Иранский режиссер Реза Миркарими уже выигрывал на ММКФ - восемь лет назад здесь побеждала его лента «Проще простого». Новая «Дочь» - тоже довольно простая история о молодой девушке Сетарех, которая осмелилась перечить типичному восточному тирану-отцу и сбежала от него в Тегеран к подруге, собравшейся навсегда покинуть страну авторитарных мужчин и закутанных в платки женщин. Отец нарочно отправился в Тегеран, чтобы дать дочери по морде. Та при всей своей пришибленности не смогла этого перенести и исчезла в неизвестном направлении. Хотя потом снова нашлась - с этого момента фильм взял сентиментальную ноту: все-таки отец, все-таки семья. Исполнитель роли страдающего тирана Фархад Аслани заработал «Серебряного Георгия» за мужскую роль. Симметричный женский приз отошел молодой филиппинке Тересе Мальвар за «Пелену» Ралстона Джовера – в меру трогательное повествование о несчастных бездомных детях.
Датчанка Пук Грастен удостоилась приза за лучшую режиссуру за фильм «37», основанный на реальных событий: в 1964 году в неблагополучном на ту пору нью-йорском районе Квинс была изнасилована и убита девушка, 37 жителей многоквартирного дома видели преступление из своих окон, но никто не только не вмешался, но даже не позвонил в полицию. Фильм оттолкнулся от этой возмутительной истории достаточно далеко - преступление показано мельком, автор сконцентрирован на нюансах не очень интересного существовании трех семей, занятых своей растительной жизнью до такой степени, что им ни до чего больше нет дела. Выведенные в качестве насекомых герои способны только раздражать, даже презирать их за бездействие никак невозможно. Впрочем, и лучший режиссер ММКФ, одержимая стробоскопическим эффектом, относится к этой душераздирающей истории почти с тем же равнодушием – зрительского подключения не возникает.
Кадр из фильма "37".
Единственный российский фильм в конкурсе – «Монах и бес» - остался неотмеченным, хотя тоже сработан ветеранами ММКФ: режиссер Николай Досталь некогда выигрывал фестиваль со своим «Петей по дороге в царствие небесное», а сценарист Юрий Арабов регулярно поставляет к его двору свои сочинения - только в последние годы в конкурсе побывали «Орлеан» и «Орда» Андрея Прошкина и «Чудо» Прошкина Александра. Новый фильм вновь повествует о мучениях и борениях православной души, обуреваемой различными искушениями, но способной на чудеса и героическую смерть. Главный герой, монах (Тимофей Трибунцев) одержим бесом, делающим его проворным, непобедимым и вполне сказочным персонажем, способным выполнить любое невыполнимое поручение игумена. Наблюдать за динамикой душевных метаморфоз раздираемого страстями монаха интересно ровно до той поры, пока гнездившийся в нем демон ни воплощается в виде отдельной человеческой сущности. Внутренний конфликт оказывается намного интереснее внешнего, хотя последний и сопровождается полетами в Иерусалим и прочими невероятными приключениями.
«Монах и бес» стал единственной российской картиной в основном конкурсе ММКФ.
Стас ТЫРКИН кинообозреватель