Работа хормейстера как труд космонавта

Хоровые коллективы Владимира Ощепкова выступали в Белоруссии и Болгарии. Пели в Ватикане, в Вене, Париже, на Олимпе
Фото: st.vkonline.ru
Владимиру Ощепкову исполнилось 85 лет Хоровые коллективы Владимира Ощепкова выступали в Белоруссии и Болгарии. Пели в Ватикане, в Вене, Париже, на Олимпе

Хор ветеранов, «Золотая лира», хор мальчиков «Веселые ребята», сводный Губернский хор - всеми этими коллективами руководит профессор, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Самарской области, кавалер ордена Дружбы Владимир Ощепков.

В Уральской консерватории

Хоровые коллективы Самары под руководством Владимира Ощепкова выступали в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Севастополе, в городах Белоруссии и Болгарии, странах Балтии. Хор пел в Ватикане, в Вене (в зале Шуберта), в Зальцбурге, самарские хористы выступали на Олимпе, в соборе Парижской Богоматери. С благословения Патриарха Алексия, по согласованию с Папой Римским, впервые светский хор пел на поклонении Терновому Венцу.

Мне вспоминается увиденный лет двадцать назад студенческий театральный этюд, кажется, на тему работ русских авангардистов. Мим бьется о невидимые стены, не может выйти из воображаемого квадрата. Неожиданно под аккомпанемент легкой музыки вбегает другой, он некоторое время кружит, не замечая никаких стен, и убегает прочь… Преграды - они только в голове, и тот, кто легко идет по жизни, кто увлечен своим делом, проходит, не замечая их. Владимир Ощепков один из таких людей. Надо хору спеть в храме на Поклонной горе? И хор заходит в храм и начинает петь сразу же после службы. Без предварительной договоренности, но с благословения настоятеля. «Ничего удивительного», - говорят сами участники коллектива. Просто нет никаких преград.

А еще Владимир Михайлович, конечно, авантюрист. Достаточно одного случая, чтобы это понять. Молодой специалист, хормейстер захотел поставить с музыкантами-любителями оперу. И поставил. Владимир Ощепков еще в годы учебы в Уральской консерватории создал во Дворце культуры Верх-Исетского металлургического завода академический хор. Там же на базе творческих коллективов совместно с видным деятелем искусства в области архитектуры и музыки Петром Лантратовым он создал музыкальный театр.

«Мне в консерватории говорили: «Ты дискредитируешь оперное искусство, это невозможно!» А я только отвечал: а вы придите и посмотрите. И пришли, чуть ли не всем педагогическим составом. Пришли, конечно, с целью раскритиковать, но получилось обратное. Известный оперный певец, профессор консерватории Ян Вутирас даже попросил: «Возьмите и меня, дайте мне в вашей опере какую-нибудь партию…»

В Екатеринбурге (Свердловске) Владимир Михайлович был одним из создателей и педагогом культурно-просветительского училища, основал хор «Трудовые резервы» и пять лет проработал в драматическом театре хормейстером. «Для меня служба в театре стала потрясающей школой», - вспоминает Ощепков.

Довелось повстречаться и с маршалом Жуковым. Георгий Жуков с 1948 по 1953 год занимал пост командующего войсками Уральского военного округа. «Он часто приходил в драматический театр. Жуков был театралом и не пропускал ни одной премьеры, приходилось посещать театр и его подчиненным, - смеется Владимир Михайлович, - хотели они того или нет».

Пришлось сотрудникам театра к Жукову однажды обращаться с просьбой. Комиссия запретила к показу один из спектаклей и, более того, усмотрев в постановке нечто крамольное, уволила директора театра. И сотрудники, в числе которых оказался и молодой хормейстер Ощепков, пошли к Жукову просить помощи. Легендарный маршал помог.

Я - директор музыкальной школы!

В 1961 году Владимир Ощепков приехал в Куйбышев. Это тоже история. Как написано в буклете «По рекомендациям министра культуры Советского Союза Екатерины Фурцевой...»

Но что это значит? Молодого специалиста назначает сама Фурцева? «После окончания консерватории меня назначили директором только что созданной вечерней музыкальной школы при Уральской консерватории. И обещали через год дать квартиру. Но проходит год, проходит два, мне все говорят: подожди», - вспоминает Владимир Михайлович.

И тогда он собирается и едет в Москву, не куда-нибудь, а прямиком к министру культуры. Приходит в министерство, где его встречают двое в штатском. «Я - к Екатерине Алексеевне, говорю, и начинаю вынимать из нагрудного кармана свое удостоверение, которое предварительно одел в красные корочки, - вспоминает сейчас Ощепков. - Эти двое, увидев красный уголок, не стали связываться и пропустили. Захожу в приемную, там секретарь удивленно: «У вас назначено? Почему вас пропустили? И кто вы такой?»

«Я, - гордо отвечает Владимир Ощепков, – директор вечерней музыкальной школы!» Секретари были просто поражены такой самоуверенностью. Ректоры вузов месяцами ждали приема, а тут – директор музыкальной школы, да еще и вечерней. Смех смехом, но приняла его Екатерина Фурцева. Владимир Ощепков рассказывает эту историю по ролям, в лицах, и то, как Фурцева на него строго смотрела, изучала, недоумевала: почему этот молодой человек так уверено (если не сказать большее) себя ведет? Что бы это значило? Но согласилась все-таки выслушать. И молодой директор рассказал, что на двенадцати метрах ютится с женой, тещей и дочкой.

«Дочка спит в чемодане, на холодильнике», - рассказывал он Фурцевой, делая время от времени мхатовские паузы, и Екатерина Алексеевна оттаяла. Посмеялась, правда, над молодым человеком и лично позвонила ректору консерватории, узнать, так сказать, что за фрукт этот Ощепков? История закончилась более чем благополучно, Владимиру Михайловичу предложили несколько мест работы - директором музыкального училища, старшим преподавателем в Минской консерватории… Но он выбрал Куйбышев, где только что открылся музыкальный факультет в пединституте.

«Я был очарован Волгой, - вспоминает он сейчас, - в первый мой приезд мы поехали за Волгу, развели костер… Плеск волн, огни города вдали, как было не остаться…»

55+ лет в Самаре

В 1963 году Владимир Михайлович становится деканом музыкально-педагогического факультета, который он возглавлял 38 лет. Позже при поддержке ректората и ученого совета вуза Ощепков стал организатором и директором Института художественного образования. В институт пришли работать Петр Монастырский, Анатолий Пономаренко, Юрий Филиппов, Гиларий Беляев, Юрий Олесов… Вуз объединял несколько художественных факультетов: музыку, хореографию, театр, мировую художественную культуру, изобразительное искусство.

В 2001 году Ощепков оставляет пост директора Института художественного образования и создает Филармоническое общество Самарской области и городской Центр эстетического воспитания детей и молодежи.

«Это уже мы вместе с Любовью Федоровной Шмаковой выполняли напутствие, огромное желание Дмитрия Кабалевского, мечтавшего о подобных центрах», - говорит Ощепков.

Именно в Центре эстетического воспитания сразу же после открытия был создан хор мальчиков «Веселые ребята». За 16 лет через хоровой коллектив прошло более трех тысяч детей. А еще хор «Золотая Лира». Продолжалась и продолжается сейчас работа с Хором ветеранов войны и труда, основанным в девяностых годах. Академический хор студентов Авиационного института, основанный в 1961 году – в Год космонавтики, потом получил продолжение в Губернском сводном хоре, в который вошли студенты и других вузов города. Владимир Михайлович вспоминает, как в шестидесятые годы с хором Авиационного впервые выехали за границу, в Югославию, и сразу же коллектив стал лауреатом в нескольких номинациях. А потом, спустя годы, в начале 90-х, именно хору Авиационного под управлением Владимира Ощепкова пришло приглашение принять участие в международном конкурсе им. М.К. Чюрлёниса в Каунасе, и самарский коллектив стал единственным представлявшим Россию.

Владимиру Ощепкову 7 декабря исполнилось 85 лет, на буклете, посвященном юбилейному концерту, написано: «70 лет в России, 55+ лет в Самаре, 85 скромных лет со дня рождения». И далее список наград и званий, целая страница: Почетный гражданин Самарской области, кавалер ордена Дружбы, заслуженный работник культуры РФ и тд.

«Однажды во время выступления хора Авиационного института в Самаре на сцену к нам поднялся космонавт Павел Попович и вместе с нами начал петь…» - вспоминает Владимир Ощепков. Уже после выступления космонавт рассказал: «Я 17 лет пел в хоре, семь лет руководил хоровым коллективом в Звездном городке, и могу точно сказать: труд космонавта и труд хормейстера одинаково труден и одинаково почетен…» Но Ощепков об этом рассказывает посмеиваясь…

Я был очарован Волгой. В первый мой приезд мы отправились за Волгу, развели костер… Плеск волн, огни города вдали, как было не остаться в Куйбышеве...

 
По теме
9 апреля в выставочном пространстве отдела редких книг Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ) состоится открытие книжно-иллюстративной выставки под названием «Великое государственное и полезное учреждение».
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
Системная работа продолжается - Самарская Губернская Дума 28 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание «круглого стола» комитета по здравоохранению,
Самарская Губернская Дума
ТЕСТ НА ВИЧ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ? - Самарский СПИД-центр Несколько десятков лет назад между вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и смертью стоял знак равенства, а люди с положительным ВИЧ-статусом занимали не самое приятное положение в обществе.
Самарский СПИД-центр
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий