О Вадиме Леванове и Максиме Горьком говорили на Самарской литературной биеннале

На Самарской литературной биеннале в третий раз прошел фестиваль современной драматургии "Левановка". На этот раз посвященный не только тольяттинскому драматургу Вадиму Леванову, но и Максиму Горькому. В Литмузее и в помещении галереи "Формограмма" два дня шли читки, спектакли и дискуссии.

Два увесистых тома

Фестиваль памяти Вадима Леванова, драматурга, педагога и  культуртрегера, известного далеко за  пределами родного Тольятти, прошел в  третий  раз. Организованный Самарским литературным музеем и  театроведом Марией Сизовой форум на  четвертый год после старта стал развиваться дальше  — в  программе, наконец, появились спектакли, темы обсуждений становятся шире. Остались и  традиционные читки пьес Вадима и  его учеников.

Открылась "Левановка" (названная так по  аналогии с  "Любимовкой"  — московским фестивалем современной драматургии) презентацией полного собрания сочинений Вадима. Подготовил два увесистых тома тольяттинский журналист Вячеслав Смирнов. В  Самару приехали сигнальные экземпляры, тираж выйдет только в  следующем году  — всего около 100 экземпляров, но  в  этих двух 700-страничных книгах собраны абсолютно все дошедшие до  нас тексты Вадима. Рассказывая о  трудностях систематизации архива, редактор (и  в  шутку, и  всерьез) посоветовал драматургам Михаилу Дурненкову и  Юрию Клавдиеву заниматься этим уже сейчас: "Заботьтесь о  своем творческом наследии, пока живые".
"Тольяттинскую школу драматургии" в  этом году представляли один из  братьев Дурненковых и  Юрий Клавдиев. Герман Греков, которому Леванов тоже дал "драматургический пропуск" в  мир, выпускает премьеру в  ростовском театре "18+", где работает главным режиссером, а  Вячеслав Дурненков не  смог по  семейным обстоятельствам.

Может быть, поэтому, но  скорее потому что фестиваль развивается дальше, в  этом году здесь меньше говорили про самого Вадима. И  это кажется логичным  — стартовав как творческие поминки по  любимому многим человеку, теперь фестиваль современной драматургии выруливает на  более масштабные темы. И  это, пожалуй, лучшее, что можно придумать в  память о  Леванове.

Теории и  практики

Третья Самарская литературная биеннале названа "Возвращение Максима" и  посвящена будущему 150-летию Максима Горького. Разговорам о  современной драматургии и  наследии Горького посвятили большую часть второго  дня. Михаил Дурненков сравнивал нашу драму с  карликовой березой (которая не  лучше, не  хуже, а  "другая"): "Российская драматургия передает ощущения человека в  космосе. Человек слаб перед внешними силами и  все, что у  него есть  — это его внутреннее наполнение, душа. Я  много работал с  иностранными режиссерами, и  они не  понимают, почему в  русской литературе человек должен бросать семью, дом и  идти скитаться. По  западному канону, он  должен прийти в  дом, изменить все, примириться с  семьей и  зажить. А  у  нас почему-то все бросил, котомку взял и  пошел. И  мы  внутренне понимаем, что это правильно!"

"Пьянство не  делает горьковских проповедников пародийными, кто вам сказал, что у  Горького вообще было чувство юмора",  — возражала драматург и  преподаватель питерского РГИСИ Наталья Скороход заместителю директора Гослитмузея Эрнесту Орлову. Определив Горького как "нечитаемого классика", из  16 пьес которого по-прежнему актуальна только "На  дне", а  прозу вообще без специального повода мало кто берет в  руки, Скороход сама  же и  объяснила феномен наших отношений с  писателем: "Наследие бывает экспонатное и  ресурсное. Например, Пушкин  — экспонатное, мы  уже решили, что он  "наше все". А  вот Горький  — наследие ресурсное, потому что у  нас еще не  выработалось авторитетного взгляда на  эту фигуру. Мы  его еще не  поместили на  ту  полку, с  которой все  бы согласились".

Юрий Клавдиев, как только приехал, сразу заявил, что Горький  — его любимый писатель. А  критик Кристина Матвиенко просматривает влияние Горького на  структуру диалога у  Клавдиева. "Я, как Горький, пишу людей нового типа"  — соглашается Клавдиев. "Мне кажется, Захар Прилепин  — Горький нашего времени",  — предположил Михаил Дурненков. Поначалу прозвучавшая странно, идея рассмотреть новую драматургию в  контексте классика на  деле оказалась продуктивной.

Театр "с  секретом"

Театральная программа большей частью уместилась в  первый день "Левановки", на  закрытие оставили только спектакль "Я  — пулеметчик" питерского театрального проекта Drum-n-drama  — собственно, едва  ли не  главное событие этого фестиваля, благодаря гранту фонда Потанина и  поддержке горадминистрации.

Текст Клавдиева в  режиссуре Михаила Смирнова был в  живом времени структурирован сетами dj  SHAHASH. Три актера в  легких одеждах под медитативный саундтрек показывали пластические композиции и  читали разложенный на  три голоса текст одной из  самых известных пьес Клавдиева, в  которой, как всегда у  этого автора, романтизация войны уживается с  антимилитаристским пафосом. Медитативная интонация поглотила и  пафос, и  фабулу в  едином "трипе в  сознание", как описывают спектакль сами создатели.

В  Литмузее с  прошлой "Левановки" тоже многое поменялось. Практически каждый месяц уже третий сезон собирает зрителей в  корпусе на  улице Куйбышева "Уместный театр". Сыгранный в  программе биеннале "Шкаф" по  пьесе Леванова уже знаком самарцам с  прошлого года. Спектакль организован так, что часть его происходит в  соседней комнате. Зритель слышит доносящиеся звуки и  видит актеров, когда они появляются в  дверном проеме. Причем комната, в  которой сидит публика, является, по  сути, шкафом  — тем самым, на  котором в  пьесе завязан сюжет. Необычную оптику и  атмосферу спектакля отметили на  обсуждении гости "Левановки".

На  фестивале "Уместный театр" показал и  читку пьесы Леванова "Настройщик". Дуэт Татьяны Каррамовой и  Игоря Катасонова сумел по-новому представить хорошо знакомый опытным зрителям текст: остроумно разложенный на  два голоса, рассказ о  странной любви подростка и  стареющего настройщика зазвучал неожиданно иронично и  легко.

Были в  программе и  уже привычные для "Левановки" премьеры новых пьес Михаила Дурненкова и  Юрия Клавдиева. Причем обе  — "с  секретом", на  первый взгляд, не  характерные для авторов, на  более глубокий  — логично продолжающие их  развитие. Читка "Утопии" Дурненкова была подготовлена силами СГИКа, а  Юрий Клавдиев с  нескрываемым удовольствием от  текста представил "Сказочного короля" в  авторской читке.

Завершилась биеннале уже за  пределами "Левановки"  — закрытым профессиональным разговором "Музейного десанта", на  который съехались представители крупнейших российских литературных музеев.

Ещё новости о событии:

На Самарской литературной биеннале в третий раз прошел фестиваль современной драматургии "Левановка".
10:39 17.11.2017 Волга Ньюс - Самара
В Самаре прошла III Самарская литературная биеннале На Самарской литературной биеннале в третий раз прошел фестиваль современной драматургии «Левановка».
22:13 16.11.2017 Волжская Коммуна - Самара
 
По теме
Спектакль театра-студии "Грань" — "Театр теней Офелии", поставленный по сказке-притче Михаэля Энде, стал номинантом Российской национальной театральной премии и фестиваля театрального искусства для детей "Арлекин"-2018,
30 марта в 18.30 Международный фестиваль оперного искусства «Славянский дом» представляет оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского, в котором примут участие приглашенные артисты из Сербского национального театра в Нови-Саде,
В академическом театре оперы и балета Самары 27 марта показали «Пиковую даму» Алена Кириллова Фестиваль «Славянский дом» проводится при поддержке правительства Самарской области Фото:
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время