В тематических музеях экспонаты трогать разрешается и даже поощряется
Пройти мимо «Колоска», не заглядевшись, невозможно. На территории детского сада разбиты яркие цветники, а на площадках, кажется, есть все возможное, что могут пожелать малыши – паровозики и аккуратные песочницы, импровизированное цветочное царство, искусно сотворенное из подручных материалов, и уютные крохотные беседки. Однако самое интересное таится внутри, в самом здании. В каждой группе оформлены тематические уголки – мини-музеи. Для самых маленьких, воспитанников яслей, предназначена «Курочка Ряба». Тут и игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы, и макет курятника, чтобы воспитатель мог рассказать, как человек заботится о птице, строя для нее специальные домики, и коллекция разных кормов, и театральные куклы, и книги. В средней группе расположилась «Волшебница вода», представляющая, как главная героиня, каждый раздел, касающийся водоемов, их обитателей, разных состояний воды. То же – в музеях Природы, Песка и камня, Коры. Каждый природный материал можно взять в руки, пощупать, покрутить, понюхать и понять, какова его фактура, вес, цвет. Наконец, в подготовительной группе – самый богатый на экспонаты уголок: «Наша Родина – Россия». В нем собраны самые разные вещи – от старинных прялки и колыбели до советских утюгов и чайников. Быт предков, нашу общую культуру, историю – все это дети познают предметно, детально и в деле.
«Поддержание познавательного интереса в дошкольном возрасте требует использования различных форм и приемов работы, – поясняет заведующая ДОУ №2 «Колосок» села Хворостянка Самарской области Галина Терентьева. – Но среди них должны быть, на наш взгляд, и характерные для музейной педагогики. Так мир открывается детям не через пассивные «видения», а через активное «делание».
Это, в свою очередь, способствует развитию исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Все наши мини-музеи – это интерактивные экспозиции, а значит, с их помощью можно развивать речь, формировать представление об окружающем мире, эмоциональное отношение к природе. Кроме того, занятия позволяют развивать мышление, моторику рук, навыки художественного конструирования. Таким образом, решаются и образовательные, и воспитательные задачи.