Иконописец Алексей Талипов: "Что бы мы ни делали, это несет отпечаток нашей личности".

Экс-фоторепортер газеты "Волжская Коммуна" Алексей Талипов в последние годы занимается иконописью и росписью храмов. Его иконы можно увидеть в нескольких церквях Самарской области. Есть они и в домах верующих, которые заказывали списки икон Алексею.

Алексей Талипов рассказал о  своем творчестве и  традициях русcкой иконописи.

Не  прямолинейное движение

—  Как у  фоторепортера произошел такой поворот в  судьбе?

—  На  самом деле, иконопись появилась у  меня в  жизни вовсе не  внезапно. Все происходило естественным образом, а  не  потому, что я  однажды сказал себе: "Дай-ка я  займусь иконами". Давным- давно, еще занимаясь в  художественном училище, я  познакомился со  многими самарскими иконописцами. А  заканчивая училище, уже работал на  росписях храмов. Надо сказать, что церковь  — одно из  немногих мест, где сохраняется потребность в  художниках. А  православие  — одна из  немногих вещей, которая позволяет сознавать, что ты  русский. Сознавать, что отличает тебя от  испанца или француза. Когда я  пытался найти свое место в  жизни, именно в  церкви я  находил ответы на  вопросы о  том, какие наши корни, какая наша история. Наверное, наше движение по  жизни не  бывает прямолинейным. Репортажная фотография как раз была таким витком, временным уходом в  сторону от  основного пути. Это был момент увлечения. Но  спустя несколько лет я  почувствовал, что занимаюсь не  тем делом, которым хочу заниматься. И  вернулся к  прежнему. Но  если до  этого я  в  основном работал в  храмах на  росписях, то  сейчас сконцентрировался на  иконах.

"Возвращение блудного сына"

—  В  русской иконописи существуют разные школы, разные направления. Что тебе ближе?

—  Когда в  России возродилась иконопись, сформировалось несколько центров, где мастера работали в  определенной манере. Скажем, школа Троице-Сергиевой лавры  — одна манера письма, палех  — совершенно другая. Мастер, который работает в  традициях Троице-Сергиевой лавры, может с  закрытыми глазами написать икону в  традициях XV  века, но, наверное, не  сможет написать ее  в  греческой манере. А  мастер из  Палеха вряд  ли напишет икону в  академической манере. Все это совершенно разные школы. Мне интересно исследовать разные манеры письма  — и  византийскую, и  палехскую, и  академическую.

В  училище мне казалось, что в  иконах мастеров из  Палеха чересчур много внешних украшений. Сейчас я  так не  считаю. В  них непередаваемое ощущение красоты, благодати Божией. Эта красивая разделка золотом, эти цветовые орнаменты, от  которых кружится голова  — так они тонко сделаны… Для меня старинные иконы  — это, прежде всего, уникальные памятники культуры. И  мой интерес как художника  — в  том, чтобы максимально приблизиться к  ним.

Когда ты  изучаешь литературные, иконописные, архитектурные памятники минувших веков, то  начинаешь понимать мироощущение тех людей. Надо сказать, что оно совсем не  соответствует нашему современному обществу, где самый востребованный художник  — Дэмиен Херст, а  самое дорогое произведение  — "Инкрустированный бриллиантами череп". Как-то к  нам в  училище пришли ребята из  Голландии и  рассказали, как там у  них сейчас учат рисовать. Им  говорят: "Нам не  нужен новый Ван  Гог. Нам нужен ты". И  вот парень, который еще ничего не  знает, не  имеет никаких профессиональных навыков, никакого опыта, пытается что-то изобретать. А  как учили художников во  времена Возрождения? Приводили юношу в  мастерскую и  говорили: "Краски мешай вот таким образом. Рисунок делай вот так". Давали делать копии. Шло постижение ремесла. А  потом из  этих юношей вырастали Микеланджело, Веласкес, Рембрандт. Кстати, для меня самое драгоценное произведение искусства  — "Возвращение блудного сына" Ремрандта. Это вершина в  истории мировой живописи. Я  бы сказал, что это вся история человечества в  одном образе. Есть традиция иконописи. А  есть современная жизнь. И  между этими двумя понятиями  — большой зазор.

—  И  как ты  для себя решаешь это противоречие?

—  Когда ты  этим живешь, это творчество для тебя органично. Но  надо понимать, что иконописец  — это все-таки часть церкви.

—  Не  поэтому  ли авторы многих замечательных икон, дошедших до  нашего времени, остались безвестными?

—  На  самом деле, на  оборотной стороне иконы часто писали, в  какой мастерской она была сделана. И  в  церковных документах, как правило, указывалось, кого подряжали на  роспись храмов. Исследователи нашли множество имен иконописцев. Не  такие уж  это были безвестные мастера. Другое дело, что у  иконописцев нет стремления обратить на  себя внимание. Художник встает за  мольберт, чтобы показать себя. Иконописец встает к  доске и  пишет икону, чтобы сказать своим языком о  Боге, о  святости.

Иконопись  — это не  просто умение обращаться с  красками и  вести линию. В  иконе содержание стоит выше средств его передачи. Но  все равно: что  бы мы  ни  делали, это несет отпечаток нашей личности. Даже если ты  копаешь грядку, ты  вскопаешь ее  не  так, как твой сосед. У  него, может быть, кучки земли будут покрупнее твоих. Личность Андрея Рублева видна в  созданных им  иконах. А  личность Симона Ушакова  — в  его иконах. Они совсем другие, и  там тоже чувствуешь присутствие автора. А  если человек с  комиксовым мышлением начнет рисовать икону, то  она у  него и  получится комиксом.

На  языке символов

—  Двадцатый век внес что-то новое в  иконопись?

—  Искусствоведы иногда задаются вопросом: а  что такое современная икона? У  каждого века есть свой образ иконы. У  двадцатого века его  нет. Это было время безверия, уничтожения церкви. Традиция прервалась, не  было естественного развития языка иконописи. Но  заслуга двадцатого века в  том, что много чего вернули. Иконопись вообще сложно развивалась. Как, например, возникла синодальная икона? Когда Петр I  начал разворачивать Россию на  Запад, он  повелел срубать византийские росписи и  расписывать храмы на  западный манер. Или, например, иконы Андрея Рублева. В  XIX веке народ в  своей массе их  не  знал. В  XX  веке мы  увидели Рублева, увидели Византию.

—  Когда ты  создаешь икону для храма, ее  образ заранее обсуждается с  настоятелем?

—  Если это храм со  своей стилистикой иконостаса, я  приношу образцы икон, которые, по  моему мнению, могли  бы подойти. Из  них мы  и  выбираем, учитывая разные факторы  — какой это храм, пропорции иконостаса, киота и  другие важные вещи. Иконописец не  может писать, как ему заблагорассудится. Его творчество  — это осознание своего места в  мире, своего отношения к  Богу. Икона говорит на  языке символов об  ином бытии, о  преображенном человеке. О  любви.

Вот ребенок рисует своих папу и  маму. Даже если там ничего непонятно, какие-то каля-маля, родителям радостно. Потому что он  своим рисунком говорит о  любви к  родителям. Так и  иконописец в  своих работах говорит о  любви к  Богу, к  людям, к  миру.

При этом в  иконе множество уровней смыслов. Взять, к  примеру, сюжет иконы "София  — премудрость Божия". В  ней сложнейшая философия, сложнейшая композиция. Такие иконы не  появляются в  одночасье, их  сюжет формируется веками, в  результате многих обсуждений.

—  Не  отпугивало  ли, что есть определенные правила, ограничения при создании икон?

—  Когда я  был юношей, мне действительно порою казалось, что в  иконописи очень жесткие рамки, нельзя двигаться ни  вправо, ни  влево. А  потом я  понял, что иконопись очень богата в  своих формах, в  своих средствах выражения. А  ограничения  — они есть всегда… Когда я  рисую пейзаж, я  разве не  ограничен? Есть определенная форма деревьев, есть цвет. Если ель голубая, я  же не  могу ее  нарисовать красной. И  не  могу нарисовать пальмы вместо лип.

—  Где можно увидеть твои иконы?

—  Икона "Иоанн Богослов в  молчании", написанная темперой, находится в  самарском храме Иоанна Богослова. При ее  написании я  использовал палехский образец, который немного изменил в  пропорциях. Добавил тропарь, и  икона стала вертикальной.

В  Богоявленском храме в  Курумоче есть написанная мной икона Сергия Радонежского. За  фигурой Сергия  — темный  лес. Он  ведь как начинал свой путь? Пришел вместе с  братом в  глухой лес, и  они жили там в  течение долгого времени, построили часовню. Когда во  время похода случается оказаться где-нибудь ночью в  глухой чаще, невольно вспоминаешь преподобного Сергия и  осознаешь, сколько должно быть внутренней силы, чтобы остаться в  подобном месте.

Еще одна моя работа находится в  Волчанке, в  старинной деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Стены изнутри церкви представляют из  себя стесанные бревна, по  ним масляной краской сделаны имитации каменных архитектурных элементов. А  поверх  — росписи, которым полтораста  лет. Они неплохо сохранились, только потемнели, как и  положено масляным росписям. В  некоторых местах храма оставлены ниши. Один из  приделов освятили в  честь Софрония Иерусалимского и  попросили меня написать его образ  — сделать роспись, соответствующую стилю той, которая была раньше. Моя задача была в  том, чтобы эта работа не  выглядела пришитой заплаткой, чтобы она смотрелась органично. Мне кажется, это удалось. Скоро опять поеду в  Волчанку  — писать Марию Египетскую.

 
По теме
Вниманию получателей ежегодной денежной выплаты в связи с празднованием Светлого Христова Воскресения - Пасхи!
Поздравляем с заслуженной наградой - Портал Все мы - Россия! 27 марта губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды жителям Самарской области.
Портал Все мы - Россия!
«Мы должны быть едины» - Сетевое издание Кинельская жизнь Автор: Нина Бухвалова Знания и правильное воспитание укрепляют межнациональное согласие Год назад в Кинеле была зарегистрирована местная мусульманская религиозная организация «Соборная мечеть».
Сетевое издание Кинельская жизнь
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время