Новости города БезФормата.Ru
Самара
Главные новости
 
Задать вопрос?

Главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков об эстетической функции искусства

Главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков об эстетической функции искусства - Самарская Газета
Фото: sgpress.ru
Заведующий отделом новейших течений, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков приехал в Самару, чтобы выступить в галерее «Виктория» с лекцией о статусе и восприятии произведений искусства в контексте современных музеев, выставок и постиндустриальной культуры в целом. А перед этим ответил на вопросы «СГ».

Не решает проблемы, а ставит их

- Что вы подразумеваете под современным искусством?

- Современное искусство - это институт, в котором есть определенные правила игры. Они постоянно меняются. Знание этих правил - это знание истории искусства, понимание тех задач, которые оно решает и которые связаны с постоянно обновляющимися программами и повестками. Они обусловлены разными факторами: экономическими, климатическими, историческими и эстетическими. Последний во многом связан с изменениями в характере потребления. Парадокс, но одним из способов производства искусства стало его потребление: грани размылись, и человек, который считает себя творческим, зачастую занимается компиляцией или переработкой уже существующего материала, то есть он работает как продвинутый пользователь.

Современное искусство пытается решить задачи, которые еще не решены в политике или социуме. Например, очевидное страшное социальное расслоение. Современное искусство предлагает варианты взаимодействия между людьми. Художник занимается по сути социологией, он втягивает зрителей в процесс создания произведения или активного размышления над ним - пытается из потребителя сделать модератора идей. Заставляет задуматься над вопросами: «Кто я? Что я такое?». Если в ХХ веке были ярко выраженные классы, то теперь их нет. Искусство начинает размышлять о том, что на смену пролетариату пришли люди со случайной занятостью и большим количеством свободного времени, которые по сути никому не нужны. Большое количество «ненужных» людей, которых в XIX веке назвали «лишними», стало одной из важнейших социальных проблем.

На прошедшей Венецианской биеннале количество образов спящих художников зашкаливает, потому что кураторы рассуждают о том, что такое искусство и жизнь, что значит «твое время». Биеннале, конечно, не решает проблемы, но ставит их. В том числе проблему идентичности, которая началась с эпохи постмодернизма и не исчезает, а обостряется. Кто ты в условиях глобальной культуры и глобального рынка? Ты часть массовой культуры, благодаря которой ты становишься одним из нескольких миллиардов одинаковых людей? Или ты цепляешься за какую-то локальную идентичность?

Сделайте мне красиво
- Эстетическая функция искусства сейчас отошла на второй план или вовсе отдана декоративно-прикладному искусству? - На Венецианской биеннале я водил группу зрителей, которые много чего видели, но хотят «вау». Хотя бы потому, что в силу социальных обстоятельств они окружены красивыми вещами. Эстетика биеннале им не всегда понятна, потому что там они видят депрессию, много тяжелой рефлексии. Альтернативой стал Дэмиен Хёрст. Огромная экспозиция, очень красивая, но специфическая, связана с эстетикой разложения и смерти. Непонятно: это все растет или умирает? Это органика или художественная форма? Мои экскурсанты наслаждались недолго. Хёрст гиперзрелищный и гламурный, но его «переели» быстро. Это две крайности современного искусства. Эта зрелищность позаимствована у эстрадных шоу, у блокбастеров. Например, такой эксперимент есть даже в Третьяковской галерее - ролики, которые транслируются в социальных сетях, собирают тысячи просмотров. Это апелляция к тому, что привычно зрителю - он это считывает, ему интересно.

- Вы к этому относитесь иронично?
- Я к этому отношусь нормально. Другое дело, что сама форма выставки происходит из художественно- промышленных выставок XIX века, где искусство и товары экспонировались на равных. Оттуда происходит эстетика подиумов, на которые устанавливается неважно что - это может быть обувь, а может быть скульптура. Эта специфика определяет качество искусства - оно должно цеплять, привлекать внимание зрителя, останавливать его, как это делает реклама.

На выставках используются также театральные эффекты. Например, драматическое освещение: мы гасим свет и пускаем мощный прожектор на вещь. Какая она? Да любая по большому счету. Этот свет очень часто убивает живопись - искажает восприятие, но производит впечатление на зрителя, у которого складывается ощущение, что он видит нечто очень значительное. В условиях ровного освещения видна живопись, в условиях драматического это уже не живопись, это что-то другое.

Выставочный формат я воспринимаю как неизбежное зло. Выставка - это очень искусственная ситуация, и существуют другие формы бытования и функционирования искусства. Скажем, в Голландии XVII века их не было совсем - искусство являлось частью быта и из мастерских поступало сразу в дома. Но в условиях капитализма искусство - это, конечно, выставка.

Многие предметы традиционного искусства не были искусством, они были предметами культа или быта. То, что мы называем эстетикой, обусловлено нашими критериями оценки их с точки зрения формы, цвета. Любая средневековая скульптура, все искусство Древнего Египта, которое из гробниц перекочевало в музей и принесло соответствующую энергию. А опция «искусство» часто обусловлена непониманием этих вещей: «Я ничего не понимаю, но форма хорошая». Это еще называют колониальной эстетикой: когда ты собрал вещи со всего мира и, не зная, для чего они, оцениваешь по форме и цвету.

Но рассуждения об искусстве сейчас растворены в рассуждениях о политике, экономике, социологии, психологии. Когда художники эпохи модерна говорили о том, что промышленный капитализм убьет искусство, выяснилось, в ХХ веке, что не убивает, но делает частью дизайна, жизни, больших процессов.

- Невозможно воспринимать современное искусство без посредника - его всегда сопровождает вступительное слово или аннотация. Можно ли обойтись без них?
- В традиционном искусстве это не менее серьезная проблема, чем в современном. Когда я прихожу в Венский музей истории искусств, то не сразу угадываю и половины сюжетов полотен.

В конце 60-х годов на Западе начала формироваться профессия менеджера, и «продвигатель» товара стал зарабатывать больше, чем его производитель. Это произошло потому, что художники пожертвовали частью своей свободы, чтобы пустить зрителя в процесс: «Вы - мои соавторы». Они боролись за демократию. И вдруг в ту зону, которую они открыли, вторглись кураторы, они наряду с галеристами и критиками почувствовали, что создают художественную ценность. Фигура художника обязательна в современных правилах игры, но иногда это только фигура. Кураторы объясняют работу, создают символический капитал вокруг нее, помещают в разные выставочные контексты - начинают, по сути, надувать мыльный пузырь. Как в экономике. Все это привело к тому, что в наше время произведения искусства начинают стоить чудовищных денег.

Когда я читаю лекции на эту тему, то задаю вопрос: «Что ценилось в ту или иную эпоху? Что было самым дорогим?» Это могли быть мощи, книги, в Голландии, например, ценились экзотические животные. То, что мы называем искусством, не стоило дорого. А сейчас это самая дорогая вещь, потому что никто не может объяснить его цены.

- Это, на ваш взгляд, не обосновано?
- Обосновано условиями экономики. Хёрст это хорошо показывает. Он инвестирует в произведения искусства - у них высокая себестоимость, но деньги, за которые он их продает, не идут ни в какое сравнение с себестоимостью. Художник показывает, что символический капитал может раздуваться до необъяснимо огромных размеров. Кто-то говорит, что современное искусство - это надувательство. Тогда назовите свою жизнь надувательством. Потому что вас обманывают везде - на вас зарабатывают. Хорошо это или плохо - это зеркало экономики. Проблема в том, что все считается на деньги. Нам сразу говорят, например, сколько денег потрачено на этот фильм. Искусство становится странным отражением этих процессов.

Вместо эпилога
- Когда зритель приходит в музей, чтобы приобщиться к шедевру, его взгляд садится на взгляды миллионов людей, которые видели его. Он приобщается к этой воображаемой общности. Когда я смотрю на известную старую картину, то понимаю, что она засижена этими взглядами как мухами. Все видят приблизительно одно и то же с разной степенью отчетливости. Хотя каждый втайне думает, что узрел что-то свое.

Справка «СГ»
кандидат искусствоведения, куратор, критик, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи. Среди кураторских проектов в Государственной Третьяковской галерее: «Не игрушки?!» (2009), «Заложники пустоты» (2011), «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка» (2016).
Итоговая выставка проекта "Волга. Ноль" — одно из главных событий художественной жизни региона, как бы кто ни относился к современному искусству.
31.10.2017 Волга Ньюс
Медиаискусство, живопись, перформанс, инсталляция - калейдоскоп работ для поверхностного ознакомления, «срез» самарского совриска первых десятилетий XXI века - Волжская КоммунаПрограмма «Волга.Ноль» завершилась масштабной выставкой самарского совриска Медиаискусство, живопись, перформанс, инсталляция - калейдоскоп работ для поверхностного ознакомления,
31.10.2017 Волжская Коммуна
ТХМ приглашает на выставку современного искусства "ПЭ ЭМ ЖЭ" - TltNews.RuОтдел современного искусства Тольяттинского художественного музея приглашает на открытие выставки современного искусства "ПЭ ЭМ ЖЭ" арт-группы "КИРКА".
19.10.2017 TltNews.Ru
Народный артист Владимир Новиков приехал к детям-сиротам - Единая РоссияС поэтом, писателем, народным артистом, обладателем премии «Золотое перо России» Владимиром Новиковым встретились воспитанники Центра помощи детям, оставшимся  без попечения родителей «Единство» в Тольятти.
22.02.2018 Единая Россия
В Самаре на Ленинской будут снимать кино - Самарская ГазетаПо этой причине на участке улицы от Красноармейской до Рабочей будет ограничено движение.
22.02.2018 Самарская Газета
Александр и Ольга Филимоновы «Фрагменты» - Волжская КоммунаГалерея «Формограмма», до 28 февраля (18+) Выставка «Фрагменты» Александра и Ольги Филимоновых в самарской галерее «Формограмма» продлена до 28 февраля.
22.02.2018 Волжская Коммуна
«Хорошо, что мы друг у друга есть», - поют актеры на поклонах и выбегают в зал для фотографии со зрителями. А ведь и правда «хорошо, что ...». Чего уж тут стесняться. - Волжская КоммунаДенис Бокурадзе выпустил спектакль «Старший сын» в театре-студии «Грань» «Хорошо, что мы друг у друга есть», - поют актеры на поклонах и выбегают в зал для фотографии со зрителями.
22.02.2018 Волжская Коммуна
Выставка японской гравюры Укиё-э «Мост над бесконечностью» - Самарский художественный музейс 1 марта 2018 по 9 мая 2018                                        Выставка японской гравюры Укиё-э «Мост над бесконечностью» Самарский художественный музей представляет уникальную выставку японской гравюры укиё-э
22.02.2018 Самарский художественный музей
В Самарской области полицейские по горячим следам задержали подозреваемого в ограблении ломбарда - ГУ МВД по Самарской областиВ отдел полиции № 22 Управления МВД России по городу Тольятти поступило сообщение об ограблении 25-летней женщины, работницы одного из комиссионных магазинов.
22.02.2018 ГУ МВД по Самарской области
В Самаре предстанут перед судом супруги, создавшие финансовую пирамиду - АиФ СамараЗа время работы пирамиды ее создатели похитили многомиллионные вклады граждан Прокуратура Промышленного района Самары утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух граждан,
22.02.2018 АиФ Самара
В Тольятти в ДТП двух иномарок пострадали женщина и двухлетний малыш - АиФ СамараЖенщина госпитализирована В среду, 21 февраля, в 11:20, в Тольятти, 31-летняя женщина, управлявшая автомашиной Kia Rio, следуя по Московскому проспекту со стороны улицы Свердлова, на регулируемом перекрестке с улицей Дзержинского,
22.02.2018 АиФ Самара
В Новокуйбышевске мигрант обокрал стройбазу на 120 тысяч рублей - АиФ Самара
В Новокуйбышевске мигрант обокрал стройбазу на 120 тысяч рублей
Злоумышленник, отжав профилированный лист, проник в ангар и украл несколько шлифовальных машин, сварочных аппаратов, полировочных машин, пил, дисков от автомобиля, кондиционер, компрессор, монитор,
АиФ Самара
Тольяттинец, украв в ломбарде телефон, хотел заложить его в другой ломбард - АиФ Самара
Тольяттинец, украв в ломбарде телефон, хотел заложить его в другой ломбард
Грабитель был задержан по горячим следам, похищенный телефон возвращен в комиссионный магазин Как сообщает референт отделения информации Игорь Ефремов, в полицию Тольятти поступило информация об ограблении одного из ломбардов.
АиФ Самара
Полицейские Тольятти нашли пропавшего подростка в Самаре у родной бабушки - АиФ Самара
Полицейские Тольятти нашли пропавшего подростка в Самаре у родной бабушки
Подросток не хотел уезжать от бабушки и прятался от полиции Тольяттинские полицейские разыскали 14-летнего школьника, который ушел из центра помощи, где проживает около двух лет, и не вернулся,
АиФ Самара
Киноизмышлизм. «Скиф» - только хардкор (18+) - Самарская ГазетаРаз в год и Фонд кино стреляет. Когда в прошлом году в России анонсировали историческое фэнтези «Скиф», оставалось только хлопать ладонью по лбу и шептать: «Зачем?».
22.02.2018 Самарская Газета
В Самаре на Московском шоссе пьяный водитель задавил насмерть пешехода - АиФ СамараВодитель пытался скрыться с места смертельного ДТП, но был задержан полицией В четверг, 22 февраля, в первом часу ночи, в Самаре, 23-летний молодой человек управлявший автомобилем Saab, следуя по Московскому шоссе,
22.02.2018 АиФ Самара
«Хорошо, что мы друг у друга есть», - поют актеры на поклонах и выбегают в зал для фотографии со зрителями. А ведь и правда «хорошо, что ...». Чего уж тут стесняться. - Волжская КоммунаДенис Бокурадзе выпустил спектакль «Старший сын» в театре-студии «Грань» «Хорошо, что мы друг у друга есть», - поют актеры на поклонах и выбегают в зал для фотографии со зрителями.
22.02.2018 Волжская Коммуна
Выходные в Самаре: идем на «Пластилиновый дождь», Зимний Грушинский и смотрим спектакль по Чехову - Самарская Газета
Выходные в Самаре: идем на «Пластилиновый дождь», Зимний Грушинский и смотрим спектакль по Чехову
Подходит к концу рабочая неделя, и впереди целых три выходных дня. Как провести предстоящий уик-энд?
Самарская Газета
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь Свободы
Время вернисажей
В феврале в Тольятти открылось сразу несколько выставок для посетителей любого возраста Накануне в Тольяттинском художественном музее открылась персональная выставка Евгении Биктимировой «Стена записей».
Площадь Свободы
Стали известны даты проведения Ширяевской биеннале в Самаре - Самарская Газета
Стали известны даты проведения Ширяевской биеннале в Самаре
Десятая международная Ширяевская биеннале современного искусства пройдет с 3 августа по 30 сентября.
Самарская Газета
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь СвободыДва дня на СТК имени Анатолия Степанова был большой праздник ледового спидвея — проходил II этап личного чемпионата мира по мотогонкам на льду  Показать свое мастерство к нам приехали гонщики из Австрии, Германии, Нидерландов,
22.02.2018 Площадь Свободы
Правительственная делегация положительно оценила ход строительства стадиона в Самаре - ГТРК СамараВторой точкой в маршруте,собственно, стал сам стадион "Самара-Арена". Участники делегации оценили изменения, которые произошли на объекте с момента последнего визита Виталия Мутко в августе 2017 года.
22.02.2018 ГТРК Самара
Самарскому яхт-клубу исполнилось 110 лет - Самарская ГазетаВ начале февраля «Самарская газета» рассказывала о яхтсмене-ветеране Михаиле Кольцове.
22.02.2018 Самарская Газета
Предварительный календарь российской лиги - Спортивное Обозрение
Предварительный календарь российской лиги
В предыдущем сезоне россияне провели пробные соревнования 1 лиги. С этого года борьба в этой лиге должна быть навсегда вписана в календарь соревнований.
Спортивное Обозрение
«Лада» в Екатеринбурге победила «Югру» - Спортивное Обозрение
«Лада» в Екатеринбурге победила «Югру»
21 февраля. «Лада» - «Югра» (Ханты-Мансийск) - 5:2 (2:1, 2:1, 1:0). «Лада» : Красоткин; Сотниекс - Воробьев, Харпер – Соин - Нестеров; Дьяков - Аляев, Белоусов – Зернов - Эштон; Маленьких - Гуркин,
Спортивное Обозрение
Покажут класс! - Городские Ведомости
Покажут класс!
23 февраля  Федерация Капоэйра Поволжья международной школы ARTE-CAPOEIRA приглашает горожан в молл «Парк Хаус» на RODA ABERTO — открытую роду.
Городские Ведомости
Опубликованы проекты благоустройства парков и скверов в Самаре - Самарская ГазетаИзучить их можно на сайте gorodsreda63.ru .    По ссылке можно рассмотреть дизайн-проекты благоустройства территорий всех городских округов и муниципальных районов Самарской области и высказать свое отношение к ним.
22.02.2018 Самарская Газета
Выходные в Самаре: идем на «Пластилиновый дождь», Зимний Грушинский и смотрим спектакль по Чехову - Самарская ГазетаПодходит к концу рабочая неделя, и впереди целых три выходных дня. Как провести предстоящий уик-энд?
22.02.2018 Самарская Газета
1.jpg - Администрация городского округа Самара         В целях обеспечения безопасности дорожного движения в связи с проведением мероприятий по киносъемке художественно-документального фильма «Время собирать цветы» на территории города Самара с 10:00 до 14:00 25 фев
22.02.2018 Администрация городского округа Самара
В Самаре на Московском шоссе пьяный водитель задавил насмерть пешехода - АиФ СамараВодитель пытался скрыться с места смертельного ДТП, но был задержан полицией В четверг, 22 февраля, в первом часу ночи, в Самаре, 23-летний молодой человек управлявший автомобилем Saab, следуя по Московскому шоссе,
22.02.2018 АиФ Самара
Регион выполняет все обязательства - Волжская КоммунаВиталий Мутко оценил ход подготовки Самары к чемпионату мира по футболу 21 февраля Самару посетили вице-премьер РФ Виталий Мутко,
21.02.2018 Волжская Коммуна