Крупным планом

Автор и ведущий программ «Город. История. События» («Самара-ГИС») и «Очарованный странник» («Губерния») написал книгу о телевизионном закулисье Книгу «Крупным планом. Телевидение и не только» в магазинах уже не найти. Почитать ее можно разве что в библиотеке или в литературном музее-усадьбе Алексея Толстого. Что в ней особенного, расспросим автора .

- Михаил, поздравляем вас с книгой! Она какая по счету?
- У меня есть две монографии, одна о Высоцком и Бродском, другая об Андрее Тарковском. Вышло несколько музейных книжек, которые я как составитель делал, есть сборники. Но научная литература - для специалистов, а мне хотелось написать такую книжку, чтобы читатели, посмотрев на обложку, заглянули и дальше.

- Это про личный опыт, мемуары?
- Нет, книга не мемуарная. Я пытался следовать в ней тому, чему меня учил профессор Владислав Петрович Скобелев, - быть самоироничным. Не надо о себе всерьез думать и говорить, это всегда комично получается. Но первая часть волей-неволей получилась биографичной: немножко про школу, районную газету, где я начинал работать, университет. Но в целом - про то, как сценарий пишется, как снимается передача, про учителей, коллег… На днях подарил книгу Алексею Абкину, с которым долго работал на телеканале «Самара-ГИС», который сначала оператором был в программе, потом режиссером монтажа. Леша мне вечером звонит: «Слушай, я вечером пошел с этой книжкой к своим родителям, стал им выборочно про себя читать. И они говорят: «Мы думали, что ты у нас шалопай, хоть тебе и пятьдесят. А из этой книжки поняли, что ты ничего себе мальчик»…

- В аннотации написано, что книга - для всех, кто интересуется телевидением, для студентов-журналистов. Не жалко выдавать «фирменные» секреты?
- Как преподаватель тайн никогда не делаю из профессии. Можете работать, как я? Пожалуйста. Можете лучше? Молодцы! Нельзя топтаться на месте. Я и написал книжку во многом потому, что студенты есть. Я веду курс «Мастерство телеведущего» у начинающих журналистов. Сначала приходил и что-то им рассказывал, а потом заленился...

- Из-за лени выдали почти две сотни печатных страниц?!
- Не только. Еще в какой-то степени и из зависти. Телерепортер федерального телеканала Михаил Дегтярь написал книжку «Репортер». Я ее просто проглотил! Она так живо написана. Думаю: «Ну и что я на занятиях рассказываю?» И начал. Писал главку ночью, утром приходил и на студентах «обкатывал», смотрел, как они реагируют. Потому что они какие-то вещи не схватывают, цитат не узнают. Потом в скобочках что-то объяснял, что-то выбрасывал. Так что два курса студентов книжку чуть ли не наизусть знают. Сейчас вот убеждаю сына (ему двенадцать) прочитать хотя бы главку, но он пока не соглашается, Брэдбери читает.

- А вы бы ему, как сейчас в Интернете принято: «Пять причин прочитать эту книгу»…
- Столько не наберу… Для меня делать передачи об истории - профессия. А люди другими проблемами занимаются и совершенно не обязаны думать об истории. Это нормально. А книга написана про поиски языка, о том, как говорить про историю, город, про то, что очень ценно. Как мне говорить со студентами, скажем, про Великую Отечественную? Когда я находился в их возрасте, Победе было 50. Тогда по площади шла колонна ветеранов, и шаг сопровождался звоном медалей. И он был громким. Теперь вот мы готовимся к 70-летию. Звон, наверное, еще будет, но очень тихий. А лет через десять этого звона не станет вообще. Уже сегодняшние студенты, большинство из них, не видели фронтовиков. Поэтому надо искать язык: как разговаривать про эту войну… У меня для молодых читателей в книжке есть даже главка, которая называется «Истории, рассказанные мне самарцами». Или, например, «Я себя под Лениным чищу»… Дело в том, что я сделал несколько передач про Ульяновых, и ко мне на улице стали подходить: «Как вы коммунякам-то врезали!» Удивляюсь: «Я врезал? Вы ничего не путаете?» Другие говорят: «Ты негодяй! Ты зачем про Ленина такое рассказываешь?!» Я поначалу недоумевал. А потом понял, что меня вообще никто не слушает из зрителей. Потому что у них у всех - свой Ленин. И как быть в такой ситуации? И книжка написана про то, как разговаривать об истории в стране, у которой много историй.

- Какие факты о Самаре и самарцах еще не прозвучали с экрана, но вошли в книгу?
- Например, в Самаре ищут памятник царю. Куда он подевался: распилили его или в подвале спрятали? Мне позвонил человек, который утверждает, что слышал от своего деда историю про то, как он вместе с товарищами утопил памятник в Волге. Можно даже определить квадрат поисков.
Еще история. Был такой поэт, в прошлом цирковой гимнаст Александр Скоромыкин. В середине прошлого века выдавал экспромты на-гора. Есть легенда, что он и знаменитую «Ивушку» написал, Зыкина ее пела. Достоверных фактов о Скоромыкине было мало. А когда мы сняли передачу, я познакомился с родственниками поэта - внуком его двоюродного брата. Дмитрий принес мне фотографию деда, рассказал, откуда родом Скоромыкины.
В книжке есть история про то, откуда взялся огромный валун, который много лет возвышался на углу улиц Соколова и Ново-Садовой. Рассказал об этом житель Самары, который когда-то жил в этом районе. Здесь были зимовские халупы и пивнушки. Чаще всего народ ходил в пивнушку, где работала пивница Броня. Потому что она наливала в кредит. Броня была умная баба. Наливала каждый день, а с зарплаты со всех вычитала. А потом пивнушки снесли. И мужики решили поставить ей памятник. Поехали в Сокольи горы, нашли валун, погрузили его и на место, где была пивнушка, поставили. И стали туда ходить, пить пиво и Броню вспоминать.

- Книга ведь немного и с кино связана…
- Однажды в наш музей пришел народный артист Александр Михайлов. Я провел для него экскурсию. А потом по толстовским делам я познакомился с Вениамином Семеновичем Зателепиным (он земляк писателя). Пришел к нему домой, а у него фотографии на стене. В том числе кадр из фильма «Табор уходит в небо». Говорит: «Я там цыганенка играл. А «Любовь и голуби» видели? Это я Михайлова учил голубей поить». Оказывается, Вениамин Зателепин - заядлый голубятник, вот его и пригласили в фильм как консультанта. Про это в книжке есть глава «Царь я или не царь, или Табор уходит в небо».
К слову о языке и истории. Киноязык настолько изменился, что, например, фильмы 40-х
годов мы сегодня не можем смотреть без специального труда. Да что говорить, я даже некоторые фильмы 80-х не могу ребенка убедить посмотреть. Я вижу, что Ваня страдает, когда их включает. Увы, наши внуки и «Белое солнце пустыни» не поймут: кто такой красноармеец, чем он отличается от белогвардейца? И «Берегись автомобиля» тоже. Будут смотреть на памятники Сухову и Деточкину, не понимая того, кому и почему они поставлены. Я это и как музейщик говорю. Ведь музей меня научил смотреть на события из других эпох и оценивать их оттуда же. И я понимаю, что и на нашу с вами эпоху когда-то тоже будут смотреть из будущего. Вот поэтому книжки и пишу.

ДОСЬЕ
Михаил Перепелкин
родился 4 марта 1974 года.
В 1996 году окончил филологический факультет Самарского государственного университета. Защитил докторскую диссертацию, преподает в СамГУ. Старший научный сотрудник Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького (музея-усадьбы А.Н. Толстого). Автор и ведущий программ «Город. История. События» («Самара-ГИС») и «Очарованный странник» («Губерния»). Автор более 200 статей, двух монографий, составитель и редактор научных и краеведческих изданий, книги «Крупным планом. Телевидение и не только». Лауреат приза «Слон» Всероссийской гильдии киноведов и кинокритиков, лауреат журналистских премий, финалист Всероссийского телевизионного конкурса
«ТЭФИ-регион-2013». Семья: жена Наталья, сын Иван.

 
По теме
Прокуратурой Железнодорожного района г. Самары поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении лица, обвиняемого в незаконном использовании документов для образования (создания) юридического лица (ч.
Прокуратурой города Отрадного утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении ранее не судимого жителя г. Кинеля, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
Системная работа продолжается - Самарская Губернская Дума 28 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание «круглого стола» комитета по здравоохранению,
Самарская Губернская Дума
ТЕСТ НА ВИЧ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ? - Самарский СПИД-центр Несколько десятков лет назад между вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и смертью стоял знак равенства, а люди с положительным ВИЧ-статусом занимали не самое приятное положение в обществе.
Самарский СПИД-центр
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий