Канны-2018: Актриса Азия Ардженто пригрозила расправой сексуальным хищникам

«Золотую пальмовую ветвь» отдали японским «Магазинным воришкам» любимца фестивалей Хирокадзу Корээды Фото: REUTERS
Спайк Ли (в центре) получил Гран-при фестиваля за фильм «Чёрный клановец» Фото: REUTERS
Актриса Азия Ардженто (слева) вручает приз за лучшую женскую роль Самал Есламовой
Фото: www.samara.kp.ru
Приз за лучшую женскую роль ушел российской картине "Айка" Стас ТЫРКИН

Фестиваль выдался кризисный, прошел практически без звезд, при почти полном игноре со стороны Голливуда (показ единственного блокбастера, «Соло» из серии «Звездных войн», не являлся мировой премьерой), был ознаменован местами очень странным выбором отборщиков, не постеснявшихся включить в программу откровенный шлак и балласт, скомканным к концу графиком и вспышками политкорректности, которая в эпоху движения #MeToo на глазах приобрела пугающие административные формы. Мало кто сомневался, что главным победителем фестиваля станет режиссер-женщина: большая часть жюри (5 из 9 человек) состояла из женщин, и все они - трое артисток, в том числе председательница жюри Кейт Бланшетт, режиссер Ава ДюВерней и малоизвестная певица из Бурунди - стали участниками демонстрации на каннской лестнице , на которую вышло ровно 82 дамы. Именно столько женщин участвовало в каннском конкурсе за всю его историю с 1946 года, в то время как участников-мужчин было аж под две тысячи, не говоря уж о том, что побеждало на фестивале за все это время только две женщины-режиссера - Джейн Кэмпион и Аньес Варда. Это положение надо было исправлять. Time’s Up! (Время пришло!).

Как следствие, наградами были удостоены две из трех участвовавших в конкурсе женщин. При этом без наград остался лучший фильм фестиваля, «Горящий» Ли Чан-дона.

Приз за лучшую женскую роль вручала актриса Азия Ардженто, которая начала свою речь с того, что была изнасилована Харви Вайнштейном именно в Каннах. Она пригрозила всем сексуальным хищникам грядущей страшной расправой. А приз достался актрисе Самал Есламовой , сыгравшей киргизскую мигрантку Айку в одноименном российско-казахском фильме Сергея Дворцевого . В этом сильнодействующем произведении одномерного гиперреализма представлено все, что мы упорно не хотим замечать в повседневной жизни - всю эту физиологически неприятную правду жизни наших дворников и наших уборщиц прирожденный документалист Дворцевой вытащил на экран и дал самым крупным планом.

Симметричный приз за лучшую мужскую роль получил итальянец Марчелло Фонте , сыгравший фриковатого «Догмэна» в новой картине режиссера « Гоморры » Маттео Гарроне. Его герой, тоже Марчелло, - само воплощение маргинальности, стрижет и моет собак, на досуге приторговывая кокаином. Лучший актер и лучшая актриса Каннского фестиваля явно играли «от себя», не столько перевоплощаясь в своих персонажей, сколько оставаясь самими собой.

Продолжая линию поддержки нуждающихся, приз жюри отдали ливанке Надин Лабаки за открытую и действительно победительную мелодраму « Капернаум », повествующую о вещах, способных вызвать глубочайшее чувство вины у осыпанной брильянтами публики зала Люмьер. Крайняя нищета третьего мира (показанная аутентично и некартонно), страдания детей - беспризорных, брошенных, лишенных каких бы то ни было перспектив. В том, что этот фильм получит награду, сомнений не было.

Приз за сценарий поделили между итальянкой Аличе Рорвахер за одну из лучших картин конкурса, « Счастливый Лазарь », в которой действительно налицо драматургическое новаторство, и забаненным у себя на родине, в Иране, Джафаром Панахи и сценаристкой фильма « Три лица ». Присуждение иранцам половинки этого не самого главного фестивального приза невозможно объяснить ничем иным, как уступкой большой политике. При этом не заметить нелучший, многословный и претенциозный фильм иранского режиссера жюри сочло невозможным, в то же время найдя возможным проигнорировать картину Кирилла Серебренникова, находящегося примерно в такой же, если не худшей, ситуации.

Фильм « Лето » остался без официальных наград, но не стал от этого хуже, все время фестиваля он лидировал в рейтинге не только российской, но и французской прессы. Вероятно, тонкая и ажурная, исключительно атмосферная эта работа, повествующая о, прямо скажем, мало кому интересных сегодня на Западе русских рокерах (но этой темой никак не исчерпывающаяся), как это ни парадоксально, не вписалась в фестивальную политическую повестку, хотя и исходила от режиссера, находящегося под домашним арестом. Накануне сыгравшему в картине Роме Зверю был вручен неофициальный приз за лучший саундтрэк.

«Золотую пальмовую ветвь» отдали японским «Магазинным воришкам» любимца фестивалей Хирокадзу КорээдыФото: REUTERS

« Золотую пальмовую ветвь » отдали японским « Магазинным воришкам » (Shoplifters/Manbiki kazoku) любимца фестивалей Хирокадзу Корээды - скромному, почти телевизионному кино, опять же о людях, живущих на грани выживания и сбивающихся ради оного в ненастоящие, фейковые семьи. Семья, в которой даже бабушка - не настоящая, а просто подобранная для комплектации где-то старушка, усыновляла брошенных родителями детей и приучала их воровать в магазинах. Парадокс в том, что в этой семье детишкам было лучше, чем в родных семьях. По эстетике это скромное телекино, вдохновленное газетной заметкой. Его победа в Каннах едва ли сильно поможет ему в прокате.

Вторая по значению награда, Гран-при , нашла своего героя в лице Спайка Ли , долгие годы не снимавшего ничего заметного, но неожиданно выстрелившего заводным « Чёрным клановцем », упоительной комедией положений (основанной, однако, на реальных событиях) и жесткой политической сатирой в одном гремучем флаконе. По сюжету чёрный новичок-полицейский (Джон Дэвид Вашингтон) решает вступить в ку-клукс-клановскую банду, для чего внедряет в нее своего белого коллегу, по национальности еврея (Адам Драйвер), сам сосредотачиваясь на телефонных переговорах с ее лидером. Действие происходит в 1980-х, но многие реплики белых расистов представляют собой прямые цитаты из Дональда Трампа - нет сомнений, о чем именно хочет сказать Спайк Ли в своем веселом, живом, развлекательном, но полном энергии и пафоса правого дела фильме.

Спайк Ли (в центре) получил Гран-при фестиваля за фильм «Чёрный клановец»Фото: REUTERS

Впервые в истории Канн специальная « Золотая пальмовая ветвь » была присуждена 87-летнему классику Жан-Люку Годару , представившему в конкурсе видеоэссе « Книга образов » и, конечно, не приехавшему на фестиваль.

Приз за лучшую режиссуру ушел к Павлу Павликовскому , его « Холодная война » - забойная мелодрама на историческом материале, вдохновленная судьбой родителей режиссёра, покончивших с жизнью в результате двойного самоубийства.

В программе « Особый взгляд », жюри которого возглавлял знаменитый голливудский актер Бенисио дель Торо, призом за лучшую режиссуру удостоен Сергей Лозница . Его картина « Донбасс » - абсурдистская фреска, в основе которой - ролики You-tube, снятые жителями этого тревожного региона и «экранизированные» режиссером близко к тексту.

16-летний Виктор Полстер , сыгравший заглавную роль в фильме « Девочка » (Girl) заработал награду как лучший актер этой программы. В фильме дебютанта Лукаса Донта он чрезвычайно убедительно играет девочку, запертую в теле мальчика, но мечтающую стать балериной. Утомленный проволочками с операцией по перемене пола, он решает поступить радикально и прибегает к помощи ножниц. Этой же картине преподнесло « Золотую камеру » за лучший дебют отдельное жюри под председательством режиссера Урсулы Мейер.

Главный приз в этой конкурсной программе получил наделавший много шума фильм « Граница » (Gräns/ Border) эмигрировавшего в Швецию иранца Али Абасси - современная сказка о границе между «своими» и «чужими», притаившимися под личиной «своих». Поставленный по рассказу Юна Айвиде Линдквиста, автора бестселлера «Впусти меня», ставшего основой уже нескольких популярных фильмов, это кино, обладающее редким по нынешним временам качеством - способностью удивлять. Ее не хватало многим фильмам основного конкурса завершившегося Каннского фестиваля, в том числе и некоторым победителям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Канны-2018: Пять лучших фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Наш кинообозреватель Стас Тыркин, побывав в Каннах на всех премьерах, выбрал самые интересные, по его мнению, картины ( подробности )

Еще больше материалов по теме: «Каннский фестиваль-2018»

 
По теме
Меры профилактики - Газета Степь В период распространения вирусных инфекций всем необходимо соблюдать простые меры профилактики.
Газета Степь