Самарская область вошла в десятку регионов с наиболее эффективной налоговой политикой
Для составления рейтинга эффективности эксперты крупной консалтинговой компании PwC выбрали шесть налогов, поступления от которых направляются в региональный бюджет. Под внимание специалистов попали налог на имущество, исчисляемый от кадастра, установление стоимости патента для мигрантов с учетом местных особенностей рынка труда, повышенная ставка по транспортному налогу на легковые автомобили мощностью более 250 лошадиных сил, а также развитие гибкой патентной системы для индивидуальных предпринимателей и предоставление налоговых льгот. За применение каждой налоговой меры региону начислялись от 0 до 30 баллов. Чем больше доходов бюджету приносит налог, тем выше балл.
В итоге регионом с самой эффективной налоговой политикой признана Москва, набравшая 180 баллов. На втором месте – Ханты-Мансийский автономный округ со 159 баллами, на третьем – Московская область, получившая 151 балл. Самарская и Амурская области с показателем 133,5 балла поделили между собой девятое и десятое места.
Войти в десятку сильнейших – дорогого стоит, потому как данный рейтинг наглядно и, что особенно важно, объективно оценивает, насколько активно власти субъектов используют свои полномочия в этой сфере и открыты для налоговых новаций. Дело в том, что федеральный центр многие направления налоговой политики передал на региональный уровень. Главы регионов-лидеров, будучи грамотными экономистами и рачительными хозяевами, душой болеющими за вверенное им дело, тут же сориентировались и начали действовать. Урок под названием «Как повысить собираемость налогов без увеличения налоговой нагрузки?» губернаторы, возглавившие рейтинг, усвоили на отлично.
Так, по поручению Н.И. Меркушкина, в Самарской области в последние годы активно расширяется налоговая база. Выполняя поручения главы региона, областное правительство всячески стимулирует бизнес выйти из тени – предоставляет компаниям налоговые льготы. Таким образом, поддерживается экономический рост, увеличивается социальная стабильность и повышается конкуренция. Когда губернатор говорит об увеличении собираемости налоговых поступлений, он имеет в виду в первую очередь устранение неэффективности сборов.
К слову, аналитики по результатам рейтинга сделали очень интересный вывод. Согласно их наблюдениям, наиболее эффективную политику ведут регионы, не получающие дотации из федерального бюджета. И Самарская область в их числе. Безусловно, отсутствие дотаций финансово дисциплинирует и заставляет руководителей думать головой и действовать. Как говорится, хочешь есть – умей вертеться. А когда регион находится в дотационной яме, как, например, соседняя Ульяновская область, оказавшаяся среди аутсайдеров рейтинга, то воля, для того чтобы работать с налоговой базой, утрачивается.
Самая слабая налоговая политика местными властями ведется также в Астраханской области, Республике Марий Эл, Северной Осетии и Мурманской области, которая сохраняет последнее место в рейтинге второй год подряд. Все пять регионов, замыкающих ранжирование, являются высокодотационными и, как следствие, не имеют никакого стимула работать над собственной налоговой базой. Если они и предоставляют какие-то льготы, то за счет все тех же дотаций или госдолга. Конечно, это гораздо легче, нежели искать новые пути решения для работы с собственными налогоплательщиками.
То, что Самарской области повезло с губернатором, думающим на десять ходов вперед, стало понятно спустя буквально несколько месяцев после его назначения. Тогда Николая Ивановича, единственного из всех руководителей субъектов, пригласили на заседание правительства РФ и учли все озвученные им конкретные предложения о наполняемости бюджетов муниципалитетов, в том числе и за счет совершенствования системы налоговых сборов.
Во главу угла наш губернатор всегда ставил вполне понятные и очевидные вещи. К примеру, продажу алкоголя нужно выводить из тени, потому что акцизы между регионами распределяются пропорционально легально проданной водке, а работу того или иного муниципалитета стоит оценивать в том числе и по уровню собираемости налогов на местах, от чего зависит решение о начислении городу и отдельным его районам стимулирующих субсидий из областной казны.
Еще один важный момент, на котором не раз акцентировал внимание Н.И. Меркушкин, касается поддержки бизнеса: если создать ему благоприятные условия, снизив на него нагрузку, чтобы тот мог развиваться, то и собираемость налогов будет больше.
Умение считать деньги и выстраивать грамотную финансовую политику – это удел сильных руководителей. Официальная статистика – наглядное подтверждение правильно выбранной губернатором тактики.
Так, несмотря на довольно напряженную финансовую ситуацию, в прошлом году области удалось на три процента сократить долговые обязательства. А собираемость налогов в губернии за январь – август 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го выросла на 23 процента и составила 270 миллиардов рублей.
Елена ДМИТРИЧКОВА.