27 ноября 2017 г. Общественная палата Самарской области провела общественные слушания по вопросу: «О включении в лесопарковый зеленый пояс территорий в границах городского округа Самара».
Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов» лесопарковые зеленые пояса определены как «зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции». Приоритетными направлениями деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса являются охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов, проведение научных исследований, ведение эколого-просветительской работы и развитие туризма. В целях особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, устанавливается ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности. В частности, на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности, разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов, создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности), строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ, размещение скотомогильников и пр.
В Законе специально оговаривается, что в целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления должны обратиться с мотивированным ходатайством о его создании в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом последняя организует общественные (публичные) слушания в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
В Общественную палату Самарской области поступило ходатайство Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» о рассмотрении вопроса по включению в лесопарковый зеленый пояс г.о. Самара трех территорий. Для участия в слушаниях, организованных Общественной палатой, были приглашены все заинтересованные жителей города, представители предприятий и организаций.
«Публичные слушания – обязательный инструмент, чтобы все заинтересованные граждане приняли участие в обсуждении, – подчеркнул сопредседатель самарского штаба ОНФ, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Павел Покровский. – По итогам 2016 года был проведен независимый экологический рейтинг городов с численностью населения более 100 тыс. человек, и Самара заняла 33 место. У нас есть вопросы по поводу соблюдения норматива по количеству зеленых насаждений на одного жителя. Нам нужно серьезно работать, чтобы этого норматива придерживаться. Законом о «зеленом щите», вступившем в силу 1 января 2017 года, меры по охране окружающей среды вокруг крупных промышленных городов налагают очень серьезные ограничения на использование данных территорий. Народный фронт давно ждал данного законодательного акта. Это, в том числе, и реакция на так называемую «лесную амнистию», которая стала серьезным негативным фактором, открывшим возможность узаконить то, что было незаконно возведено на некогда лесных участках. С введением «зеленого щита» «воровать» участки леса таким образом будет нельзя. Мы постараемся, чтобы вокруг каждого крупного города Самарской области был создан «зеленый щит». Существенные ограничения в сочетании с пристальным общественным контролем за территориями, получившими статус «зеленого щита», могут стать гарантией, что мы не только сохраним те участки природного леса, которые еще остались внутри городов и вокруг них, но и сможем заняться восстановлением их исторического ландшафта с соблюдением всех правовых норм и правил». При этом Павел Покровский от имени реготделения ОНФ, выступившего инициатором слушаний, предложил пока ограничиться рассмотрением вопроса о включении в лесопарковый зеленый пояс областного центра пока только одной территории: острова Коровий. Участники слушаний поддержали это предложение, единогласно проголосовав за перенос слушаний по двум другим обозначенным в ходатайстве ОНФ территориям на более поздний срок.
«Рассматриваемый вопрос имеет очень важное значение, – отметил и.о. руководителя управления лесного планирования и организации лесопользования департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Николай Милюков, при этом подчеркнув, что включение в лесопарковый зеленый пояс Самары острова Коровий – памятника природы, площадью 262 га, – станет лишь первым этапом, и работа в этом направлении будет продолжена. «На сегодняшний день ведется работа по установлению границ городских лесов на территории г.о. Самара, – напомнил Николай Милюков. – После того, как они будут установлены, может быть рассмотрен вопрос о включении их в состав зеленого пояса города. По действующему сегодня ГОСТу 1978 года, площадь лесопарковых зеленых зон для городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек должна составлять 25 га на 1 тыс. человек; для городов-миллионников, каковым является Самара, площадь устанавливается индивидуально, исходя из имеющихся условий и возможностей. Еще в конце 1940-х годов была установлена зеленая зона вокруг Куйбышева (Самары), Новокуйбышевска и Чапаевска. Однако сегодня большая часть бывшего Куйбышевского лесхоза отошла в Волжское лесничество и находится на территории Волжского, Красноярского и других муниципальных районов. У всех этих лесов разный правовой статус». Понятно, что в перспективе нужно ставить и вопрос о включении этих лесов в зеленый пояс областной столицы.
По мнению заместителя руководителя департамента градостроительства Администрации г.о. Самара Сергея Шанова, остров Коровий, соответствующий всем требованиям, которые предъявляются к территориям, которые могут быть включены в лесопарковый зеленый пояс, является идеальным вариантом для обкатки мероприятий по созданию «зеленого щита» на территории Самарской области. По функциональному зонированию данная площадка отнесена к зонам естественного природного ландшафта, является особо охраняемой природной территорий.
Впрочем, именно статус ООПТ, который сегодня имеет остров Коровий, вызвал вопросы у некоторых участников общественных слушаний.
«Закон сырой, требует доработки, реализация его отдельных положений может даже навредить окружающей среде, – считает член межрегиональной социально-экологической общественной организации «Зеленая Лига» Сергей Осипов. – Опасность его, прежде всего, в том, что происходит некая подмена понятий: если аналогичные понятия определены нормативными актами, то что такое «зеленый щит» – до конца непонятно. Штрафы, действительно, увеличены, но крупный бизнес не очень-то их боится. Не приведет ли новое понятие, еще не проработанное юридически, не имеющее под собой достаточных нормативных актов, к фактическому ослаблению существующих территорий и дельнейшему их растаскиванию?»
«Законом предусмотрено, что в случае включения в лесопарковый зеленый пояс участков, имеющих более жесткий режим использования, такой режим сохраняется. Создание этой зоны ни в коей мере не ослабит существующий режим использования территорий», – пояснил Николай Милюков.
Председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Юрий Астахов, со своей стороны, призвал экологов, общественников направлять в адрес Общественной палаты предложения по внесению изменений в закон «Об охране окружающей среды»: «Пожалуйста, мотивируйте, конкретизируйте свою точку зрения, чтобы было понимание необходимости внесения изменений. Мы подробно рассмотрим, проанализируем документы и, может быть, действительно как итог выйдем с соответствующей законодательной инициативой». «Это будет показателем зрелости нашего гражданского общества», – согласился Павел Покровский.
«Большой плюс внесения территорий, в том числе действующих ООПТ, в «зеленый щит» – усиление общественного контроля, дополнительная возможность для советов микрорайонов контролировать леса», – уверена член Всероссийской общественной организации «Зеленый союз» Оксана Ковнир. «Зеленый щит» – это дополнительный общественный контроль. ОНФ берет на себя таким образом дополнительное обязательство», – подтвердил и глава исполкома Самарского регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ ЗА РОССИЮ» Владимир Марин.
Все участники слушаний получили возможность высказаться и задать интересующие их вопросы. По итогам обсуждения большинством голосов присутствующие одобрили создание лесопаркового зеленого пояса на территории г.о. Самара с включением в него острова Коровий.
«Протокол слушаний, как того требует закон, будет передан в Самарскую Губернскую Думу для дальнейшего рассмотрения, – сообщил Юрий Астахов. – Сегодня только начало нашей большой совместной деятельности, направленной на решение задачи максимальной сохранности лесов региона».