В 2016 году в рамках муниципального жилищного контроля администрациями районов Самары было проведено 574 проверки, в том числе 558 внеплановых, по жалобам граждан. Общая сумма наложенных административных штрафов составила более 5,8 млн рублей.
Как отмечают в администрации города, жалобы на услуги ЖКХ, в частности, на работу управляющих компаний, не перестают лидировать среди проблем, с которыми жители обращаются к власти.
На сегодняшний день в Самаре более 160 лицензированных УК. Фактически управление 10212 МКД Самары осуществляют 93 УК, остальные, при наличии лицензии, не управляют ни одним домом.
"Более того, в соответствии с федеральным законодательством лицензионной комиссией ежемесячно выдается 3-4 новые лицензии, то есть при сохранении текущей тенденции к концу 2017 года число УК может превысить 200. В городе есть лицензированные организации, за которыми закреплено минимальное количество домов. При отсутствии техники и людей, очевидно, что такие УК не имеют возможности надлежащим образом выполнять взятые на себя обязательства. В результате жители обращаются с жалобами как в государственную жилищную инспекцию, так и в городскую и районные администрации, — отмечают в администрации Самары. — В связи с этим возникла тема необходимости изменения числа управляющих организаций, осуществляющих обслуживание многоквартирных домов в Самаре".
В городской администрации проанализировали опыт соседних регионов, который показал, что для качественного осуществления работ, связанных с управлением МКД, городу достаточно примерно на треть меньше УК, чем существует сейчас.
К примеру, в Казани, при аналогичной численности населения и структуре жилищного фонда, работают 19 управляющих организаций, в Уфе — 45. Анализ работы УК показывает, что лучше всего зарекомендовали себя на рынке услуг более крупные компании, имеющие достаточное оснащение техникой, оборотные средства, персонал.
В мэрии отмечают, что в настоящее время рассматривается вопрос о разработке критериев для оценки деятельности управляющих организаций, по которым жители микрорайонов могут самостоятельно выявлять нерадивые УК.
Среди критериев могут быть: наличие у УК материально–технической базы, аварийно–диспетчерской службы, оперативность выполнения заявок от населения и т. д. Предполагается, что по результатам проведенной работы обобщенные материалы будут направляться в ГЖИ для принятия оперативных мер в рамках действующего законодательства.
Также эта информация может быть доведена до жителей для принятия ими решения о возможной смене УК. Для повышения правовой грамотности по вопросам взаимодействия с управляющими организациями с этого года во всех внутригородских районах начнут работать своего рода "школы" владельцев жилья.
Кроме того, администрацией Самары подготовлена законодательная инициатива, ограничивающая срок действия лицензии управляющей компании 6 месяцами в случае, если она не начинает работать по своему прямому назначению в течение этого срока.