В Самаре на набережной и в парках незаконно работали порядка двух сотен нестационарных торговых объектов. Речь идет в основном об объектах общепита, осуществляющих сезонную торговлю летом.
Недавно в ходе проверки прокуратура Самары обнаружила, что ликвидные участки земли в парках и на набережной использовались незаконно - «по-серому». В скандале были замечены муниципальное автономное учреждение «Парки Самары» и муниципальное предприятие «Самарская набережная», которые заключили договоры, якобы «разрешающие» размещение на территории парков и набережной 198 нестационарных торговых объектов.
Землю владельцам торговых объектов не предоставляли, а сами торговые точки устанавливались вразрез со схемой, утвержденной администрацией города. Чтобы фактически сложившиеся правоотношения выглядели легально, с большинством из владельцев нестационарных торговых объектов МАУ «Парки Самары» и МП «Самарская набережная» были заключены договоры возмездного оказания услуг.
«По общему правилу, использование земельного участка или осуществление на нем какой-либо деятельности без правоустанавливающих документов недопустимо, - рассказал исполняющий обязанности прокурора города Игорь Шустов. - Это лишает собственника, которым в данном случае выступает муниципалитет, возможности получать доход от использования земельного участка». По закону «Парки Самары» и «Самарская набережная» должны были определиться с размещением торговых точек, ориентируясь в том числе на запросы предпринимателей, и включить объекты в схему, размежевать участки. Затем каждый из них нужно было провести через торги. На деле же МП просто заключали договор «услуг» с предпринимателями и даже не согласовывали его с собственником земельного участка - департаментом управления имуществом города.
Правда, в Земельном кодексе РФ (ст. 39.33) есть возможность размещения таких объектов в «зеленых зонах» без предоставления земли. Однако в этом случае органом местного самоуправления должна быть утверждена схема размещения нестационарных объектов предоставления населению возмездных услуг. Но такой согласованной схемы в принципе нет.
«Иных нарушений в ходе проверки деятельности объектов общепита и сферы услуг, работающих парков и на набережной города Самары, не выявлено, - поделился Шустов. - Для привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих незаконную деятельность в «зеленой зоне» Самары, в контролирующие органы направлено 80 материалов, в том числе 15 материалов - в Управление Росреестра по Самарской области и 64 - в органы полиции». В целях устранения нарушений главе Самары внесены представления. По результатам рассмотрения представлений руководители «Парков Самары», «Самарской набережной» привлечены к дисциплинарной ответственности.
В декабре 2017 года прокуратура Самары провела межведомственное совещание, на котором обсуждались способы устранения допущенных нарушений и варианты узаконивания возникших правовых отношений. В январе 2018 года орган местного самоуправления должен определиться со способом устранения нарушений, о чем проинформирует прокуратуру города Самары.
На данный момент договоры между МАУ, МП и предпринимателями расторгнуты. «В целях дальнейшего недопущения нарушений норм и требований действующего законодательства РФ, профильные департаменты совместно с «Парками Самары» и «Самарской набережной» организуют работу по узакониванию процедуры размещения торговых объектов на территории парков городского округа Самара и самарской набережной», - рассказали в администрации Самары. В прокуратуре подтвердили, что первоочередной задачей сегодня является отрегулировать эти правовые отношения до начала следующего летнего сезона.
Игорь Шустов,
исполняющий обязанности прокурора города
По общему правилу, использование земельного участка или осуществление на нем какой-либо деятельности без правоустанавливающих документов недопустимо. Это лишает собственника, которым в данном случае выступает муниципалитет, возможности получать доход от использования земельного участка.