Художник с театральной сцены

Фото: st.vkonline.ru
О своей творческой карьере рассказал один из самых востребованных художников Самары Александр Баканов Талант для меня - это внутренняя потребность. Если нет потребности, то это не твое. А если ты занимаешься без потребности, значит, ты не талантлив

Картины Александра Баканова можно увидеть в Морской резиденции Президента России в Санкт-Петербурге. Лондонская галерея «Тейт» и Музей современного искусства в Риме приобрели работы мастера, а Государственная Третьяковская галерея организовала в 2003 году его персональную выставку. Список регалий и достижений Александра Баканова можно перечислять долго. О том, как театр повлиял на его творчество, о своей методике работы в современном интерьере и о том, как создавалась серия картин, посвященных Самаре, художник рассказал корреспонденту «ВК».

Александр Баканов 8 августа отметил юбилей - 60 лет. Большая удача - застать художника в Самаре и попросить его поделиться своей творческой историей. Его квартира-студия сама является художественной победой - сложная планировка, интересный декор, необычные дизайнерские решения. Трудно было ожидать чего-то иного от художника, разработавшего свою методику работы в современном интерьере, но, тем не менее, каждый, кто заходит в студию, тратит минимум полчаса на разглядывание всех деталей. То же самое происходит и с картинами Александра Баканова. Перед его работой зритель замирает надолго, так как на полотне разворачивается целая история. Мастер мизансцен аккуратно не только выписывает архитектурно-исторические детали, но и продумывает каждого персонажа.

- Широкой самарской публике вы более всего известны по серии картин, где восстанавливается облик Самары конца XIX - начала XX веков. Почему вы, как художник, обратились к этой теме?

- Я родился в Самаре, окончил Куйбышевское художественное училище. Потом меня распределили в Вологодский драматический театр. В Самару я вернулся только спустя 20 лет. Когда я приехал, понял, что не знаю старую Самару. То, что о ней писалось, казалось мне, не производило того впечатления, которое должно было. Я начал с небольших работ, известных сюжетов, знаковых архитектурных памятников - пивзавод, драмтеатр, филармония, костел, кирха. Позже я стал изучать материалы - читал литературу, собирал открытки, искал документы. Мое первое серьезное выступление на эту тему состоялось к 160-летию Самарской губернии.

- В этой серии что было для вас интереснее - архитектурно-историческая реконструкция или атмосфера?

- Самой сложной составляющей была архитектурно-историческая реконструкция, потому что многое приходилось додумывать. У меня есть работа «Рынок на Троицкой площади в Самаре». Там более 400 персонажей. Но главные герои моих картин - атмосфера и дух времени. Если этого в картине нет, значит она не про что. Если есть, то картина начинает «втягивать» зрителя в свое пространство. Атмосферу того времени можно представить по запахам - печной, навозный, хлебный. Я старался все это передать с помощью мизансцен - что делают люди. Тогда у зрителя возникает поисковая реакция, желание всмотреться и узнать, что происходит. Я выстраиваю тот мир как режиссер. Для меня это театр, который происходит при совмещении фактического материала с воображением. И тема эта неисчерпаема. Когда я писал «Посещение государем Александром II Струковского сада в Самаре» мне сильно помог театральный опыт. На картине только 6 видов военных - жандармы, уланские полки, гренадеры, так называемые кавказские роты. 

- А современная Самара вас вдохновляет?

- А у меня только и есть современная Самара. Та историческая Самара существует в «кармане памяти», который я создал. Вдохновляет любой двор. Вот соседний Песочный переулок. Здесь был трактир, где Максим Горький часто писал свои фельетоны, и его там один раз побили за это обиженные держатели заведения. Есть интересная история и про Федора Шаляпина, который приехал в Самару уже знаменитым артистом и чуть не опоздал на свое выступление. Иногда меня вдохновляет статичный мир, как, например, в картине «Большой самарский натюрморт», где я пишу жизнь городского среднего класса, человека, без его фактического присутствия, его мир. Мне не интересно писать портреты. Это не мой способ общения с действительностью. Моя задача найти микросюжеты и ценности той жизни. Это такая важная драматургическая, возможно, даже театроведческая версия проникновения в историю. Потому что лучше представить, как все это двигалось, ходило, пело, орало, гуляло, работало, чем просто срисовать открытку.

- Вы часто говорите про влияние театрального образования и опыта декоратора в вашей творческой судьбе. Как эти навыки вам пригодились в карьере художника?

- Моя судьба была связана с театром, еще когда я был практикантом у Петра Монастырского при главном художнике Илье Мендковиче. Это было легендарное время. Билетов уже за полгода никаких не было и быть не могло. Билеты дарили как подарок на Новый год и день рождения. Мое многостилевое мышление от театра. Здесь нужно работать над декорациями к Чехову, Стриндбергу, Ибсену, Вампилову - совершенно разные задачи для художника, которые должны быть решены в сжатые сроки. Вот отсюда у меня возникла дисциплина, без которой в нашей профессии очень трудно работать. В действительности художественное мышление я воспринимаю через призму театрального искусства. Для меня это игра - осмысленная, со сверхзадачей. Мне удалось, возможно, через глубокое проникновение в театральную эстетику найти понимание образного бытия. Моя театральная биография и высшее образование в Санкт-Петербургской театральной академии органично легли на то, чем я потом занимался. Все осталось, только сцена изменилась, и режиссер теперь я сам.

- Вы разработали свою методику, посвященную работе художника в современном интерьере, и очень востребованы в этой сфере. Что это за методика, и трудно ли работать с заказчиками?

- Составляющая моей методики - создание интерьерной коллекции. Это очень старая версия осмысления пространства - еще со времен наскальных росписей. Все время авторы занимались работой в интерьере - на заказ и не на заказ. Без заказа не возникла бы ни Сикстинская капелла, ни роспись Успенского собора. Подобное не появляется без социальных связей. Заказ - это одна из форм активного социального сотрудничества в обществе, на его этапе развития и в определенных ситуациях. Это огромное количество нюансов и проблем. Возникают условия - размер, стиль, жанр, композиционные особенности картины. Все работы должны представлять из себя отдельное автономное произведение, и в то же время совместиться с тем, что находится в интерьере.

- Вы работаете в разных стилях. А как вы относитесь к актуальному искусству?

- Как работать в различных стилях… Учиться нужно у гениев - например, у Пикассо, а не у тех, что всю жизнь рисуют березки на закате, и говорят, что они «так видят». Они не видят современную жизнь, не понимают ее динамики. Я не пользуюсь гаджетами, но это не освобождает меня от информационного поля. Я принимаю все. Из истории искусства нельзя ничего убрать. В чем актуальное качество современного искусства? В том, что у нас есть на него своя реакция - это вдохновление личностного начала. Если в моем случае вместо вдохновления появляется какое-то возбуждение, какое-то щекотание нервов, то это для меня «плосковато», мне этого не хватает. А когда я включаюсь в произведение полностью, мне неважно, какой жанр, если в этом есть мастерство, если это интересно - замечательно. Что такое искусство? Искусство - это создание действительности условными средствами. А уже потом все остальное. Через условную созданную модель пытаешься что-то сказать. И успех зависит от того - живая это модель или нет. А жанр и стиль второстепенны. Для меня современное искусство это Караваджо и Босх. Илья Репин и его последователи - это пик российского искусства, демонстрация, как краска превращается во что-то живое.

- Вы добились в своей карьере больших успехов. Что такое талант для художника?

- Талант для меня это внутренняя потребность. Если нет потребности, то это не твое. А если ты занимаешься без потребности, значит ты не талантлив.

Но главные герои моих картин - атмосфера и дух времени. Если этого в картине нет, значит, картина не про что. Если есть, то картина начинает «втягивать» зрителя в свое пространство

 
По теме
В рамках выставочного проекта "Россия: эпохи и лица" на остановках общественного транспорта в Самаре размещаются постеры — копии картин классической русской живописи XIX-первой половины XX в.,
13.09.2017
Художник долгого времени - Волжская Коммуна В галерее «Виктория» проходит выставка Павла Отдельнова Галерея «Виктория» начала новый сезон выставкой молодого художника Павла Отдельнова, завоевавшего себе имя и статус на российском поле современного искусства.
29.08.2017
 
В галерее «Виктория» открылась выставка индустриального пейзажа - Самарская Газета О своем детстве в городе Дзержинске Нижегородской области и о судьбе его градообразующего предприятия повествует живописец Павел Отдельнов, выставка работ которого открылась в галерее «Виктория».
29.08.2017
 
Ленинским межрайонным следственным отделом города Самары следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего оперуполномоч
19.07.2018 Следственный комитет
«Комсомолка» разыскала людей, без которых ребенок бы погиб Дмитрий КРИВЕНЦОВ - Девочка не кричала и не звала на помощь.
19.07.2018 Комсомольская Правда Самара
Евгения и Виталий недавно поженились, а выжил в аварии десятилетний сын женщины Ольга АФАНАСЬЕВА "Доставали спасатели" Это путешествие на отдых для семьи Михайловых из Тольятти стало роковым.
19.07.2018 Комсомольская Правда Самара
Бывшему главе МЧС Кузбасса продлили срок содержания под стражей до 25 сентября Екатерина РОМАНОВА Екатерина Бормотова В Центральном районном суде города Кемерова 19 июля прошло заседание,
19.07.2018 Комсомольская Правда Самара
Организаторы обещают литературно-музыкальную программу 19 июля в 17.00 в сквере Маяковского в Советском районе Самары готовятся отметить 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского.
19.07.2018 Волжская коммуна
В Тольятти открывается выставка «ХХ ВЕК. Художники Ленинграда». Как сообщила заместитель главы города по социальным вопросам Юлия Баннова ,
17.07.2018 Городские Ведомости
Проекты сразу трех тольяттинских учреждений культуры стали победителями всероссийского конкурса «Новая роль библиотек в образовании» благотворительного Фонда Михаила Прохорова .
13.07.2018 Городские Ведомости
В связи с проведением молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга-2018» в Самаре вводится временное ограничение движения транспорта - Администрация городского округа Самара В целях обеспечения безопасности дорожного движения в связи с проведением молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга-2018» на территории города Самара с 08:00 21 июля 2018 года     до 20:00 6 августа 201
19.07.2018 Администрация городского округа Самара
Перекрытие движения - Городские Ведомости В связи с выполнением ремонта тепловых сетей до 31 августа 2018 году будет временно прекращено движение транспортных средств по ул.
18.07.2018 Городские Ведомости
Талантливый пилот будет выступать на SEAT Leon DSG за LUKOIL Racing. На ближайшем этапе Российской серии кольцевых гонок, который пройдет 21 и 22 июля на автодроме Kazan Ring,
19.07.2018 Спортивное Обозрение
Продолжается чемпионат города Самары по футболу. В возрастной категории ветеранов от 35 лет он носит характер открытого чемпионата, так как в нем принимает участие команда из другого города - «Лада-Тольятти».
19.07.2018 Спортивное Обозрение
В связи с проведением молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга-2018» в Самаре вводится временное ограничение движения транспорта - Администрация городского округа Самара В целях обеспечения безопасности дорожного движения в связи с проведением молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга-2018» на территории города Самара с 08:00 21 июля 2018 года     до 20:00 6 августа 201
19.07.2018 Администрация городского округа Самара