Выбор пути
«Пожалуй, самое главное в жизни, - считает Евгений Нестеров, - в начале жизненного пути выбрать дело, которому посвятишь себя. Профессия мореплавателя весьма трудна. Но она и интересна. Я благодарен своей профессии: мне довелось ходить по всем морям и океанам, побывать в десятках стран, встречаться и знакомиться с жизнью людей на всех континентах земного шара. И это было не праздным любопытством туриста, а частью повседневного труда моряка. В детстве в моем ближайшем окружении мореплавателей не было. Получить представление о жизни моряков, о морских путешествиях можно было только из книг...» Родители привили Жене любовь к чтению с ранних лет. В домашней библиотеке было около трехсот томов, а еще комплект журналов «Вокруг света» начиная с 1935 года. Женя охотно читал русскую и советскую классику, произведения Жюля Верна, Джека Лондона, Роберта Стивенсона, Даниеля Дефо, а также книги о Великой Отечественной войне. Романтика морских путешествий захватывала мальчишку. В детстве Евгений мечтал о море, о далеких путешествиях.
По окончании средней школы в 1956 году он поступил во Владивостокское высшее мореходное училище. После окончания училища был распределен в Дальневосточное морское пароходство, а через год был назначен четвертым помощником капитана на теплоход «Владивосток». В январе 1963 года корабль отправился в плавание за границу, в загадочные страны - Индонезию, Сингапур. Через недолгое время Нестеров был назначен вторым помощником капитана на теплоход «Туруханск». Судно перевозило лес из Находки в Японию, цемент - из Владивостока в Пакистан. А по пути заходило в Сингапур. «Рейс был весьма интересным и проходил в очень спокойной обстановке, - вспоминает Нестеров. - Практически мы «обманули» зиму, так как много времени находились в тропической зоне. После выгрузки цемента в Пакистане мы последовали в Австралию с заходом в Сингапур, чтобы взять бункер, запастись продовольствием и техническим оборудованием. Дальше следовали через Торресов пролив и Большой барьерный риф в порт Гледстоун для погрузки пшеницы. Места эти в навигационном плане считаются самыми сложными в мире».
Вокруг света
После возвращения в Находку Нестеров решил поступить в аспирантуру. В 1966 году он вернулся в Дальневосточное морское пароходство и был назначен старшим помощником капитана на теплоход «Иван Бабушкин». Затем работал на крупнотоннажном судне «Сулейман Стальский». «Крупнотоннажные суда в Дальневосточном пароходстве совершали длительные заграничные рейсы - до 3000 миль (это примерно 5000 километров), - вспоминает Евгений Нестеров.- Несколько раз я совершал кругосветные путешествия».
Впечатлениями об этом наполнена книга Евгения Нестерова «Капитанские университеты». Автор книги вспоминает уроки известных морских трагедий, сложнейшие моменты собственных морских приключений, описывает достопримечательности разных городов и стран, обычаи и нравы местного населения. Евгений Нестеров увлекательно рассказал в книге об условиях плавания в различных регионах мирового океана. В главе «В ледовых объятиях Арктики» он описывает первый транзитный рейс с грузом по Северному морскому пути, выполненный им в 1971 году на теплоходе «Витя Ситница» всего лишь за 11 суток. Это своеобразный рекорд. А в 1974 году на теплоходе «Александр Твардовский» капитан Нестеров впервые в мировой практике совершил рейс с грузом контейнеров в трюмах, а также с уникальным грузом на палубе - теплоходом «Комета» и пассажирским катером. Рейс проходил в тяжелейших условиях от портов Черного моря по маршруту: Средиземное море - Атлантический океан - Панамский канал - Тихий океан - порт Владивосток. Об этом походе автор также рассказал в книге.
Не раз Нестерову приходилось на ледоколе и теплоходе проходить по Северному морскому пути. Порою сплошные льды Арктики становились непреодолимой преградой для передвижения мореплавателей. Жертвой их стали многие отважные путешественники. Корабль, ведомый отважным капитаном Евгением Нестеровым, не раз проходил мимо безлюдных мест Чукотского побережья, гористые склоны которого покрыты вечным снегом.
В течение 16 лет Евгений Нестеров работал в Дальневосточном морском пароходстве, на грузовых и пассажирских судах. Семь лет в качестве капитана. Сколько передряг пришлось ему преодолеть — это может представить себе только опытный мореплаватель. «Помогали опыт и знания, - говорит Евгений Григорьевич. - На капитане лежит вся ответственность за жизнь людей, находящихся на борту. Единственный его неверный шаг - и гибель судна и экипажа неотвратима. И только капитан своими действиями может их спасти».
В труднейшие для морского флота 90-е годы в должности генерального директора компании «Транснаутик» Евгений Нестеров занимался организацией морских перевозок на российских судах. В эти годы он самостоятельно разработал проект танкера для перевозки огромного груза - восьми тысяч тонн нефти - на Каспийском море. Кстати, в своей книге Евгений Нестеров анализирует и трагические процессы фактического развала могучего флота страны в 90-е годы прошлого века, свидетелем которого ему пришлось быть.