В рамках исполнения п. 3 Перечня поручений Президента РФ от 05.08.2017 г. № ПР-1526 при Комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства создана Рабочая группа по мониторингу законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере защиты прав детей и укрепления традиционных семейных ценностей.
Члены Общественной палаты Самарской области приняли участие в общественном мониторинге, который проводится по инициативе Рабочей группы, и подготовили свои предложения по совершенствования законодательства в данной сфере.
Общественники обратили внимание на такие проблемы, как обеспечение жильем выпускников детских домов и интернатов, распространение «групп смерти» в сети Интернет, трудности, возникающие при взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка.
«Принимая во внимание то, что воспитание детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях является делом государственной важности, предлагаем внести изменения в законодательство РФ, запрещающие субъектам Федерации устанавливать размер денежных средств на содержание премного ребенка ниже величины прожиточного минимума на детей в регионе. На практике сегодня в разных регионах размер денежных средств на содержание каждого премного ребенка различен, а в некоторых регионах он отличается в зависимости от возраста ребенка. В Самарской области ежемесячная выплата на содержание опекаемого, приемного ребенка на данный момент значительно меньше величины прожиточного минимума на детей», – подняла очень важный вопрос председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по делам ветеранов и инвалидов Светлана Полдамасова.
«В настоящее время, по сути, право и обязанность родителей заботиться о здоровье своих детей подросткового возраста ограничивается нормами Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Так, ст. 22 данного закона закрепляет право законных представителей детей на получение информации о состоянии их здоровья только в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет (больных наркоманией – 16 лет). В результате многие родители остаются в неведении о ситуациях, когда их несовершеннолетние дети страдают социально значимыми заболеваниями. При этом согласно ч. 2 ст. 54 Федерального закона №323-Ф3 несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право самостоятельно (без участия законных представителей) давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Отсюда много проблем со здоровьем подростков, в частности, проблема абортов у несовершеннолетних девочек с последующим бесплодием. Создавшаяся ситуация не только нарушает права родителей, но и не соответствует интересам детей, которым в этом возрасте часто не хватает объективности и жизненного опыта для принятия правильного решения, – считает член комиссии Общественной палаты Самарской области по здравоохранению, социальному развитию, демографии, здоровому образу жизни и спорту Анна Васильева. – В Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 г. №1403 «Об утверждении «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» следует внести поправку об ответственности врачей, которые не информируют родителей о возможности получения бесплатных лекарственных препаратов для детей до 3-х лет или детей до 6-ти лет из многодетных семей».
«Одной из проблем является нарушение жилищных прав несовершеннолетних, – продолжила Анна Васильева. – Так, при рассмотрении судами дел о выселении без предоставления другого жилого помещения (например, дела о выселении из специализированного жилищного фонда) в случае, если судом будет установлен факт предоставления семье жилого помещения при отсутствии на то законных оснований, т.е. с нарушением норм Жилищного кодекса РФ, суды выносят решения о выселении, в том числе, семей с несовершеннолетними и даже малолетними детьми, несмотря на то, что данное жилье было у семьи единственным».
«Федеральным законом от 28.12.2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» узаконены именно услуги организаций отдыха детей и их оздоровления (ст. 3). То, что детское оздоровление приобрело статус услуги, представляется ошибочным и асоциальным решением, – обратился к еще одной проблеме заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по здравоохранению, социальному развитию, демографии, здоровому образу жизни и спорту Павел Ожередов. – С 2012 года была введена родительская плата, которая постоянно увеличивается и на сегодня составляет 30-40% в зависимости от условий пребывания детей в лагере и 50% от стоимости путевки в летний период в лагеря санаторного типа. В текущем году в четыре раза увеличилось количество нереализованных путевок в детские оздоровительные лагеря через систему бронирования. Основной причиной является снижение уровня жизни населения: стало больше семей, которые не могут оплатить даже 30% от стоимости путевки. Поэтому считаю целесообразным внести предложение о возвращении системы детского оздоровления и отдыха в статус социальной политики государства, а не услуги, принятием соответствующего решения на федеральном уровне».
Часть предложений членов Общественной палаты Самарской области по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав детей и укрепления традиционных семейных ценностей была озвучена в ходе онлайн-совещания членов Общественной палаты России с региональными общественными палатами, состоявшегося 20 сентября 2017 г. Полный перечень предложений самарских общественников направлен в профильную Рабочую группу ОП РФ.