Разработанная заведующим кафедрой Первовым П.А., используемая в учебном процессе, бизнес-симуляция «ПромЛидер» легла в основу экзамена по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет».
Учебным планом по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом) данная дисциплина включает освоение следующих компетенций:
• ПК-5: способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
• ПК-9: способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;
• ПК-11: способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
Как показал итоговый компетентностно-ориентированный срез, бизнес-симуляция позволила реализовать осваиваемые компетенции в полном объёме.
В рамках промежуточной аттестации обучающиеся были разделены на три группы, которым были делегированы полномочия по управлению условным предприятием реального сектора экономики. В задачи групп входила организация эффективного управления для получения максимально возможной прибыли. Каждый обучающийся являлся руководителем определенного центра ответственности (бухгалтерия, финансовый и экономические отделы и т.п.) и взаимодействовал как внутри группы, так и с внешней средой (банки, рынок сбыта). На руководителе группы так же лежала большая ответственность, но уже за координацию деятельности предприятия и последствия принятых управленческих решений.
На основе анализа бухгалтерской и финансово-экономической информации, обучающиеся принимали управленческие решения, направленные на повышения эффективности работы условного предприятия. В частности, решались задачи по оптимизации уровня приобретения материальных ресурсов, эффективной организации производственных процессов и т.д.
Игра проходила в условиях смоделированной умеренно-ограниченной потребности рынков в продукции, что открывало возможности для принятия широкого спектра управленческих решений. При этом, обучающимся необходимо было учесть возможные риски и последствия для предприятия.
12 игровых месяцев выявили лидеров бизнес-симуляции, которые на конец игры обладали не только большим финансовым результатом, но и самыми большими активами среди команд. Данный результат был возможен только при достижении продвинутого уровня освоения компетенций данной группой обучающихся, что позволило им получить оценку «отлично».
Однако при анализе внешней среды, группа со вторым результатом так же максимально полно освоила компетенции дисциплины, а ее участники так же получили отличные оценки.
Управленческие решения третьей группы в рамках бизнес-симуляции были подвергнуты критическому анализу на основании документов условного предприятия, которое позволило оценить вклад в его работу и освоение компетенций дисциплины каждого участника.
По мнению Первова П.А. данный подход позволяет избежать субъективности оценки знаний, умений и навыков (владений) обучающихся при проверке уровня освоения компетенций в рамках изучаемой дисциплины.
Следует отметить тот факт, что на экзамене присутствовали и преподаватели других дисциплин, которые высоко оценили данный подход к проведению промежуточной аттестации обучающихся.
Таким образом, эксперимент оказался успешным.
Студентка 4 курса гр. Эб32, Солошенко Татьяна
Источник: СамГУПС
24.01.2017 20:01