24 мая 2017 г. участники заседания комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ обсудили проблемные вопросы предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) за счет средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Правила предоставления соответствующей финансовой поддержки утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2017 г. № 18. Такая финансовая поддержка может предоставляться и использоваться на возмещение части затрат на уплату процентов за пользование займом или кредитом, полученным в рублях и использованным на оплату услуг и (или) работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора займа или кредитного договора); а также на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме. Поддержку можно получить на сумму, не превышающую 50% от средств, которые были затрачены на выполнение этих работ, но не более 5 млн. рублей (на один дом).
«Речь идет о тех многоквартирных домах, которые открыли так называемые спецсчета и собирают деньги на капремонт на них. На основании заявок таких МКД должна формироваться муниципальная, а затем региональная программа. Только после этого направляется заявка региона на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт. Наша задача – довести до жителей этих домов информацию о существующей возможности. На сегодня многоквартирных домов, которые выразили бы свое желание принять участие в этой программе, в области нет», – подчеркнул председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктор Часовских.
Впрочем, примерно та же ситуация складывается в большинстве регионов. Какова причина? – основной вопрос, которым задались участники заседания, и по итогам обсуждения пришли к выводу: основную причину стоит искать в том, что требования, предъявляемые к участникам программы, весьма жесткие.
«Что касается кредитов, то дома – ТСЖ и ЖСК – категорически не готовы их брать. Да и сама схема пока еще недостаточно отработана. Второй вариант – возмещение затрат на проведение работ по энергосбережению, – представляется более интересным и реальным», – заметил Виктор Часовских.
«К сожалению, порядок расчета финансовой поддержки более сложен: финансовая поддержка будет рассчитаться не от стоимости капитального ремонта (работ по энергосбережению), а исходя из размера годовой экономии расходов на оплату коммунальных ресурсов. То есть нужно не просто утеплить дом, а рассчитать и показать реальную экономию, которую это даст. Эта схема ориентирована на результат: необходимо. чтобы по итогам проведенных работ что-то изменилось в конкретных величинах, а не просто были потрачены деньги», – отметила, в свою очередь, консультант управления жилищного фонда и благоустройства министерства энергетики и ЖКХ Самарской области Светлана Туманова.
Чтобы облегчить расчет прогноза экономического эффекта от работ по энергосбережению на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ создан «Помощник ЭКР» ( http://fondgkh.ru/finances/documents/pomoshhnik-ekr/ ). После ввода сведений о многоквартирном доме, в котором планируется проведение энергоэффективного капитального ремонта, «Помощник ЭКР» подскажет, какие мероприятия по энергосбережению применимы и дают максимальный экономический эффект. При этом для обеспечения достоверности результатов комплексно учитываются различные составляющие энергетического баланса многоквартирного дома и эффекты от применения различных мероприятий по энергосбережению, поэтому требует ввода детальных сведений о многоквартирном доме. В то же время для облегчения работы в «Помощнике ЭКР» предусмотрена возможность проведения расчета на основе сокращенного набора вводных данных для многоквартирных домов некоторых типовых строительных серий.
Согласно данным, озвученным специалистом первой категории управления координации жилищного надзора и муниципального контроля Государственной жилищной инспекции Самарской области Ириной Свиридовой, в губернии на сегодняшний день 660 домов открыли спецсчета. Понятно, что именно с ними нужно активно работать органам власти и местного самоуправления, разъясняя возможность привлечь дополнительные средства на капитальный ремонт.
Однако практика показывает, что жители очень часто не информированны даже по самым базовым вопросам, касающихся проведения капремонтов.
«Есть случаи, когда собственники принимают на общем собрании решение об открытии спецсчета и на этом успокаиваются: не передают протоколы этих собраний ни в ГЖС ни региональному оператору – Фонду капитального ремонта Самарской области. В итоге, сами того не осознавая, становятся должниками перед регоператором. Та же ситуация складывается в случае, когда спецсчета открываются ТСЖ на два, три и более домов, хотя законом предусмотрено, что спецсчет должен открываться на каждый дом отдельно», – рассказал Виктор Часовских.
Еще один классический пример неосведомленности граждан: уверенность в том, что с момента принятия решения об открытии счета, можно сразу перестать оплачивать взносы на капремонт в Фонд капитального ремонта. На самом деле, поскольку необходим разумный период, чтобы регоператор мог перераспределить свои ресурсы, чтобы была обеспечена финансовая устойчивость Фонда, – еще в течение целого года взносы оплачиваются «в общий котел», и только затем Фонд капремонта переводит все собранные за все годы средства с данного дома на открытый спецсчет. Только с этого момента ТСЖ (ЖСК) получает право собирать с жителей дома взносы на капремонт.
Реалии таковы, что действительно грамотных «управленцев» многоквартирными домами не так много. И, надо сказать, что такие успешно работающие ТСЖ по большей части уже решили вопросы энергоэффективности в своих домах. А значит, они не могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны Фонда содействия реформированию ЖКХ.
«Получается, что идея хорошая, но имеется слишком много подводных камней. Во-первых, стоит проработать вопрос об упрощении схемы получения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ. Во-вторых, все-таки есть ощущение, что люди не знают об этой программе. Хотя, хотелось бы напомнить: одна из задач муниципалитета, доводить до собственников всю новую информацию, касающуюся жилищной сферы. Наверное, необходимо провести целевое мероприятие с председателями ТСЖ и ЖСК домов, у которых открыты спецсчета, чтобы рассказать им о программе», – подвел итоги обсуждения Виктор Часовских.
У МКД есть возможность компенсировать часть затрат на капремонт
Фото: www.op63.ru
Источник: Общественная палата
26.05.2017 10:31