С 18 августа по 15 октября в Самарском художественном музее работает выставка из фонда «РОСИЗО». Советские и российские художники представили для экспозиции картины, графику и скульптуру.
Выставка обращает внимание на российскую бытовую семейную культуру, но, в первую очередь знакомит с советскими художниками прошедшего пятидесятилетия, а уже во-вторую воспевает традиционные ценности.
В хранилищах государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», который раньше назывался «Росизопропаганда», хранится богатая коллекция работ, так или иначе раскрывающих тему семьи. 18 августа эту коллекцию живописи, графики и скульптуры выставили в Самарском художественном музее. Позиционируется выставка как воспевание русских семейных традиций. В официальном буклете написано: «После нигилизма 1990-х годов с началом 2000-х явственно ощущается стремление вернуться к истокам национальной идентичности, в которой ценность семьи, детства, материнства занимает одну из ведущих позиций». За этой рекламой, воспевающей идеологическую подоплеку, может ускользнуть художественная ценность выставки. Современный музейный зритель приучен к работам мастеров прошлого и экспериментам совриска, но огромный пласт художественной культуры советской эпохи хорошо известен разве что искусствоведам.
Выставка «Семейные ценности» демонстрирует работы мастеров именно советского времени, и знакомит зрителей с различными направлениями искусства той эпохи.
В «Лекционном зале» сразу обращает на себя внимание работа Ольги Булгаковой «Семья. Мои современники» - контрастные абстрактные персонажи сильно отличаются от реалистичных образов с картин других художников выставки. Картина Альберта Папикяна «Осень. Матери» завлекает масштабом и восточным колоритом. Она рассказывает историю различных поколений женщин одной семьи.
Скульптура, графика и детские портреты в основном разместились в зале «Коллекционер». Нежная работа «Девочка у окна» Ларисы Кирилловой явно была вдохновлена живописью эпохи Возрождения. Другой детский портрет на фоне игрушечного замка «Принцесса» Геннадия Мызникова: с таким сдержанным величием взирает с картины девочка в короне, что сразу вспоминается взгляд юной инфанты с шедевра Диего Веласкеса «Минины». А «Портрет жены» Андрея Мыльникова заставляет воскреснуть образ «дамы в белом» Клода Моне. Творчество Сергея Параджанова и Нико Пиросмани оживает в работе Юрия Абисалова «Память».
Тема детства вдохновила и скульпторов. Саранский мастер Николай Филатов представил для выставки композицию про трех юношей - «На ходулях». А Юрий Злотя, прославившийся памятниками царям и писателям, добавил в экспозицию небольшую бронзовую скульптуру «Девочка».