу после прошлогодней, когда высшей театральной награды страны удостоились костюмы «Корабля дураков». Удача редко улыбается одному и тому же номинанту два раза подряд, хотя бывало и так, что один человек забирал три награды за вечер - так случалось с Сергеем Женовачом и Теодором Курентзисом.

К тому, во что одеты актеры, художник Елена Соловьева и режиссер Денис Бокурадзе подходят с особым вниманием. В «Короле Лире» для грубых, напоминающих власяницу одежд потребовалось столько шерстяного полотна, что вязальщиц искали через соцсети. Усилия не пропали даром - костюмы «Грани» второй раз подряд признали лучшими, на этот раз они обошли образы, созданные Александром Шишкиным в спектакле Театра им. Пушкина «Барабаны в ночи», Екатериной Шапошниковой для спектакля якутского театра «Олонхо» «Воительница-Джырыбына» и Алексеем Унесихиным для серовского «Сучилища».

«Лир» участвовал в конкурсе еще в трех номинациях: «Драма/Спектакль малой формы», «Драма/Работа режиссера» (Денис Бокурадзе), и «Драма/Работа художника по свету» (Евгений Ганзбург). В последней жюри отметило работу Стаса Свистуновича («Губернатор» БДТ).

«Грань» в этому году представляла Самарскую область в одиночестве, зато по всем возможным фронтам: отрывок из «Лира» открывал программу «Золотая Маска» в городе», “Театр теней Офелии” участвовал во внеконкурсном «Детском Weekendе», «Король Лир» транслировался в Интернете в рамках нового проекта «Золотая Маска» online». Напомним, запись этого спектакля доступна на Яндексе еще год, как и опера «Чаадский», и «Губернатор» Андрея Могучего.

К тому, во что одеты актеры, Елена Соловьева и Денис Бокурадзе подходят с особым вниманием. В «Лире» для грубых, напоминающих власяницу одежд потребовалось столько шерстяного полотна, что вязальщиц искали через соцсети. Усилия не пропали даром

Ещё новости о событии:

С "Золотой Маски" Самарская область снова вернулась не с пустыми руками — у Елены Соловьевой вторая подряд "Маска" за костюмы к спектаклям "Грани".
16:14 20.04.2018 Волга Ньюс - Самара
Награда Елены Соловьевой и другие итоги национального театрального конкурса Мало кто верил, что вторая «Маска» возможна сразу после прошлогодней, когда высшей театральной награды страны удостоились костюмы «Корабля дураков».
22:22 19.04.2018 Волжская Коммуна - Самара
«КП-Самара» узнала у руководителя новокуйбышевского театра, каких трудов стоила костюмеру Елене Соловьевой и всему театру эта награда Вера ЦЫГАНКОВА Маска,
18:48 19.04.2018 Комсомольская Правда Самара - Самара
 
По теме
15 апреля 2018 года на Новой сцене Государственного академического Большого театра России в Москве состоялась Торжественная Церемония вручения Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».
15 апреля 2018 года на Новой сцене Государственного академического Большого театра России в Москве состоялась Торжественная Церемония вручения Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».
На Малой сцене Самарского академического театра оперы и балета Самарский областной театр кукол 22 апреля, в 10:30 и 13:00, покажет премьерный спектакль "Жил-был Король", сообщила пресс-служба театра кукол.
Синоптики назвали дату, когда в Самару придет похолодание до - 17°C - ГТРК Самара В Самарской области прогнозируется снег. Однако он будет идти не везде. «Погода предстоящих дней в регионе будет формироваться под влиянием поля повышенного атмосферного давления, осадки в большинстве районов маловероятны,
ГТРК Самара
Самарский фотограф Кучерявая — о том, как её работы попали на обложки зарубежных журналов: «Бывает, что хочется показать особенность внешности человека или его характера» - ProGorodSamara.Ru Кучерявая — самарский фотограф, организатор персональной фотовыставки «Проекция на искусство», преподаватель интенсива для фотографов «Формула роста» и организатор летнего фотокемпа от фотошколы «Взгляд».
ProGorodSamara.Ru