Сохраняются риски неисполнения или ненадлежащего исполнения норм законопроекта

Членами Общественной палаты Самарской области в рамках общественной экспертизы рассмотрен проект федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Законопроект разработан во исполнение п. 1 Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально-ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 23.05. 2016 № 3468п-П44.
Как утверждается в пояснительной записке к законопроекту, основной целью документа является повышение качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг в таких сферах как образование, здравоохранение, социальное обслуживание населения, спорт, культура. Для решения этой задачи, – считают авторы законопроекта, – необходимо разработать механизмы, создающие мотивацию бюджетных и автономных учреждений к повышению качества оказываемых государственных услуг, росту производительности труда, общему улучшению организации и повышению эффективности деятельности, открытию для негосударственных организаций доступа к оказанию государственных (муниципальных) социальных услуг.
В настоящее время сложилась правовая неопределенность, с одной стороны, в возможности участия в отношениях, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, лиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, а с другой, в возможности государственных (муниципальных) учреждений претендовать на распределяемые гранты и субсидии, что не позволяет развиваться складывающимся правоотношениям в данной сфере. Кроме того, в настоящее время разрознены (или отсутствуют) данные об общем объеме государственного заказа на услуги, предоставляемые конечному потребителю независимо от формы финансового обеспечения. Отсутствие такой информации не позволяет некоммерческому сектору планировать устойчивое развитие во взаимодействии с государством.
Законопроект призван устранить эти проблемы и урегулировать правоотношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предметом которых является организация и финансовое обеспечение расходных обязательств публично-правовых образований, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг. Авторы документа предусматривают, в том числе, публичное размещение информации об объеме государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Законопроект станет рамочным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с формированием и исполнением государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предоставляющим органам, организующим оказание этого вида услуг, структурированные механизмы их оказания. При этом, если уполномоченный орган оценивает сложившуюся систему оказания государственных (муниципальных) услуг как достаточную и эффективную, то он может оставаться в рамках использования сложившихся инструментов организации и финансового обеспечения предоставления этих услуг (например, используя исключительно государственное (муниципальное) задание и подведомственную сеть учреждений).
По мнению заместителя председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Маргариты Вахтиной, в целом представленный на рассмотрение общественности документ «создает механизмы для повышения мотивации бюджетных и автономных учреждений к повышению эффективности деятельности, с одной стороны, и открытию доступа негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) социальных услуг, – с другой».
«Предложенный законопроект претерпел значительные положительные изменения по результатам доработки после «нулевого чтения» в октябре 2016 года. Следует согласиться с позицией разработчиков по ряду ключевых вопросов. В частности, о нецелесообразности распространения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на правоотношения в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, т.к. закон имеет иной предмет правового регулирования. В этой связи предмет регулирования представленного законопроекта определен и отграничен от иных видов деятельности государственных и муниципальных органов», – отметила Маргарита Вахтина, между тем, подчеркнув: «При этом сохраняются риски неисполнения или ненадлежащего исполнения норм законопроекта. Так, законопроект предполагает наличие четких и непротиворечивых показателей объема и качества оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Но в настоящее время имеются серьезные пробелы в описании содержания государственной (муниципальной) услуги, их наименовании и кодификации, определении уровня публично-правового образования, к расходным обязательствам которого относится оказание той или иной услуги, а также в определении категорий государственной (муниципальной) услуги. Эти пробелы должны быть загодя устранены. Также согласно законопроекту одним из уполномоченных органов при формировании и исполнении государственного (муниципального) социального заказа признается орган местного самоуправления; но при этом в целом ряде законодательных предложений последнего времени, связанных с совершенствованием механизмов учета социально ориентированных некоммерческих организаций, независимой оценки качества оказания социальных услуг населению, ОМС предлагается исключить из состава участников в пользу субъектов Российской Федерации. Данные законодательные предложения нельзя признать целесообразными».
«Так как представленный законопроект взаимосвязан со многими другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, вводит новые инструменты и механизмы при формировании и исполнении государственного (муниципального) заказа, то требуется синхронная работа по законодательному урегулированию включенных в законопроект положений и требований», – заключила Маргарита Вахтина.
«Для современной России в условиях практически полного огосударствления социальной сферы проблема привлечения НКО к оказанию социальных услуг приобретает особую актуальность, – считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Галина Николаева. – Правовое регулирование обозначенного вопроса призвано создать эффективный механизм привлечения НКО и повышения эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на обеспечение предоставления населению государственных и муниципальных услуг с одновременным повышением качества и эффективности оказания государственных и муниципальных услуг в отдельных отраслях социальной сферы. Однако следует отметить, что законопроектом не урегулированы процедурные вопросы привлечения НКО (порядка их отбора), что создает угрозу принятия субъективных решений, использования непрозрачных схем».
«Действующие законодательные акты устанавливают два способа привлечения НКО к оказанию социальных услуг: предоставление субсидий негосударственным организациям, в том числе распределяемых на конкурсной основе, либо закупка соответствующих услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, в действующей системе сокрыт один существенный недостаток: предусмотренные контрактной системой конкурсы и аукционы нацелены на выявление одного победителя, в то время как при организации предоставления этих услуг принципиально важной является возможная множественность поставщиков, – обратила внимание Галина Николаева. – Учитывая изложенное, положительно следует оценить новую форму оказания государственных и муниципальных услуг – сертификат».
«Заметный прогресс в привлечении НКО к оказанию государственных услуг пока не достигнут. Проблемы начинаются уже с самого «статуса» оказываемых НКО услуг. В бюджетном законодательстве выделяются «государственные (муниципальные) услуги», предоставление которых осуществляется за счет бюджетных средств. Дается их определение, которое изначально ориентировано на государственные (муниципальные) структуры. Для привлечения к оказанию государственных услуг НКО необходимо специальное «разрешение» законодательства Российской Федерации. Сегодня такие «разрешения» не выдаются (не предусмотрены соответствующие «случаи»), и оказываемые НКО услуги оказываются как бы в статусе второстепенных», – отметила эксперт.
Замечания и предложения членов Общественной палаты Самарской области по рассмотренному законопроекту направлены в Общественную палату РФ.

Ещё новости о событии:

Членами Общественной палаты Самарской области в рамках общественной экспертизы рассмотрен проект федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг
12:02 04.09.2017 Общественная палата - Самара
Членами Общественной палаты Самарской области в рамках общественной экспертизы рассмотрен проект федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг
09:32 04.09.2017 Общественная палата - Самара
 
По теме
В ходе рассмотрения обращений граждан Управлением Роскомнадзора по Самарской области за  период с 04.09.2017 по 08.09.2017 выявлены нарушения обязательных требований в сфере оказания услуг почтовой связи,
Кинельской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения в МКУ «Управление по вопросам семьи и демографического развития муниципального района Кинельский Самарской области» (далее – Учреждение) законодательства
  В целях оказания консультативной помощи и оперативного реагирования на вопросы граждан по предоставлению государственной услуги "Прием заявок (запись) на прием к врачу" в электронной форме создана телефонная "горячая л
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время