Новости города БезФормата.Ru
Самара
Главные новости
 
Задать вопрос?

Главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков об эстетической функции искусства

Главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков об эстетической функции искусства - Самарская Газета
Фото: sgpress.ru
Заведующий отделом новейших течений, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков приехал в Самару, чтобы выступить в галерее «Виктория» с лекцией о статусе и восприятии произведений искусства в контексте современных музеев, выставок и постиндустриальной культуры в целом. А перед этим ответил на вопросы «СГ».

Не решает проблемы, а ставит их

- Что вы подразумеваете под современным искусством?

- Современное искусство - это институт, в котором есть определенные правила игры. Они постоянно меняются. Знание этих правил - это знание истории искусства, понимание тех задач, которые оно решает и которые связаны с постоянно обновляющимися программами и повестками. Они обусловлены разными факторами: экономическими, климатическими, историческими и эстетическими. Последний во многом связан с изменениями в характере потребления. Парадокс, но одним из способов производства искусства стало его потребление: грани размылись, и человек, который считает себя творческим, зачастую занимается компиляцией или переработкой уже существующего материала, то есть он работает как продвинутый пользователь.

Современное искусство пытается решить задачи, которые еще не решены в политике или социуме. Например, очевидное страшное социальное расслоение. Современное искусство предлагает варианты взаимодействия между людьми. Художник занимается по сути социологией, он втягивает зрителей в процесс создания произведения или активного размышления над ним - пытается из потребителя сделать модератора идей. Заставляет задуматься над вопросами: «Кто я? Что я такое?». Если в ХХ веке были ярко выраженные классы, то теперь их нет. Искусство начинает размышлять о том, что на смену пролетариату пришли люди со случайной занятостью и большим количеством свободного времени, которые по сути никому не нужны. Большое количество «ненужных» людей, которых в XIX веке назвали «лишними», стало одной из важнейших социальных проблем.

На прошедшей Венецианской биеннале количество образов спящих художников зашкаливает, потому что кураторы рассуждают о том, что такое искусство и жизнь, что значит «твое время». Биеннале, конечно, не решает проблемы, но ставит их. В том числе проблему идентичности, которая началась с эпохи постмодернизма и не исчезает, а обостряется. Кто ты в условиях глобальной культуры и глобального рынка? Ты часть массовой культуры, благодаря которой ты становишься одним из нескольких миллиардов одинаковых людей? Или ты цепляешься за какую-то локальную идентичность?

Сделайте мне красиво
- Эстетическая функция искусства сейчас отошла на второй план или вовсе отдана декоративно-прикладному искусству? - На Венецианской биеннале я водил группу зрителей, которые много чего видели, но хотят «вау». Хотя бы потому, что в силу социальных обстоятельств они окружены красивыми вещами. Эстетика биеннале им не всегда понятна, потому что там они видят депрессию, много тяжелой рефлексии. Альтернативой стал Дэмиен Хёрст. Огромная экспозиция, очень красивая, но специфическая, связана с эстетикой разложения и смерти. Непонятно: это все растет или умирает? Это органика или художественная форма? Мои экскурсанты наслаждались недолго. Хёрст гиперзрелищный и гламурный, но его «переели» быстро. Это две крайности современного искусства. Эта зрелищность позаимствована у эстрадных шоу, у блокбастеров. Например, такой эксперимент есть даже в Третьяковской галерее - ролики, которые транслируются в социальных сетях, собирают тысячи просмотров. Это апелляция к тому, что привычно зрителю - он это считывает, ему интересно.

- Вы к этому относитесь иронично?
- Я к этому отношусь нормально. Другое дело, что сама форма выставки происходит из художественно- промышленных выставок XIX века, где искусство и товары экспонировались на равных. Оттуда происходит эстетика подиумов, на которые устанавливается неважно что - это может быть обувь, а может быть скульптура. Эта специфика определяет качество искусства - оно должно цеплять, привлекать внимание зрителя, останавливать его, как это делает реклама.

На выставках используются также театральные эффекты. Например, драматическое освещение: мы гасим свет и пускаем мощный прожектор на вещь. Какая она? Да любая по большому счету. Этот свет очень часто убивает живопись - искажает восприятие, но производит впечатление на зрителя, у которого складывается ощущение, что он видит нечто очень значительное. В условиях ровного освещения видна живопись, в условиях драматического это уже не живопись, это что-то другое.

Выставочный формат я воспринимаю как неизбежное зло. Выставка - это очень искусственная ситуация, и существуют другие формы бытования и функционирования искусства. Скажем, в Голландии XVII века их не было совсем - искусство являлось частью быта и из мастерских поступало сразу в дома. Но в условиях капитализма искусство - это, конечно, выставка.

Многие предметы традиционного искусства не были искусством, они были предметами культа или быта. То, что мы называем эстетикой, обусловлено нашими критериями оценки их с точки зрения формы, цвета. Любая средневековая скульптура, все искусство Древнего Египта, которое из гробниц перекочевало в музей и принесло соответствующую энергию. А опция «искусство» часто обусловлена непониманием этих вещей: «Я ничего не понимаю, но форма хорошая». Это еще называют колониальной эстетикой: когда ты собрал вещи со всего мира и, не зная, для чего они, оцениваешь по форме и цвету.

Но рассуждения об искусстве сейчас растворены в рассуждениях о политике, экономике, социологии, психологии. Когда художники эпохи модерна говорили о том, что промышленный капитализм убьет искусство, выяснилось, в ХХ веке, что не убивает, но делает частью дизайна, жизни, больших процессов.

- Невозможно воспринимать современное искусство без посредника - его всегда сопровождает вступительное слово или аннотация. Можно ли обойтись без них?
- В традиционном искусстве это не менее серьезная проблема, чем в современном. Когда я прихожу в Венский музей истории искусств, то не сразу угадываю и половины сюжетов полотен.

В конце 60-х годов на Западе начала формироваться профессия менеджера, и «продвигатель» товара стал зарабатывать больше, чем его производитель. Это произошло потому, что художники пожертвовали частью своей свободы, чтобы пустить зрителя в процесс: «Вы - мои соавторы». Они боролись за демократию. И вдруг в ту зону, которую они открыли, вторглись кураторы, они наряду с галеристами и критиками почувствовали, что создают художественную ценность. Фигура художника обязательна в современных правилах игры, но иногда это только фигура. Кураторы объясняют работу, создают символический капитал вокруг нее, помещают в разные выставочные контексты - начинают, по сути, надувать мыльный пузырь. Как в экономике. Все это привело к тому, что в наше время произведения искусства начинают стоить чудовищных денег.

Когда я читаю лекции на эту тему, то задаю вопрос: «Что ценилось в ту или иную эпоху? Что было самым дорогим?» Это могли быть мощи, книги, в Голландии, например, ценились экзотические животные. То, что мы называем искусством, не стоило дорого. А сейчас это самая дорогая вещь, потому что никто не может объяснить его цены.

- Это, на ваш взгляд, не обосновано?
- Обосновано условиями экономики. Хёрст это хорошо показывает. Он инвестирует в произведения искусства - у них высокая себестоимость, но деньги, за которые он их продает, не идут ни в какое сравнение с себестоимостью. Художник показывает, что символический капитал может раздуваться до необъяснимо огромных размеров. Кто-то говорит, что современное искусство - это надувательство. Тогда назовите свою жизнь надувательством. Потому что вас обманывают везде - на вас зарабатывают. Хорошо это или плохо - это зеркало экономики. Проблема в том, что все считается на деньги. Нам сразу говорят, например, сколько денег потрачено на этот фильм. Искусство становится странным отражением этих процессов.

Вместо эпилога
- Когда зритель приходит в музей, чтобы приобщиться к шедевру, его взгляд садится на взгляды миллионов людей, которые видели его. Он приобщается к этой воображаемой общности. Когда я смотрю на известную старую картину, то понимаю, что она засижена этими взглядами как мухами. Все видят приблизительно одно и то же с разной степенью отчетливости. Хотя каждый втайне думает, что узрел что-то свое.

Справка «СГ»
кандидат искусствоведения, куратор, критик, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи. Среди кураторских проектов в Государственной Третьяковской галерее: «Не игрушки?!» (2009), «Заложники пустоты» (2011), «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка» (2016).
ТХМ приглашает на выставку современного искусства "ПЭ ЭМ ЖЭ" - TltNews.RuОтдел современного искусства Тольяттинского художественного музея приглашает на открытие выставки современного искусства "ПЭ ЭМ ЖЭ" арт-группы "КИРКА".
19.10.2017 TltNews.Ru
День рождения основоположника осетинского языка и литературы отметим вместе с программой "Все мы -Россия" - ГТРК СамараВ Самаре проходит межнациональный праздник «Молиться и любить, любя - страдать за всех», посвященный дню рождения основоположника осетинского языка и литературы- Коста Хетагурова.
20.10.2017 ГТРК Самара
Труппа Самарского областного театра кукол в рамках Международного Фестиваля театров кукол им.
20.10.2017 Samaratoday.ru
С 20 по 29 октября 2017 года в Самарском академическом театре оперы и балета (пл.
20.10.2017 Журнал Самара и Губерния
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь СвободыВ театре «Дилижанс» прошли премьерные спектакли «Долорес Клейборн» Роман короля ужасов Стивена Кинга «Долорес Клейборн» увидел свет в 1992 году, одноименный фильм с блистательной Кэти Бейтс вышел три года спустя.
20.10.2017 Площадь Свободы
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь СвободыСпециалисты Роспотребнадзора объясняют, почему незаконен запрет зрителям кинотеатров приносить свои продукты и напитки Обычное дело — воскресный семейный поход в кино.
20.10.2017 Площадь Свободы
В Самарском академическом театре Оперы и Балета сегодня открывается Фестиваль имени Аллы Шелест - ГТРК СамараВ Самарском академическом театре Оперы и Балета сегодня открывается Фестиваль имени Аллы Шелест.
20.10.2017 ГТРК Самара
«Валентин и Валентина» в постановке  Юрия Долгих  предстанет  перед самарскими зрителями в обновленной версии - ГТРК СамараПремьера в "САМАРТе". «Валентин и Валентина» - известный, любимый зрителями спектакль, поставленный Юрием Долгих как режиссером- предстанет в обновленной версии.
20.10.2017 ГТРК Самара
Подозреваемый в ограблениях самарских банков заявил, что его избивали, надев мешок на голову - Волга НьюсВ Самаре адвокат Дмитрия Климова, подозреваемого в нескольких разбойных нападениях на банки, готовится подать жалобу на обращение с ее клиентом.
20.10.2017 Волга Ньюс
В Самарской области в суд направлено уголовное дело в отношении  участников группы, обвиняемых в покушении на кражу нефти - ГУ МВД по Самарской областиСледственной частью по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД России по Самарской области окончено расследование уголовного дела  в отношении  пяти жителей региона,
20.10.2017 ГУ МВД по Самарской области
В дежурную часть Межмуниципального управления МВД России «Сызранское» поступило сообщение от медиков о том, что из квартиры дама, расположенного на улице Декабристов в Сызрани,
19.10.2017 ГУ МВД по Самарской области
Пять жителей Самарской области обвиняются в покушении на кражу нефти - АиФ Самара
Пять жителей Самарской области обвиняются в покушении на кражу нефти
Участники преступной группы, соединив действующий и выведенный из эксплуатации нефтепроводы, подготовили к хищению 28 тонн нефти Закончено расследование уголовного дела  в отношении пяти жителей региона,
АиФ Самара
Сотрудники двух вузов Самары – доцент и лаборант, попались на взятке - АиФ Самара
Сотрудники двух вузов Самары – доцент и лаборант, попались на взятке
По решению суда виновные приговорены к денежному штрафу Доцент Самарского университета и лаборант СГЭУ были задержаны с поличным при получении взятки,
АиФ Самара
В Красноармейском районе перевернулся в кювет Renault - АиФ Самара
В Красноармейском районе перевернулся в кювет Renault
Пострадавший в ДТП водитель иномарки госпитализирован В четверг, 19 октября, в 10:00, в Красноармейском районе, 28-летний водитель автомобиля Renault,
АиФ Самара
День рождения основоположника осетинского языка и литературы отметим вместе с программой "Все мы -Россия" - ГТРК СамараВ Самаре проходит межнациональный праздник «Молиться и любить, любя - страдать за всех», посвященный дню рождения основоположника осетинского языка и литературы- Коста Хетагурова.
20.10.2017 ГТРК Самара
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь СвободыВ театре «Дилижанс» прошли премьерные спектакли «Долорес Клейборн» Роман короля ужасов Стивена Кинга «Долорес Клейборн» увидел свет в 1992 году, одноименный фильм с блистательной Кэти Бейтс вышел три года спустя.
20.10.2017 Площадь Свободы
Вся история России как на ладони. В ноябре в Самаре откроется интерактивный исторический парк "Россия - моя история", не имеющий аналогов в мире.
19.10.2017 Скат ТВ
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь Свободы
Запасаемся попкорном
Специалисты Роспотребнадзора объясняют, почему незаконен запрет зрителям кинотеатров приносить свои продукты и напитки Обычное дело — воскресный семейный поход в кино.
Площадь Свободы
Выходные в Самаре: идем на «Пластилиновый дождь», подпеваем Валентину Стрыкало и участвуем в историческом квесте - Самарская Газета
Выходные в Самаре: идем на «Пластилиновый дождь», подпеваем Валентину Стрыкало и участвуем в историческом квесте
Пришла желанная пятница, поэтому пора начинать планировать свободные от работы осенние деньки.
Самарская Газета
8 событий выходных, которые нельзя пропустить - Городские Ведомости
8 событий выходных, которые нельзя пропустить
Если вам уже поднадоели капризы осенней погоды и золотые листья особо не радуют, то самое время окунуться в жизнь культурную и спортивную.
Городские Ведомости
«Снежные барсы» - «Ладья». Пресс-конференция тренеров - ХК ЛадаАлексей Алексеев, главный тренер «Ладьи»: - В первой игре мы удачно реализовали большинство в третьем периоде, что позволило повернуть ход игры в нашу сторону.
20.10.2017 ХК Лада
«Снежные Барсы» из Астаны обыграли «Ладью» - TltGorod.RuВчера, 21 октября, в матче Молодежной хоккейной лиги в Астане местные «Снежные Барсы» повторно сыграли с тольяттинской «Ладьей».
20.10.2017 TltGorod.Ru
В пятницу, 20 октября, в очередном матче МХЛ "Ладья" встречалась со "Снежными Барсами" из Астаны.
20.10.2017 Волга Ньюс
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь Свободы
Мы здесь, чтобы побеждать!
Написали на перетяге болельщики хоккейной «Лады» перед матчем с «Витязем» И ведь сработало!
Площадь Свободы
Volkswagen Golf TCR выйдет на старт СМП РСКГ-2018 - Спортивное Обозрение
Volkswagen Golf TCR выйдет на старт СМП РСКГ-2018
Команда УГМК Моторспорт выставит Volkswagen Golf против Audi RS3, Seat Leon и Lada Vesta в классе Туринг Российской серии кольцевых гонок в 2018 году.
Спортивное Обозрение
«Самара-ДЮБЛ» в Заречном: четыре из пяти! - Спортивное Обозрение
«Самара-ДЮБЛ» в Заречном: четыре из пяти!
С 13 по 18 октября в городе Заречный (Пензенская обл.) команда «Самара-ДЮБЛ» провела первые матчи в очередном розыгрыше Детско-юношеской баскетбольной лиги.
Спортивное Обозрение
Президент сказал четко: советуйтесь с людьми - Волжская КоммунаДмитрий Азаров дал первое большое телеинтервью в качестве руководителя Самарской области Президент страны Владимир Владимирович Путин очень глубоко погружен в проблематику Самарской области.
20.10.2017 Волжская Коммуна
Министр транспорта РФ высоко оценил подготовку региона к ЧМ-2018 - Самарская ГазетаВ пятницу, 20 октября, с рабочим визитом в Самарскую область прибыл министр транспорта России Максим Соколов.
20.10.2017 Самарская Газета
Представители общественности одобряют решение главы региона вернуть льготы - АиФ СамараВетераны довольны тем, что новый глава региона прислушивается к мнению людей Представители общественности одобряют решения по соцподдержке пенсионеров и ветеранов,
20.10.2017 АиФ Самара
Перекрытие движения на Хрящевском шоссе - Городские ВедомостиВ связи с проведением строительных работ с 12:00 21 октября до 12:00 22 октября будет временно прекращено движение транспортных средств через железнодорожный переезд на Хрящевском шоссе.
20.10.2017 Городские Ведомости
ДТП в Подстепках, 20 октября - TltGorod.RuДТП в Подстепках, 20 октября Серьезное дорожно-транспортное происшествие произошло сегодня днем, 20 октября, в близком к Тольятти селе Подстепки.
20.10.2017 TltGorod.Ru