Фильм «Довлатов» должен был идти в российских кинотеатрах только 4 дня. Права на телевизионный прокат в зарубежных странах уже выкупил киногигант Netflix. Но благодаря большому интересу к ленте прокатчики решили дать еще один шанс российским зрителям увидеть лучший на данный момент фильм Алексея Германа-младшего.
Фильм Алексея Германа-младшего не документальная лента о жизни писателя Сергея Довлатова. Именно с этого нужно начинать разговор о «Довлатове», чтобы сразу пресечь длинные ревностные споры о достоверности происходящего на экране. Нельзя прерывать режиссера комментариями, когда он руководствуется желанием создать цельное логичное художественное произведение. Сам Сергей Донатович в своих рассказах любил добавить к действительности вымысла, чтобы сделать образ более ярким и «говорящим». И сегодня некоторые реальные участники его произведений в интервью любят посетовать, что он рисовал их слишком ироничными или грубыми. В свидетельство - телевизионная документалка от Первого канала «Написано Сергеем Довлатовым».
Художественный фильм «Довлатов» - это несколько дней из жизни писателя накануне ноябрьских праздников 1971 года. В атмосфере сонного туманного Ленинграда он, как и большинство его друзей поэтов, обивает пороги редакций и издательств в надежде опубликоваться. Везде пожимают плечами, «все понимают» и требуют больше оптимизма в написанном.
Ситуации, когда на макулатуру сдают рукописи Бродского, когда в отделения подают списки об интересующихся Набоковым, когда актер, переодетый в Достоевского, рассуждает на камеру о том, что «Преступление и наказание» помогло советскому человеку изжить алчность, нельзя не воспринимать как абсурд. Довлатов и смотрит этот мир, как сон, спасаясь иронией. Лишь когда абсурд доходит до трагедии, становится ясно, что терпение в этом времени приравнивается к предательству. К этому предательству главного героя стараются притянуть словами: «потерпи», «ты же понимаешь», «так лучше». Его пытаются вписать в это время советами, как жить, и наставляют писать роман. И как лозунг творческого человека, загнанного в ту эпоху, в фильме звучат слова персонажа Светланы Ходченковой про то, что сложно быть никем и в то же время оставаться самим собой.
Алексей Герман-младший и художник Елена Окопная бережно отнеслись к эпохе 70-х, тем самым добавив фильму уникальности. Это по праву отметили на Берлинском кинофестивале и наградили Елену Окопную «Серебряным медведем». Отсюда же фильм увез и приз независимого жюри, что, учитывая конъюнктурность конкурса, можно считать более значимой наградой, чем Гран-при.