Главное не «Кто виноват?», а «Что делать?»

07.09.2017 1
07.09.2017 2
07.09.2017 3
Фото: www.op63.ru

7 сентября 2017 г. в г.о. Новокуйбышевск комиссия Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ провела заседание круглого стола, посвященное проблемам обеспечения населения города услугой горячего водоснабжения.
«Заявленные для обсуждения вопросы касаются всех; и от того, как мы их будем решать, во многом зависит настроение жителей. Поэтому мы пригласили к диалогу представителей органов местного самоуправления, управляющих и ресурсоснабжающих организаций, представителей общественности в лице председателей советов многоквартирных домов, – отметил, открывая заседание, председатель комиссии Виктор Часовских. – Аналогичный круглый стол мы уже проводили в Самаре: проблема та же – двухтрубная система, отсутствие циркуляции, горячая вода поступает в квартиры не того температурного режима, которого должна быть. При этом людей не интересует, кто виноват, их интересует качественная услуга. Задача председателей советов многоквартирных домов разъяснять жителям существующий порядок: так, при получении некачественной услуги обращаться нужно, в первую очередь, в свою управляющую компанию, которая является исполнителем коммунальных услуг. Грубо говоря, для жителей в подобной ситуации «виновата» всегда УК. А уже затем управляющая организация, если необходимо, должна выставлять претензии ресурсоснабжающей организации».
«Сегодня здесь, в Новокуйбышевске нам хотелось бы услышать, что думает по ситуации с горячим водоснабжением ресурсоснабжающая организация, услышать предложения управляющих компаний и понять, как они планируют работу в данном направлении, услышать, какова позиция города в этом отношении. В то же время стоит отметить что в целом на фоне других городов и районов области Новокуйбышевск выглядит достаточно благополучно: здесь лучше ситуация с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, лучше работают управляющие компании, более активно работают и председатели советов многоквартирных домов и советы микрорайонов. Но, с другой стороны, там, где обычно все хорошо, малейшие проблемы, которые порой возникают, сразу привлекают к себе внимание. Поэтому стоит задача – сделать еще лучше», – призвал Виктор Часовских.
«Администрация города в курсе многолетних проблем с обеспечением горячим водоснабжением в неотопительный период, – заверил заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации г.о. Новокуйбышевск Сергей Абрамов. – Это связано с отсутствием циркуляции, проведением ремонтных работ, возникновением аварийных ситуаций. Причину мы видим в высокой степени износа тепловых сетей в городском округе. В городе около 100 км тепловых сетей. При сроке службы порядка 25 лет, ежегодно нужно менять более 4 км. Однако, в этом году, например, теплоснабжающая организация планировала переложить только порядка 350 м магистрали-семисотки по улице Горького. В ходе переговоров Администрации городского округа удалось добиться, чтобы объемы были несколько увеличены, дополнительно к плановым объемам до наступления отопительного периода ведутся работы по перекладке еще на нескольких участках. Также в этом году по предложению Администрации, ресурсоснабжающая организация – Самарский филиал ПАО «Т Плюс» – выделила более 60 млн. рублей на изоляцию надземных трубопроводов, что должно сказаться на температуре воды».
По словам директора территориального управления по теплоснабжению филиала «Самарский «Т Плюс» в г. Новокуйбышевск Александра Дятлова, ресурсоснабжающая организация, со своей стороны, прилагает усилия для минимизации проблемы. «В Новокуйбышевске в последние два-три года ситуация с обеспечением горячим водоснабжением в межотопительный период радикально отличается от других городов региона в лучшую сторону: здесь мы целенаправленно держим температуру теплоносителя на выходе со станции на 5 градусов выше графика и выше требований СНиП, чтобы максимальное количество теплоносителя довести до конечного потребителя, – заявил Александр Дятлов. – Начиная с этого года на всех наших участках перекладок, где это необходимо, предусматриваем обводные линии, чтобы в момент перекладки трубопровод оставался в работе. Там, где есть возможность закольцевать схему, мы это тоже, безусловно, делаем. Но внутридомовые системы оборудованы рециркуляцией только в 298 из 810 домов. Поэтому, несмотря на то, что мы прилагаем усилия, чтобы подвести к домам максимально качественный теплоноситель, управляющие компании подтвердят, что они не везде могут его правильно использовать внутри домовой системы».
«Циркуляции нет по всему городу. Даже если в доме есть система рециркуляции, вода все равно остынет, если ее не подогревать. Это можно делать только при установке какого-то дополнительного источника нагрева, что повлечет за собой дополнительную нагрузку на общедомовые нужды на электричество, – заметил между тем, главный инженер управляющей компании ОАО «ЖУК» Сергей Устин. – На самом деле проблема глобальная, и решать ее надо в комплексе, совместно. В городе в основном дома постройки 60-80-х годов прошлого века: тогда не было приборов учета, жители воду лили в огромных количествах, не задумываясь, и она всегда была горячей. Потому и вопросов не было. Сегодня у УК нет таких ресурсов, которые могут рассчитать и гарантировать, что при установке внутри дома каких-то приспособлений (насосов) у потребителей всегда будет горячая вода. Должен быть проект, а это деньги».


«На данный момент мы занимаемся решением только локальных вопросов, что не дает небольших возможностей для решения самой проблемы. Это проблема общая. Нужна программа, которая стоит огромных денег. Должен быть проект по каждому дому, по системам, которые его питают», – согласился с коллегой директор ООО «Новоградсервис» Сергей Варламов.
Вместе с тем, и представители УК, и представители ресурсоснабжающей организации советуют жителям обратить внимание на работы по реконструкции (организацию линий рециркуляции) систем отопления и горячего водоснабжения при проведении в домах работ в рамках программы капитального ремонта.
Впрочем, как выяснилось, последовать этому совету на практике жители при всем желании пока не могут.
«На сегодняшний день капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей не предусматривает их реконструкцию, – пояснил Виктор Часовских. – Однако последние поправки в Жилищный кодекс РФ дали право субъектам Федерации своими региональными законами самостоятельно определять дополнительные виды работ по капремонту. Думаю, есть смысл выйти с предложением о внесении изменений в Закон Самарской области от 21.06.2013 г. № 60-ГД с тем, чтобы внести реконструкцию системы ГВС в качестве одного из обязательных видов работ и определить свои предельные стоимости под этот вид работ, поскольку очевидно, что реконструкция будет стоить дороже просто замены систем. Если этого удастся добиться, то хотя бы какая-то часть домов будет попадать в программу. Надо искать различные пути решения проблемы».
«Ни один муниципалитет, ни одна ресурсоснабжающая организация не в состоянии сами произвести замену всех устаревших сетей. Наверное, есть смысл от муниципалитетов обратиться с предложением в Правительство Самарской области, чтобы оно инициировали разработку соответствующей федеральной программы. Такая инициатива должна идти именно снизу, от органов местного самоуправления», – подчеркнул также Виктор Часовских.
Пока же проблема не решена, у жителей как минимум есть возможность получить перерасчет за некачественную услугу. Такой перерасчет делается исключительно по заявлению.
«Управляющая компания обязана в таком случае делать перерасчет жителям, – отметила главный специалист Новокуйбышевского инспекторского отдела Государственной жилищной инспекции Самарской области Елена Макарова. – При этом УК должна вести претензионную работу в отношении ресурсоснабжающей организацией, так как у них заключен договор на предоставление качественной услуги».
К слову, стандартный договор между ресурсниками и управляющими организациями не содержит никаких цифр относительно того, какой должна быть температура горячей воды на входе в дом (ссылка на Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 ясности не вносит, поскольку в данном документе речь идет только о температуре горячей воды у конечного потребителя – иными словами, в кране).
«На наш взгляд эти параметры могут и должны быть оговорены в договоре. Ресурсоснабжающая организация на это не идет. Но какая-то же ответственность должна быть. По заявлению перерасчет делается отдельному гражданину, а не всему дому. Зачастую люди не получают качественную услугу и даже не получают возврат средств в качестве компенсации, – вот в чем вопрос. Над этим надо работать. На наш взгляд сама система перерасчетов: то, что они носят заявительный характер, – неверна. Сегодня большинство домов оборудовано приборами учета, и это должно давать основания для перерасчета всем жильцам дома», – считает Виктор Часовских.
Председатели советов многоквартирных домов Новокуйбышевска, пользуясь случаем, поставили перед представителями ресурсоснабжающей организации конкретные вопросы по отдельным домам. Александр Дятлов пообещал разобраться.
В числе предложений, прозвучавших со стороны общественников: необходимость повышения штрафов в отношении ресурсоснабжающих организаций. «Штрафы для управляющих компаний в десятки раз выше. В итоге последние мечутся в попытках хоть как-то решить проблему, в то время, как ресурсоснабжающая организация самоустраняется», – возмущаются председатели советов МКД.
Обвинять в сложившейся ситуации только одну из сторон нельзя, – уверены члены Общественной палаты. И ресурсники делают очень многое: так, по словам Александра Дятлова, в следующем году в Новокуйбышевске запланирована перекладка значительных объемов теплосетей; и УК заинтересованы в снижении количества жалоб и обращений. Другое дело, что проблема все-таки слишком масштабна.
«По итогам этого заседания мы подготовим рекомендации в адрес Администрации города провести совещание: собрать специалистов и подготовить какой-то проект решения озвученной проблемы на перспективу. В Самаре определенные шаги уже видно. То же самое нужно сделать и здесь. Нужно начинать предпринимать реальные действия. И это заседание должно стать толчком», – резюмировал Виктор Часовских.

 
По теме
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
Системная работа продолжается - Самарская Губернская Дума 28 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание «круглого стола» комитета по здравоохранению,
Самарская Губернская Дума
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий