«Гуттаперчевый мальчик»: «театра детской скорби»

«СамАрт» показал премьеру инсценировки известного рассказа Дмитрия Григоровича
Постановка - очередной итог работы лаборатории «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких»

 
Начиная с середины 2000-х годов репертуар Самарского театра юного зрителя «СамАрт» регулярно пополняется спектаклями, рожденными благодаря целенаправленной работе театра с драматургами и режиссерами-постановщиками спектаклей для детей.

Новый формат «Золотой репки»
Эта системная работа была начата на проходящем на базе «СамАрта» традиционном международном фестивале театров для детей и молодежи «Золотая репка». На седьмом фестивале 2006 года в его идеологии были намечены существенные изменения: фестиваль решили сделать финальной акцией двухгодичного цикла проекта «Спектакль для маленьких: возрождение традиций».
Вот как объяснил ситуацию один из инициаторов «Золотой репки» московский драматург Михаил Бартенев: «Я думаю, что сегодня фестивалей для детей и молодежи стало очень много, и важно, чтобы каждый имел свое лицо. В противном случае все превращается в топтание на месте: одни и те же участники, критики, спектакли. При этом детская режиссура стареет, молодежь в этот жанр приходит с трудом. Особую остроту обрела проблема спектаклей для детей - они всегда были, есть и будут в афише любого детского и взрослого театра. Сегодня, к сожалению, нет такого лидера, как Зиновий Корогодский, который бы систематизировал, осмыслял и вел детский театр. А если к детским спектаклям относиться, как к отхожему промыслу, неясно, каким образом воспитывать детскую аудиторию. Вот почему представлялось важным постепенно изменить формат «Золотой репки» и превратить ее в фестиваль молодой режиссуры для маленьких зрителей».

Режиссерская карусель
«Продумана некая система: на проводимые в рамках «Золотой маски» мастер-классы будут приглашаться совсем молодые режиссеры, которым интересно попробовать себя именно на детской аудитории, - планировал Михаил Бартенев. - Они попытаются сформулировать свои взгляды, язык, понять, чем это отличается от «взрослого» театра. В конце фестиваля ребята покажут результаты своих лабораторных опытов, их увидят руководители театров.
Этим молодым режиссерам мы и в дальнейшем будем помогать, будем продвигать их, и, кто знает, может быть, уже на следующую «Репку» они привезут не просто экспериментальные экзерсисы, а серьезные работы, сделанные в профессиональных труппах. А мы к тому времени подберем новую компанию молодых режиссеров, которые увидят на фестивале работы своих еще не сильно повзрослевших коллег и мэтров и тоже покажут свои эксперименты. Таким образом, как бы по спирали будет раскручиваться своеобразная карусель по обмену опытом и вовлечению в процесс новых и новых молодых режиссеров. Именно эта работа должна стать «изюминкой» «Золотой репки». Насколько плодотворной окажется эта идея и определит ли она лицо самарского фестиваля, на котором молодые режиссеры смогут показывать свои пусть не во всем совершенные спектакли, покажет время».

Череда премьер – процесс пошел
Время показало, что затея удалась. Уже на следующем, восьмом фестивале «Золотая репка» 2008 года начала работать лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких». Нескольким молодым режиссерам предложили один и тот же сюжет для постановки мини-спектакля. Каждый из них нашел себе драматурга, в Самаре им предоставили актеров. В течение нескольких дней, находясь на «острове» без общения с окружающим миром, они под руководством опытных мастеров занимались реализацией своих творческих замыслов, а затем продемонстрировали результаты своей работы на завершающей стадии фестиваля.
Участники лаборатории разных лет уже «отметились» в «СамАрте». В 2009 году Евгений Зимин и Юрий Алесин поставили на его сцене спектакль «Азбука Льва Толстого». В 2010 году появилось два спектакля: «Красная шапочка» в постановке Полины Стружковой и «Про самого длинного червяка» в постановке Дмитрия Исаичева, а в 2011 году - спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой», который поставила Вера Попова. Эти не похожие один на другой, в чем-то неравноценные и вызывавшие подчас оживленные дискуссии спектакли, тем не менее, стали свидетельством того, что процесс пошел.

Пока на уровне эскиза
И вот очередная премьера «СамАрта», которая родилась из эскиза, показанного режиссером и артистами театра на лаборатории «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких» фестиваля «Золотая репка» - 2012. Это инсценировка хрестоматийной повести Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Ее специально для «СамАрта» сделала санкт-петербургский драматург Ксения Никитина. Постановку осуществила молодой режиссер из Санкт-Петербурга Евгения Никитина, ученица хорошо известного в Самаре режиссера Анатолия Праудина. Сценография и костюмы москвича Егора Федоричева, пластика Сергея Самохвалова.
Спектакль явно рассчитан на детскую аудиторию. Это видно и по самой инсценировке, в которой сглажены острые социальные углы повествования и отсутствует вторая – контрастная основной сюжетная линия, связанная с благополучными детишками-барчуками. Это, впрочем, не вызывает больших нареканий. В конечном счете, самое важное - чтобы было понятно и, главное, интересно детской аудитории.
Драматическая история мальчика-акробата в инсценировке преподнесена как рассказ-воспоминание старого клоуна Эдвардса. Этот персонаж в исполнении Юрия Долгих чрезвычайно важен и для установления живых, непосредственных контактов с юными зрителями, которым артисту по ходу действия приходится постоянно «доказывать» свою причастность к клоунской профессии, показывая всевозможные фокусы, да и вообще поддерживать то и дело проседающий пока что тонус спектакля.
Несмотря на внешнюю простоту сюжета, создать нужную атмосферу в этом представлении не так-то просто. И Алексею Елхимову - молодому Эдвардсу, и Сергею Новикову - гимнасту Карлу Беккеру, воспитателю, а по существу злому гению обездоленного, беззащитного «гуттаперчевого мальчика» Пети и особенно Алексею Кондрашеву - исполнителю роли Пети нужно не только играть характеры, но и соответствовать цирковой специфике действия. И это, хочешь – не хочешь, нужно делать не понарошку, а по возможности по-настоящему, предъявляя зрителям, по крайней мере, азы цирковой техники. Это неплохой тренинг для актеров, но в спектакле желательно видеть уже более явственный его результат.
Действие оживлено пока что больше напоминающими студенческие этюды-иллюстрации массовками с участием молодых актеров. На скупом материале реплик не всем исполнителям удается быть достаточно психологически убедительными. Эти постановочные и игровые издержки сразу заметны. И, как показалось, не только сидящим в зале взрослым зрителям. Не ощущается и подлинной кульминации действия, драматизм которой должны непременно почувствовать все находящиеся в зале, независимо от возраста. Ведь сам по себе сюжет «Гуттаперчевого мальчика» из тех, что как нельзя более соответствует высказанной Анатолием Праудиным - наставником режиссера-постановщика Евгении Никитиной концепции «театра детской скорби».

 
По теме
Корней Иванович Чуковский — любимый писатель многих поколений девчонок и мальчишек, замечательный детский поэт, публицист, критик, а также переводчик и литературовед.
27 марта, во Всемирный день театра, были подведены итоги фестиваля «Театральное Приволжье» - окружного общественного проекта, который реализуется по инициативе полномочного представителя Президента РФ в ПФО Игоря Комарова .
27 марта  в рамках Международного фестиваля оперного искусства «Славянский дом» показали оперу Петра Чайковского «Пиковая дама» с участием звезд оперного искусства.
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время