Общественной палатой Самарской области подготовлены предложения по совершенствованию Федерального закона от 23.06.2016 г. № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации».
«Прошло уже достаточно времени со времени вступления в силу данного Закона, и наступил момент, когда, по нашему мнению, пора посмотреть, как он работает, проанализировать практику его реализации, подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере», – отметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Виктор Полянский.
По мнению членов палаты, реализация Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» «в целом свидетельствует о его позитивных качествах, необходимости для унификации регулирования тех общественных отношений, которые не составляют специфики отдельных субъектов РФ». Вместе с тем, представляется целесообразным усовершенствовать отдельные положения данного закона.
Учитывая, что цели и задачи общественных палат субъектов Российской Федерации в числе прочих реализуются путем их «взаимодействия с… общественными палатами (советами) муниципальных образований, находящимися на территории субъекта Российской Федерации; оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам (советам) муниципальных образований, находящимся на территории субъекта Российской Федерации» (пункты 4 и 5 ст. 2), и в целях создания условий для свободного выбора способов формирования общественных палат субъектов Федерации при соблюдении демократических принципов, закрепленных в законе, предлагается установить в ст. 8 дополнительную возможность формирования третьей части состава Общественной палаты из числа кандидатов, выдвинутых общественными палатами (советами) муниципальных образований – городских округов и муниципальных районов. Это создавало бы организационные предпосылки для реализации задач по обеспечению взаимодействия общественной палаты субъекта Российской Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований. Именно такой вариант формирования третьей части состава Общественной палаты сегодня предусмотрен законом Самарской области.
«В этом случае общественные советы (палаты) муниципальных образований наряду общественными палатами субъектов Федерации становятся элементами некой целостной системы», – подчеркнул Виктор Полянский.
«По смыслу ст. 2 Федерального закона «Цели и задачи Общественной палаты» усматривается существование неких интересов «органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления», что не соответствует реальным отношениям – в данном случае речь должна идти об интересах «субъекта Российской Федерации и муниципальных образований» как публично-властных институтов, – заметил также Виктор Полянский.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона «Органы Общественной палаты» в состав совета Общественной палаты входит руководитель аппарата палаты. «Принимая во внимание, что Общественная палата – общественный институт, формируемый в специальном порядке, и члены общественной палаты являются представителями общественных организаций, органы палаты должны состоять исключительно из числа членов палаты, назначенных в особом порядке. Поскольку аппарат создается в форме государственного учреждения субъекта Российской Федерации, а руководитель аппарата назначается на должность и освобождается от должности высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по представлению совета Общественной палаты (ст. 14 законопроекта), руководитель аппарата не должен входить в состав совета наравне с членами Общественной палаты, – считает Виктор Полянский. –Однако ему может быть предоставлен статус участника заседаний совета (члена совета) с правом совещательного голоса».
Кроме того, члены Общественной палаты Самарской области обратили внимание на существующие проблемы финансирования деятельности региональных общественных палат. Дело в том, что, как показывает практика, в силу особенностей бюджетного процесса при существовании аппарата Общественной палаты субъекта Федерации в качестве структуры государственного учреждения (такой вариант допускается ст. 15 Закона) фактическое финансирование мероприятий палаты задерживается на срок до двух месяцев с начала финансового года. Необходимо установить порядок зачисления средств на счет Общественной палаты либо государственного учреждения, в структуре которого находится аппарат Общественной палаты, обеспечивающий непрерывное получение финансовых средств, предусмотренных в качестве расходного обязательства субъекта Федерации в отношении финансирования Общественной палаты, – уверены общественники.