Искусствовед Александр Боровский выступил с лекцией в Самаре

Александр Боровский — миссионер современного искусства, владеющий мастерством говорить легко о сложном. 28 лет он заведует Отделом новейших течений в Русском музее и бережно собирает новые имена и явления совриска со всего мира. В этот раз он привез в Самару багаж впечатлений из Венеции и Базеля, где прошли главные арт-события года. Хорошо представляя современный арт-рынок, Боровский сформулировал новое кредо для молодых российских художников — не стремиться на Запад, а создавать собственную художественную среду в России.

"Наши молодые художники всегда хотят быть, как в  анекдоте: "Русскому школьнику дай карту звездного неба, наутро он  вернет ее  исправленную". Им  нужно что-то оспаривать, быть в  первом ряду. Не  будут,  — считает Александр Боровский. —  Ситуация сложилась так, что настраивать молодых на  то, что завтра они станут первыми, не  надо. Надо их  ориентировать, чтобы они постепенно обустраивали художественную жизнь здесь. Надо создавать среду, публику, рынок в  России".

Искусствовед представил ситуацию вокруг российского арт-пространства, используя образы художника Григория Сороки и  его картины "Рыбаки", где мальчики в  лодке с  удочками в  тихой реке ловят рыбу. Западный рынок  же, где есть Венецианская биеннале и  арт-ярмарка в  Базеле, выглядит, по  мнению Боровского, как огромный морской авианосец. "Мальчики-рыбаки с  картины  — это абсолютная остановленность мира и  абсолютная адекватность этого мира опыту мальчиков,  — рассуждает он. —  Мне кажется, рядом с  авианосцами западного искусства должны быть лодки, и  они должны быть свои. Тогда, может быть, у  нас появится что-то более масштабное".

Главный успех художественного искусства России в  XX–XXI веке  — это авангард. Современные мастера только с  большим опытом и прожившие долгую жизнь смогли заслужить уважение у  мировых арт-критиков. Это, например, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Оскар Рабин. Среди них и  Гриша Брускин, который в  этом году стал одним из  трех художников, работавших над русским павильоном в  Венеции. Боровский считает, что это один из  лучших за  10 лет российских показов на  биеннале.

Отдельное внимание искусствовед уделил направлениям research и  build anthropology. Они особенно популярны среди современных художников. Главное место высказывания по  этим темам  — выставка documenta в  городе Касселе. "Research системами может заниматься каждый. Я  смотрю "ПроАрт" в  Петербурге, смотрю Винзавод и  Школу Родченко в  Москве,  — они все сориентированы на  мыслительные практики. Если работаешь в  этом направлении, тогда не  стремись в  Базель. Будь социальным художником, пусть и  маленьким, который что-то там показывает, и  три девочки его знают. И  хорошо, что три, а  не  одна. Пять человек тебя знают, считай, жизнь удалась. А  мы  хотим, чтобы весь мир содрогнулся. Для этого нужен опыт и  нужно понимание, чего ты  хочешь, нужен масштаб своей собственной личности".

Боровский вспомнил, как в  Касселе была композиция, где художник записал телефонные разговоры литовских проституток, и  это было артом. Но по  его мнению, если записывать разговоры, то  нужно определиться, кто ты: художник, социальный работник или активист. Можно предположить, что Боровский отдает предпочтение более эстетическим направлениям совриска: "Все-таки искусство  — это веселая вещь. В  чем беда наших "левых"? Они все хотят, чтобы искусство плакало, страдало, щипало, кололось. А  искусству необязательно тратить время на  борьбу. Как говорил скульптор Александр Матвеев: "По  некоторым поводам скульптуру не  надо беспокоить". Кто-то может и  не  прибивать себя к  Красной площади, как Павленский, а  заниматься другими делами".

На  искусствоведа на  последнем Венецианском биеннале большое впечатление произвела внепрограммная выставка Дэмьена Херста, которого часто обзывают коммерческим художником. Боровский считает англичанина очень тонко чувствующим и  сильным мастером и  напоминает его слова: "Вы  думаете, я  Иуда, а  я  ключ". "Он  положил "левых" налево, "правых" направо. Абсолютный чемпион,  — рассказывает искусствовед. — Он  сидел там, в  ресторане и  говорил: "Я  потратил свои 30 миллионов. Окупится?". Окупилось в  первый день. Потому что музеи покупают эти вещи, они дико интересные".

Боровский отметил, что "золотого льва" в  Венеции по  праву взяла немецкая художница со  своей интерпретацией "Фауста", где были задействованы актеры и  собаки. Искусствовед отметил популярность немцев и  в  Базеле. Он  связывает это с  открытием в  Нью-Йорке Рональдом Лаудером галереи, где часто экспонируется немецкое искусство.

На  выступление Александра Боровского 22  июня в  лекционный зал Художественного музея пришло не  много человек, что удивительно. Потому что трудно найти более компетентного и  грамотного русскоговорящего спикера, столь профессионально и  легко, с  любовью, рассуждающего о  современном искусстве.

Ещё новости о событии:

Александр Боровский — миссионер современного искусства, владеющий мастерством говорить легко о сложном.
18:15 26.06.2017 Волга Ньюс - Самара
Искусствовед Александр Боровский выступил с лекцией в Самаре Настраивать молодых на то, что завтра они будут первыми, не надо.
17:51 26.06.2017 Волжская Коммуна - Самара
 
По теме
Гаражные воришки-инвесторы   Вот интересно, как рождается в голове преступника криминальный план.
Не сошлись в вопросе кошек   В советское время нередко на коммунальных кухнях разгорались настоящие баталии.
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время