Новости города БезФормата.Ru
Самара
Главные новости
 
Задать вопрос?

Главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков об эстетической функции искусства

Главный специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков об эстетической функции искусства - Самарская Газета
Фото: sgpress.ru
Заведующий отделом новейших течений, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков приехал в Самару, чтобы выступить в галерее «Виктория» с лекцией о статусе и восприятии произведений искусства в контексте современных музеев, выставок и постиндустриальной культуры в целом. А перед этим ответил на вопросы «СГ».

Не решает проблемы, а ставит их

- Что вы подразумеваете под современным искусством?

- Современное искусство - это институт, в котором есть определенные правила игры. Они постоянно меняются. Знание этих правил - это знание истории искусства, понимание тех задач, которые оно решает и которые связаны с постоянно обновляющимися программами и повестками. Они обусловлены разными факторами: экономическими, климатическими, историческими и эстетическими. Последний во многом связан с изменениями в характере потребления. Парадокс, но одним из способов производства искусства стало его потребление: грани размылись, и человек, который считает себя творческим, зачастую занимается компиляцией или переработкой уже существующего материала, то есть он работает как продвинутый пользователь.

Современное искусство пытается решить задачи, которые еще не решены в политике или социуме. Например, очевидное страшное социальное расслоение. Современное искусство предлагает варианты взаимодействия между людьми. Художник занимается по сути социологией, он втягивает зрителей в процесс создания произведения или активного размышления над ним - пытается из потребителя сделать модератора идей. Заставляет задуматься над вопросами: «Кто я? Что я такое?». Если в ХХ веке были ярко выраженные классы, то теперь их нет. Искусство начинает размышлять о том, что на смену пролетариату пришли люди со случайной занятостью и большим количеством свободного времени, которые по сути никому не нужны. Большое количество «ненужных» людей, которых в XIX веке назвали «лишними», стало одной из важнейших социальных проблем.

На прошедшей Венецианской биеннале количество образов спящих художников зашкаливает, потому что кураторы рассуждают о том, что такое искусство и жизнь, что значит «твое время». Биеннале, конечно, не решает проблемы, но ставит их. В том числе проблему идентичности, которая началась с эпохи постмодернизма и не исчезает, а обостряется. Кто ты в условиях глобальной культуры и глобального рынка? Ты часть массовой культуры, благодаря которой ты становишься одним из нескольких миллиардов одинаковых людей? Или ты цепляешься за какую-то локальную идентичность?

Сделайте мне красиво
- Эстетическая функция искусства сейчас отошла на второй план или вовсе отдана декоративно-прикладному искусству? - На Венецианской биеннале я водил группу зрителей, которые много чего видели, но хотят «вау». Хотя бы потому, что в силу социальных обстоятельств они окружены красивыми вещами. Эстетика биеннале им не всегда понятна, потому что там они видят депрессию, много тяжелой рефлексии. Альтернативой стал Дэмиен Хёрст. Огромная экспозиция, очень красивая, но специфическая, связана с эстетикой разложения и смерти. Непонятно: это все растет или умирает? Это органика или художественная форма? Мои экскурсанты наслаждались недолго. Хёрст гиперзрелищный и гламурный, но его «переели» быстро. Это две крайности современного искусства. Эта зрелищность позаимствована у эстрадных шоу, у блокбастеров. Например, такой эксперимент есть даже в Третьяковской галерее - ролики, которые транслируются в социальных сетях, собирают тысячи просмотров. Это апелляция к тому, что привычно зрителю - он это считывает, ему интересно.

- Вы к этому относитесь иронично?
- Я к этому отношусь нормально. Другое дело, что сама форма выставки происходит из художественно- промышленных выставок XIX века, где искусство и товары экспонировались на равных. Оттуда происходит эстетика подиумов, на которые устанавливается неважно что - это может быть обувь, а может быть скульптура. Эта специфика определяет качество искусства - оно должно цеплять, привлекать внимание зрителя, останавливать его, как это делает реклама.

На выставках используются также театральные эффекты. Например, драматическое освещение: мы гасим свет и пускаем мощный прожектор на вещь. Какая она? Да любая по большому счету. Этот свет очень часто убивает живопись - искажает восприятие, но производит впечатление на зрителя, у которого складывается ощущение, что он видит нечто очень значительное. В условиях ровного освещения видна живопись, в условиях драматического это уже не живопись, это что-то другое.

Выставочный формат я воспринимаю как неизбежное зло. Выставка - это очень искусственная ситуация, и существуют другие формы бытования и функционирования искусства. Скажем, в Голландии XVII века их не было совсем - искусство являлось частью быта и из мастерских поступало сразу в дома. Но в условиях капитализма искусство - это, конечно, выставка.

Многие предметы традиционного искусства не были искусством, они были предметами культа или быта. То, что мы называем эстетикой, обусловлено нашими критериями оценки их с точки зрения формы, цвета. Любая средневековая скульптура, все искусство Древнего Египта, которое из гробниц перекочевало в музей и принесло соответствующую энергию. А опция «искусство» часто обусловлена непониманием этих вещей: «Я ничего не понимаю, но форма хорошая». Это еще называют колониальной эстетикой: когда ты собрал вещи со всего мира и, не зная, для чего они, оцениваешь по форме и цвету.

Но рассуждения об искусстве сейчас растворены в рассуждениях о политике, экономике, социологии, психологии. Когда художники эпохи модерна говорили о том, что промышленный капитализм убьет искусство, выяснилось, в ХХ веке, что не убивает, но делает частью дизайна, жизни, больших процессов.

- Невозможно воспринимать современное искусство без посредника - его всегда сопровождает вступительное слово или аннотация. Можно ли обойтись без них?
- В традиционном искусстве это не менее серьезная проблема, чем в современном. Когда я прихожу в Венский музей истории искусств, то не сразу угадываю и половины сюжетов полотен.

В конце 60-х годов на Западе начала формироваться профессия менеджера, и «продвигатель» товара стал зарабатывать больше, чем его производитель. Это произошло потому, что художники пожертвовали частью своей свободы, чтобы пустить зрителя в процесс: «Вы - мои соавторы». Они боролись за демократию. И вдруг в ту зону, которую они открыли, вторглись кураторы, они наряду с галеристами и критиками почувствовали, что создают художественную ценность. Фигура художника обязательна в современных правилах игры, но иногда это только фигура. Кураторы объясняют работу, создают символический капитал вокруг нее, помещают в разные выставочные контексты - начинают, по сути, надувать мыльный пузырь. Как в экономике. Все это привело к тому, что в наше время произведения искусства начинают стоить чудовищных денег.

Когда я читаю лекции на эту тему, то задаю вопрос: «Что ценилось в ту или иную эпоху? Что было самым дорогим?» Это могли быть мощи, книги, в Голландии, например, ценились экзотические животные. То, что мы называем искусством, не стоило дорого. А сейчас это самая дорогая вещь, потому что никто не может объяснить его цены.

- Это, на ваш взгляд, не обосновано?
- Обосновано условиями экономики. Хёрст это хорошо показывает. Он инвестирует в произведения искусства - у них высокая себестоимость, но деньги, за которые он их продает, не идут ни в какое сравнение с себестоимостью. Художник показывает, что символический капитал может раздуваться до необъяснимо огромных размеров. Кто-то говорит, что современное искусство - это надувательство. Тогда назовите свою жизнь надувательством. Потому что вас обманывают везде - на вас зарабатывают. Хорошо это или плохо - это зеркало экономики. Проблема в том, что все считается на деньги. Нам сразу говорят, например, сколько денег потрачено на этот фильм. Искусство становится странным отражением этих процессов.

Вместо эпилога
- Когда зритель приходит в музей, чтобы приобщиться к шедевру, его взгляд садится на взгляды миллионов людей, которые видели его. Он приобщается к этой воображаемой общности. Когда я смотрю на известную старую картину, то понимаю, что она засижена этими взглядами как мухами. Все видят приблизительно одно и то же с разной степенью отчетливости. Хотя каждый втайне думает, что узрел что-то свое.

Справка «СГ»
кандидат искусствоведения, куратор, критик, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи. Среди кураторских проектов в Государственной Третьяковской галерее: «Не игрушки?!» (2009), «Заложники пустоты» (2011), «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка» (2016).
Итоговая выставка проекта "Волга. Ноль" — одно из главных событий художественной жизни региона, как бы кто ни относился к современному искусству.
31.10.2017 Волга Ньюс
Медиаискусство, живопись, перформанс, инсталляция - калейдоскоп работ для поверхностного ознакомления, «срез» самарского совриска первых десятилетий XXI века - Волжская КоммунаПрограмма «Волга.Ноль» завершилась масштабной выставкой самарского совриска Медиаискусство, живопись, перформанс, инсталляция - калейдоскоп работ для поверхностного ознакомления,
31.10.2017 Волжская Коммуна
ТХМ приглашает на выставку современного искусства "ПЭ ЭМ ЖЭ" - TltNews.RuОтдел современного искусства Тольяттинского художественного музея приглашает на открытие выставки современного искусства "ПЭ ЭМ ЖЭ" арт-группы "КИРКА".
19.10.2017 TltNews.Ru
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь СвободыХанья Янагихара, Книги, 2017    Пронзительный, умный и красивый роман автора, написанный в 2013 году (на языке оригинала — The People in the Trees), вышел наконец в первом издании на русском языке.
13.12.2017 Площадь Свободы
В память о друге, коллеге, учителе - Волжская КоммунаВ Самарской публичной библиотеке объявили имена победителей конкурса имени Эдуарда Кондратова В этом году творческий конкурс, главной целью которого является выявление талантливых авторов, рассказывающих о Самаре,
12.12.2017 Волжская Коммуна
Клуб любителей кинематографа и медиаискусств "Треугольник" 21 декабря в 19:00 покажет премьеру фильма Салли Поттер "Вечеринка" (The Party).
12.12.2017 Волга Ньюс
Работы самарских детей могут попасть в Третьяковскую галерею - Волга НьюсТретьяковская галерея и компания "МТС" запустили проект в рамках благотворительной программы "Поколение М".
12.12.2017 Волга Ньюс
В Самаре подвели итоги творческого конкурса имени Эдуарда Кондратова - Администрация городского округа СамараВо вторник, 12 декабря, в Самарской публичной библиотеке состоялась V церемония награждения победителей творческого конкурса имени Эдуарда Кондратова в области журналистики и литературы.
12.12.2017 Администрация городского округа Самара
Сегодня в Самаре начнется громкий процесс по делу о заказном убийстве Вадима Винокурова - ГТРК СамараСегодня в Самаре начнется громкий процесс по делу о заказном убийстве Вадима Винокурова.
12.12.2017 ГТРК Самара
Именно на этом катере находился Винокуров в момент расстрела. ФОТО: СУ СК Самарской области Фото: из личного архива - Комсомольская Правда СамараДенис Ковегин, убивший Вадима Винокурова на реке Татьянка, может лишиться свободы на 10 лет Михаил ГОРЮНОВ Дерзкое убийство бизнесмена Вадима Винокурова раскрыто.
12.12.2017 Комсомольская Правда Самара
На трассе М-5 под Тольятти "Гранта" не уступила дорогу "Шкоде" - пострадала 9-летняя школьница - CityTraffic.RuАвария произошла утром 12 декабря 2017 года в районе села Валы. За рулем "Гранты" находился мужчина, который вез в качестве пассажира 9-летнюю дочь в школу.
12.12.2017 CityTraffic.Ru
alexander_myasnikov1 - Комсомольская Правда Самара
В Подмосковье ревнивый муж вывез жену в лес и пытал, отрубая топором пальцы
25-летняя мама двоих детей потеряла обе руки Александр РОГОЗА kp_ru_msk @rogozavr Утром в понедельник у Серпуховской больницы тормознула иномарка.
Комсомольская Правда Самара
В Тольятти два брата угоняли автомобили, разбирали на запчасти и продавали - АиФ Самара
В Тольятти два брата угоняли автомобили, разбирали на запчасти и продавали
Криминальную карьеру братьев-угонщиков пресекли тольяттинские полицейские В сентябре 2017 года в полицию Тольятти обратился 40-летний местный житель, заявивший,
АиФ Самара
В Оренбургской области задержаны автоворы, похищавшие машины в Самаре - АиФ Самара
В Оренбургской области задержаны автоворы, похищавшие машины в Самаре
Угонщики предпочитали воровать автомобили «Нива» Весной этого года в Похвистневском районе были совершены кражи двух автомашин марки «Нива», сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Самарской области.
АиФ Самара
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь СвободыТольяттинцам предлагают вспомнить классику итальянского кинематографа Анджело Фронтони больше любил снимать женщин, но и мужчины получались у него красиво и душевно.
12.12.2017 Площадь Свободы
В Самаре подвели итоги творческого конкурса имени Эдуарда Кондратова - Администрация городского округа СамараВо вторник, 12 декабря, в Самарской публичной библиотеке состоялась V церемония награждения победителей творческого конкурса имени Эдуарда Кондратова в области журналистики и литературы.
12.12.2017 Администрация городского округа Самара
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь СвободыХанья Янагихара, Книги, 2017    Пронзительный, умный и красивый роман автора, написанный в 2013 году (на языке оригинала — The People in the Trees), вышел наконец в первом издании на русском языке.
13.12.2017 Площадь Свободы
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Площадь Свободы
О России с любовью
В ТХМ открылась выставка, посвященная 90-летию Юрия Филиппова   Юрий Иванович Филиппов — замечательный мастер, воплотивший в своем творчестве любовь к родной природе, Самаре, России.
Площадь Свободы
В память о друге, коллеге, учителе - Волжская Коммуна
В память о друге, коллеге, учителе
В Самарской публичной библиотеке объявили имена победителей конкурса имени Эдуарда Кондратова В этом году творческий конкурс, главной целью которого является выявление талантливых авторов, рассказывающих о Самаре,
Волжская Коммуна
Дорогу молодым! - Волжская Коммуна
Дорогу молодым!
В Самаре студенты со всей России представят экономические инициативы и проекты В СГЭУ откроется I Всероссийский студенческий экономический съезд.
Волжская Коммуна
Одна из самых главных сцен церемонии - Артем Ребров облачается в смокинг. Помогающий ему Руслан Нигматуллин знает толк в смокингах - когда-то и он был Джентльменом года, и врученный ему атрибут светских раутов до сих пор висит в его гардеробе Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская Правда Самара«Комсомольская правда» наградила «Джентльмена года» Артема Реброва Константин ИВАНОВ Автомобиль «Лифан» у парадного входа отеля Hilton Garden Inn Moscow радостно мигал фарами,
12.12.2017 Комсомольская Правда Самара
Волжское дерби - Волжская Коммуна«Самара» сыграет в Кубке с «Нижним Новгородом» Баскетболисты «Самары» на минувшей неделе прервали трехматчевую серию поражений, победив в гостях «Химки-Подмосковье» – 62:59 (на фото).
12.12.2017 Волжская Коммуна
Из Катара - без медалей - Волжская КоммунаСамарские фехтовальщики выступили на этапе Гран-при В столице Катара - Дохе завершился этап Гран-пари по фехтованию на шпагах.
12.12.2017 Волжская Коммуна
Воспоминания о Викторе Ольховском - Самарская Газета
Воспоминания о Викторе Ольховском
Виктор Ольховский был прекрасным лыжником и талантливым организатором. Ровно год назад его не стало.
Самарская Газета
Золото Александра Григорьева на Кубке России - Спортивное Обозрение
Золото Александра Григорьева на Кубке России
В третий, завершающий день Кубка России, единственную и самую высокую награду, золотую медаль, для сборной Самарской области выиграл дзюдоист Александр Григорьев в весовой категории 90 кг.
Спортивное Обозрение
Турнир по каратэ «Кубок Дружбы-2017» - Спортивное Обозрение
Турнир по каратэ «Кубок Дружбы-2017»
В Тольятти съедется весь цвет молодежного эшелона российского каратэ. С 15 по 17 декабря в УСК «Олимп» пройдут VII Открытые всероссийские соревнования по каратэ WKF «Кубок Дружбы».
Спортивное Обозрение
В Тольятти женщина покончила самоубийством - Городские ВедомостиВ районе набережной 6 квартала утонула женщина. Об этом сообщил директор МКУ «Центр гражданской защиты Тольятти» Андрей Дербенев .
12.12.2017 Городские Ведомости
Строительство путепровода для трамваев под ул. Дальняя завершено - Администрация городского округа СамараВ Самаре продолжаются работы по строительству трамвайной линии от ул. Ташкентская до стадиона «Самара Арена».
12.12.2017 Администрация городского округа Самара
Тольяттинские полицейские задержали подозреваемых в кражах автомобилей - ГУ МВД по Самарской областиИз материалов уголовного дела следует, что в сентябре текущего года в дежурную часть отдела полиции №21 УМВД России по г. Тольятти обратился местный житель.
12.12.2017 ГУ МВД по Самарской области
Во вторник, 12 декабря, в День Конституции, в универсальном комплексе «МТЛ Арена» состоялся форум общественного самоуправления, собравший руководителей общественных советов со всего региона.
12.12.2017 Правительство Самарской области
"Просрочка" подарков в Новокуйбышевске могла быть технической ошибкой - АиФ СамараПо информации о выдаче новогодних подарков с истекшим сроком годности в Новокуйбышевске проводится комплексная проверка По поручению главы региона Роспотребнадзор по Самарской области тщательно проверит качество предс
12.12.2017 АиФ Самара