Экспонат: Музей истории наземного городского электрического транспорта

Фото: sgpress.ru
История развития наземного электрического транспорта (трамвая и троллейбуса) Самары в деталях.


В СТАРЕЙШЕМ ДЕПО

19 марта 1982 года открылся уголок истории трамвайно-троллейбусного управления, который со временем вырос в полноценный городской музей, посвященный истории наземного электрического транспорта. В нем можно узнать, кто спроектировал первый российский трамвай, на чем самарцы передвигались в XIX - XX веках, какие специалисты развивали трамвайно-троллейбусное дело и как это отразилось на городе. Наглядно демонстрируется поэтапное становление электрического общественного транспорта на протяжении двух столетий.


Инициаторами создания музея выступили ветераны труда предприятия. Главным организатором, а впоследствии первым заведующим музеем стал Андрей Петрович Иоргов, участник Великой Отечественной войны, ветеран трамвайно-троллейбусного управления, посвятивший ему 60 лет. Фонд музея собирался всем миром - участвовали ветераны, руководители и рабочие предприятия, историки, журналисты, специалисты музеев и архивов города.


Помимо выставочной экспозиции посетители могут заглянуть в вагоноремонтные мастерские старейшего городского трамвайного депо, расположенного на пересечении улиц Полевой и Мичурина. Именно отсюда в феврале 1915 года выехал первый в Самаре электрический трамвай. Более века это депо продолжает свою общественно значимую работу.


ИСТОРИЯ В ПРЕДМЕТАХ

Сегодня в фонде музея более 5000 экспонатов, среди которых внушительное количество подлинников. Например, рабочие документы и публикации в печатных изданиях. Один из самых ценных - подлинный экземпляр проекта постройки самарского трамвая от 1911 года, предложенный инженером-технологом Павлом Антоновичем Суткевичем и впоследствии удачно им реализованный. А также журнал «Огонек» за март 1915 года со статьей «Первый русский трамвай». В ней с гордостью сообщалось об открытии в Самаре движения электрического трамвая, построенного исключительно своими силами - без использования иностранных запчастей и участия зарубежных специалистов. Здесь же учебники математики начала XX века, по которым учились первые работники самарского депо, а также инструкция для кондукторов 1939 года.


Большая коллекция фотографий. На одной из них можно увидеть даже первую аварию с участием трамвая и автомобиля, произошедшую в 1935 году.

В экспозиции представлены инструменты для обслуживания электрического транспорта. Обустроено рабочее место вагоновожатого - такое, каким оно было в первых трамваях.

- Водитель тогда работал только стоя, открытая кабина без отопления даже в зимнее время. Такие трамваи строили в Коломне и других городах и использовали до 1960-х годов, - рассказала заведующая музеем Алевтина Новикова. - На остановках вагоновожатый следил за посадкой, и когда все пассажиры были в салоне, с помощью специального рычага давал сигнал кондуктору. Тот в свою очередь находился в другой части вагона, и если все было в порядке, то давал ответный сигнал, прозвонив в колокольчик. После чего закрывал двери салона, и трамвай трогался.

Отдельная часть экспозиции посвящена оплате проезда. Здесь можно проследить, как менялись билеты: от самых первых 1915 года до современных. Есть касса с выдачей отрывных билетов по методу самообслуживания, которые были в ходу в 1960 - 1980 годах.


- Когда использовали подобные монетные кассы, за день на предприятии набиралось несколько ведер мелочи. Чтобы решить сложности с сортировкой, наши умельцы сконструировали разделитель. В него насыпали деньги, включали электромотор, и монеты разных диаметров расфасовывались по отдельным мешкам, - рассказала Алевтина Валентиновна.


Уникальная серия экспонатов, представленных в виде макетов, - исторический ряд моделей трамваев, включая те, что на конной тяге, и троллейбусов. Есть макет снегоочистителя для обледенелых рельсов.


Кроме того, в экспозиции выставлены форменные костюмы разных годов для вагоновожатых и жилеты безопасности, которые носили кондукторы. Из раритетных экспонатов - счеты начала XX века, которыми пользовались в бухгалтерии предприятия, телефонный аппарат для селекторной связи, который задействовали с 1947 года, электрическая печатная машинка 1950-х годов.


Из общей мирной экспозиционной картины музея выбиваются военные экспонаты - артиллерийские боеприпасы разного калибра и части реактивных снарядов легендарной «Катюши». Во время Великой Отечественной на первом этаже ремонтных мастерских располагался военный цех, из которого напрямую на грузовых вагонах снаряды везли на железнодорожный вокзал, грузили в эшелоны и отправляли на фронт.

В музее ветеранам предприятия и участникам войны посвящена отдельная комната. Фотографии героев, награды, обмундирование, письма с фронта, личные вещи. К особенно ценным экспонатам можно отнести гармонь работника энергохозяйства Василия Ивановича Теленкова, которая была с ним на фронте всю Великую Отечественную.


ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Многие, конечно, видели уникальный исторический объект, который стоит на открытой площадке предприятия. Это вагон №12 образца 1915 года с прицепной платформой-верандой №112 образца 1926 года. Отреставрированный в 1980-е передвижной ретротрамвай не раз осуществлял парадные заезды и катал горожан во время праздников. Но с 1994-го он прочно обосновался у главных ворот депо. Видно его издалека, но заглянуть внутрь и почувствовать себя вагоновожатым или пассажиром могут только гости музея.


Также на территории установлена памятная стела, посвященная основателю и первому руководителю самарского трамвайного предприятия Суткевичу. А также мемориальный комплекс и часовня, которые посвящены участникам Великой Отечественной войны и заслуженным работникам предприятия.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Трамвай

С 1895 года в Самаре можно было передвигаться на конных трамваях, в народе их называли конкой. Их обслуживала частная бельгийская компания. В начале XX века в крупных городах России стали появляться электрические трамваи. Самара не стала исключением, и в 1909 году городская дума проголосовала за его строительство. Кроме того, решила сделать его муниципальным, чтобы не терять довольно внушительный доход. Самарский электрический трамвай впервые вышел в рейс во время Первой мировой войны - 25 февраля 1915 года (по юлианскому календарю - 12-го). Он двигался по маршруту «Трамвайный парк (ныне депо на улице Мичурина)» - «Алексеевская площадь (ныне площадь Революции)». Тогда трамвай развивал скорость до 22 км в час. Билет стоил 3 копейки. Автором проекта и руководителем строительства всех производственных объектов был инженер Суткевич.


Сначала парк предприятия состоял из шести вагонов, а к концу 1915-го - уже из 60. Ездили они по пяти городским маршрутам, охватывавшим весь город. Расширение сети способствовали появлению в городе электрического уличного освещения. Конка же в итоге не выдержала конкуренции и сошла с дистанции.

Троллейбус

В 1942 году тыловой Куйбышев принял рабочих эвакуированных заводов, и население города увеличилось в разы. Основная часть людей проживала в центральных районах города. Нужно было обеспечить их передвижение к вокзалу и к Безымянке, где размещались заводы. Тогда на помощь трамваю решили пустить троллейбусы. Как раз на привокзальной площади размещалась их стоянка. Больше 100 эвакуированных из Москвы троллейбусов марки ЯТБ-2 Ярославского производства.


Уже 6 ноября 1942 года в городе открывается первая линия троллейбуса по маршруту «Железнодорожный вокзал» - «Площадь Революции». Активное же развитие троллейбуса в Куйбышеве началось в 60-е годы XX столетия.


Адрес музея: ул. Мичурина, 3, городское трамвайное депо.
График работы: понедельник - пятница. Посещение музея только по предварительной записи по тел. 309-95-37.
Стоимость: бесплатно.

ЕЩЕ В ПРОЕКТЕ  « ЭКСПОНАТ » :

Музей гидрометслужбы Приволжском УГМС
Поволжский музей железнодорожной техники
Детская картинная галерея
Секреты бункера Сталина
Музейно-выставочный центр «Самара космическая»
Самарский епархиальный церковно-исторический музей
Дом-музей В.И.Ленина в г. Самаре
М узей «Непокоренные»
Музей истории Куйбышевской железной дороги
Музей археологии Поволжья
Музей модерна
Музей отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ
Музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области
Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького
Зоологический музей им. Д.Н. Флорова
Культурно-выставочный центр «Радуга»
Музей истории города Самары им. М.Д.Челышова
Дом-музей М.В.Фрунзе
-  Самарский музей фотографии  «Фото-История»
Музей боевой славы «Парад 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве»
 
По теме
 
В Тольяттинском краеведческом музее 18 июля прошла встреча с заслуженным путешественником России, фотографом, автором фильмов и врачом-психотерапевтом Артуром Чубаркиным.
19.07.2018
Самарская областная универсальная научная библиотека (малый выставочный зал) приглашает посетить книжно-иллюстративную выставку "От Льва Вилли до Волка Забиваки: история чемпионатов мира по футболу" (0+),
19.07.2018
 
Выходные в Самаре: с 19 по 22 июля - РегионСамара.Ru Впервые в Самаре, нашумевший дуэт Hammali & Navai, авторы хитов «Ноты», «Фары Туманы» и многих других, 20 Июля прокачают вместе с тобой в Клубе «Звезда» Дата:  20 июля Место:  «Звезда» Время:  20:00 Стоимость:
19.07.2018
Самарцев приглашают отметить 125-летие Маяковского - РегионСамара.Ru Организаторы пообещали литературно-музыкальную программу. Сегодня в 17 часов в сквере Маяковского в Советском районе Самары будут отмечать 125-летие со дня рождения Владимира Маяковского.
19.07.2018
 
Ленинским межрайонным следственным отделом города Самары следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего оперуполномоч
19.07.2018 Следственный комитет
«Комсомолка» разыскала людей, без которых ребенок бы погиб Дмитрий КРИВЕНЦОВ - Девочка не кричала и не звала на помощь.
19.07.2018 Комсомольская Правда Самара
Евгения и Виталий недавно поженились, а выжил в аварии десятилетний сын женщины Ольга АФАНАСЬЕВА "Доставали спасатели" Это путешествие на отдых для семьи Михайловых из Тольятти стало роковым.
19.07.2018 Комсомольская Правда Самара
Бывшему главе МЧС Кузбасса продлили срок содержания под стражей до 25 сентября Екатерина РОМАНОВА Екатерина Бормотова В Центральном районном суде города Кемерова 19 июля прошло заседание,
19.07.2018 Комсомольская Правда Самара
Организаторы обещают литературно-музыкальную программу 19 июля в 17.00 в сквере Маяковского в Советском районе Самары готовятся отметить 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского.
19.07.2018 Волжская коммуна
В Тольятти открывается выставка «ХХ ВЕК. Художники Ленинграда». Как сообщила заместитель главы города по социальным вопросам Юлия Баннова ,
17.07.2018 Городские Ведомости
Проекты сразу трех тольяттинских учреждений культуры стали победителями всероссийского конкурса «Новая роль библиотек в образовании» благотворительного Фонда Михаила Прохорова .
13.07.2018 Городские Ведомости
В связи с проведением молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга-2018» в Самаре вводится временное ограничение движения транспорта - Администрация городского округа Самара В целях обеспечения безопасности дорожного движения в связи с проведением молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга-2018» на территории города Самара с 08:00 21 июля 2018 года     до 20:00 6 августа 201
19.07.2018 Администрация городского округа Самара
Перекрытие движения - Городские Ведомости В связи с выполнением ремонта тепловых сетей до 31 августа 2018 году будет временно прекращено движение транспортных средств по ул.
18.07.2018 Городские Ведомости
Талантливый пилот будет выступать на SEAT Leon DSG за LUKOIL Racing. На ближайшем этапе Российской серии кольцевых гонок, который пройдет 21 и 22 июля на автодроме Kazan Ring,
19.07.2018 Спортивное Обозрение
Продолжается чемпионат города Самары по футболу. В возрастной категории ветеранов от 35 лет он носит характер открытого чемпионата, так как в нем принимает участие команда из другого города - «Лада-Тольятти».
19.07.2018 Спортивное Обозрение
В связи с проведением молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга-2018» в Самаре вводится временное ограничение движения транспорта - Администрация городского округа Самара В целях обеспечения безопасности дорожного движения в связи с проведением молодежного форума Приволжского федерального округа «iВолга-2018» на территории города Самара с 08:00 21 июля 2018 года     до 20:00 6 августа 201
19.07.2018 Администрация городского округа Самара