Тольяттинский Краеведческий музей 16 апреля открывает выставку "Монументальные памятники в моделях художников". Будут представлены модели, имеющие отношение к монументальным произведениям города, сохранившиеся в фондах Краеведческого и Художественного музеев.
Модели - свидетельства реализованных, нереализованных и утраченных объектов города. Модели памятников на выставке представлены в сопровождении фото архитектурных и монументальных достопримечательностей города.
При этом скульптурная форма резко выделяется остротой непосредственного переживания - даже тему войны она передает через призму человечности. Так, например, это происходит в двух моделях тольяттинского скульптора Алексея Кузнецова, выполненных для мемориального комплекса "Прощание" в селе Федоровка.
На выставке показаны еще три модели Алексея Кузнецова на тему войны. Среди них две версии памятника маршалу Жукову: кроме бюста, который ныне расположен в 11 квартале Автозаводского района, есть модель полководца в полный рост, в развевающейся плащ-палатке. Примечательна также модель монументальной композиции, которую выполнил Кузнецов для увековечивания улицы в память о военфельдшере, ставропольчанке Клавдии Вавиловой.
Скульптор Кузнецов в своем творчестве не ограничивает пространство социальной памяти военной тематикой - он свободно чувствует себя и в глубине веков, реализуя в материале, например, модели памятника Татищеву. Кто бы мог подумать, что на месте знакового Всадника на набережной Портпоселка мог бы располагаться кузнецовский Василий Никитич - или на коне, или даже пеший, по-отечески обнимающий двух босых калмыков, с землемером в руках, накануне рождения нового города (естественно, "в чистом поле", "с чистого листа")?! Можно пофантазировать, как бы выглядела тогда набережная.
Кроме моделей Кузнецова, на выставке представлена модель Шандора Зихермана - "Пастух с волынкой". Произведение было создано в рамках симпозиума скульпторов по камню, прошедшем в Тольятти в 1987 году. В рамках Ссмпозиума лучшие скульпторы города, Москвы, Ленинграда создали десять скульптурных композиций. Из них сохранились четыре: "Лето" у "Олимпа", "Сон" у "Сатурна", "Танец" у 1-го комплексного общежития и композиция "На берегу" в "Парке Победы".
На симпозиуме другой тольяттинский скульптор - И.Бурмистенко - создал скульптурную композицию "Русалка". Однако, когда представители приемной комиссии, состоящей, преимущественно, из людей, далеких от искусства, стали задавать унижающие художника вопросы, Бурмистенко расколол свою скульптуру.
Тема "Ангелов" - вот, что его занимало последние годы жизни. Небесные светлые существа, посланники божественного мира, скорбящие о человеке и человечестве, всегда готовые ответить на зов, мольбу, раскаяние, тишину, вдруг возникающую в сердце, когда слова истощены отсутствием смысла.
Бурмистенко стал автором "Скорбящего Ангела" в Городском парке (мемориала, посвященного жертвам политических репрессий, реализованного уже после смерти скульптора). В запасниках музеев данной модели нет, однако, сохранились другие по данной теме. Поэтому заключительным аккордом выставки стали модели двух "ангелов" Бурмистенко, с прозаическими названиями, которые нынче не говорят вслух: "Не лги" и "Плачущий ангел".