АО «КуйбышевАзот» начинался с нескольких корпусов в волжской степи близ Ставрополя-на-Волге. Разросшись в середине семидесятых до крупного производственного объединения, он дал начало мощному отраслевому кусту химпредприятий. Сегодня предприятие занимает лидирующие позиции в отрасли по многим направлениям.
Фото: фото предоставлено АО «КуйбышевАзот» Начало Строительство Куйбышевского азотно-тукового завода (КАТЗ) началось в 1961 году в рамках принятой правительством программы химизации. Через четыре года здесь стали получать слабую азотную кислоту и аммиачную селитру на привозном аммиаке. А в 1966 году получили собственный аммиак. Момент запуска полной технологической схемы и стал официальной датой рождения завода.
В 1968 году завод начинает выпускать карбамид. Спустя год - крепкую азотную кислоту, а в 1970-м году вводит в эксплуатацию вторую очередь производства аммиака.
В 1974 году завоевавший к тому времени высокую репутацию в отечественной химотрасли КАТЗ освоил новое направление деятельности, запустив первую очередь производства капролактама - ценного сырья для выпуска композитов и химических волокон. В том же году тольяттинцы выиграли конкурс на возведение крупнейшего в мире центра по производству аммиака и карбамида - Тольяттинского Азотного завода. Годом позже на базе КАТЗ, как головного предприятия, было образовано производственное объединение «КуйбышевАзот», в состав которого вошли: ТоАЗ, «Азотзапчасть», «Трансаммиак». Генеральным директором ПО «КуйбышевАзот» - директором КАТЗ назначили И.А. Красюка.
ПО «КуйбышевАзот» со временем разрослось до таких масштабов, что назрела необходимость реконструкции системы управления. В1981 году постановлением правительства на его базе были образованы и выделены четыре самостоятельных завода: «КуйбышевАзот», «ТольяттиАзот», «Азотреммаш», «Трансаммиак».
В 1985 году предприятие освоило производство аргона, в 1988-м - жидких удобрений.
Начало 90-х годов ознаменовалось сменой политической модели государства. Предприятия страны пережили сложный, кризисный период смены собственников. Заводы снижали показатели и приостанавливали производство. В отличие от многих, «КуйбышевАзот» был приватизирован трудовым коллективом. В 1991 году «КуйбышевАзот» был преобразован в арендное предприятие, а через год - в акционерное общество.
В 90-х годах была введена вторая очередь производства капролактама, циклогексанона, сульфата аммония и блок разделения воздуха, установки по производству водорода и очистке сточных вод. Реконструкция сказалась на увеличении мощностей по производству карбамидно-аммиачных смесей и агрегата по производству аммиака (1997-2000 гг.). Новые возможности
Выжить в сложных экономических условиях заводу помогла модернизация. С начала 90-х благодаря закрытию нерентабельных цехов и реконструкции вдвое снизилось потребление электроэнергии. Существенно снизила затраты на транспортировку и кристаллизация капролактама.
В те же годы была построена установка производства водорода, который стали получать по совершенно новой технологии, не имеющей аналогов в России. За счет реконструкции «крупнотоннажника» была достигнута рекордная для такого типа агрегатов аммиака суточная выработка (сначала повышена до 1600 т, а в 2000-х годах - до 1800 т).
С конца 90-х годов, как только ситуация на производстве стабилизировалась, руководство «КуйбышевАзота» сделало ставку на интенсивное развитие.
Кроме повышения эффективности стратегической целью предприятия стало увеличение доли продукции с более высокой добавленной стоимостью. Взяв курс на создание комплекса по переработке капролактама в полиамид-6 (ПА-6), инженерные пластики, технические и текстильные нити, кордную ткань, завод в 2003-2007 годах последовательно запустил четыре установки ПА-6. Так происходило расширение производства, осваивалось новое направление деятельности, формировалась группа компаний «КуйбышевАзот».
Сейчас в нее входят несколько предприятий, встроенных в цепочку переработки капролактама. Производимые компанией с начала двухтысячных годов высокотехнологичные материалы широко применяются во многих отраслях - от электротехники и производства автокомпонентов до пищевой и легкой промышленности.