Нота доверия директору

Виктор Чирочкин считает, что с детьми нужно говорить на языке искусства В самарской школе № 82 все как по нотам: уроки и перемены, будни и праздники. Даже веселый звонок здесь звучит как-то особенно мелодично. Может, потому, что среди ее воспитанников нередко встречаются композиторы, певцы, музыканты и танцоры. А еще потому, что ко всем школьным делам дирижерской палочкой приложился Виктор Чирочкин, уже более 30 лет стоящий за пультом большого дружного оркестра под названием школа с углубленным изучением экономики и предметов общеэстетического цикла.

«Наполним музыкой сердца…»
В этой с виду обычной средней школе в Промышленном районе Самары возле кабинета директора ученики не дрожат от волнения, ожидая строгого приглашения «на ковер». Проходя мимо двери, они обычно замедляют шаг и прислушиваются. Часто замирают, прекращая свое щебетанье. Оттуда, будто из другого измерения, доносятся волшебные звуки. Изгиб гитары желтой Виктор Петрович обнимает так нежно, что тут действительно можно забыть про все на свете. И кажется, что из-под его струн рождается сама музыка души – искренняя и пронзительная. И не возникает никаких сомнений, что такое исполнение может принадлежать только светлому, доброму и талантливому человеку.
«Прошу вас, располагайтесь», - дружелюбно приглашает нас директор в зрительный зал своей школьной приемной. «Обычно провинившегося я сажаю на диван и никогда не кричу. Узнаю имя моего антигероя и разговариваю с ним на языке искусства, - продолжает маэстро, -  И вы знаете, это, если и не панацея, то удивительное средство. Дети гораздо более восприимчивы к прекрасному, нежели к громким голосовым раскатам. Я могу петь песни или читать стихи, например, сочинил шуточную нотацию для прогульщиков». Тут становится сразу понятно, что дети от своего директора без ума. Многие считают за честь поздороваться с ним за руку.
Артистическим жестом Виктор Петрович начинает разговор о школе, в которую пришел еще в 1978 году. Пришел вдохновенным и полным идей учителем музыки и истории (!). Творчество било из него ключом, как «нефть из Бакинских недр». Благо почва оказалась плодородной. Правда, свои урожаи из выпускников, в которых он сплошь и рядом открывал таланты, Виктор Петрович начал собирать еще задолго до своего директорства.
Вспоминая то лихое время юношеского задора и астрономических чаяний, он берет гитару. Самозабвенно поет «Вороные кони ищут седоков». А после последнего аккорда признается, что легко запоминает и играет от всего сердца только песни со смыслом. Бардовская пастораль, романтика «шестидесятников», задумчивый шансон… Дети в восторге, когда их «дирижер» залихватски выделывает радуги на баяне, пассажи на аккордеоне и музыкальные вирши на фортепиано. Его сольные номера на школьных концертах всегда ждут с нетерпением и вознаграждают овациями. А разве может быть иначе, когда за плечами такой гастрольный опыт: без малого полвека он, как музыкант, участвует во многих школьных праздниках.
Виктор Чирочкин, конечно, споет своим баритоном и для ветеранов войны, и для гостей из общественной организации инвалидов, и для белорусов. Вот уже три года в стенах школы проводится белорусский детский фестиваль искусств «Беларусь – моя песня», где директор с нескрываемым удовольствием наслаждается культурой братского народа и тем, что его мальчишки и девчонки понимают всю нелепость националистических идиом. Кстати, в этих гостеприимных стенах вот уже несколько лет проводится фестиваль национальных культур «Венок дружбы». Особенно трогает директора, к примеру, как паренек-калмык с белорусским шарфиком на шее, счастливо улыбаясь, поет народную славянскую песенку. И Виктор Петрович поет для всех-всех своих «оркестрантов», коих не одно поколение. К счастью, все его слушатели - единомышленники и «коллеги по цеху», поскольку именно он основал в школе бардовское движение, пригласил профессиональных музыкантов-педагогов, создал несколько ансамблей. «Не одному же мне отдуваться на праздничных вечерах», - шутит директор. Ребята располагают всем музыкальным антуражем – инструментами, аппаратурой, концертной программой и даже собственной звукозаписывающей студией.

Дом с мезонином
- Человек-оркестр, человек-праздник, - так про вас говорят ваши коллеги.
- А я в свою очередь горжусь, что создал такой творческий коллектив. Наши педагоги поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. У них на уроках все дети – артисты».
Добавим, что многие учителя школы – ученики Виктора Петровича и дети его учеников. А за партами сидят уже внуки его первых выпускников.
Верный своей всегдашней традиции, Виктор Чирочкин вновь берется за гитару, уже вторую, возникшую, будто по мановению волшебной, вернее, дирижерской палочки.
«Что-то в жизни не так,
Если радостно вдруг,
Улыбается враг и печалится друг.
Если мчат поезда и летит самолет,
Отправляйтесь туда, где вас кто-нибудь ждет», - проникновенно поет он песню Буйнова.
- А куда бы вы сами отправились?
- Отвечу своими рифмами. И ответ не заставил ждать себя долго.
Верх или вниз по матушке-Волге,
Ведь Волга как само искусство,
Река души и половодье чувства.
Я счастлив, что живу в своем любимом городе, хотя родился далеко от Поволжья - на Украине в Киевской области. В Куйбышев родители переехали в 1946 году и поселились в деревянном доме на улице Полевой. В девятиметровой комнате мы жили впятером – папа, мама, сестренка, я и коза. Позднее нам дали квартиру в «финском домике». В первый класс я пошел в 22 школу, напоминавшую тогда чеховский Дом с мезонином. Мы, школьники, пилили дрова, чтобы ее отапливать. Рядом располагалось озеро, из которого  весной мы веревками тащили льдины. Восторгу не было предела!
А как же музыка? Музыка заиграла в голове Виктора Чирочкина с раннего детства, главным образом на семейных концертах. Отец-фронтовик играл на трофейном аккордеоне Hohner, мама подыгрывала ему на балалайке. Сначала мальчик учился игре на аккордеоне дома, затем отправился в вечернюю музыкальную школу, где начал осваивать баян. Параллельно изучал хоровые партитуры. Так и научился играть на фортепиано. После школы решил поступать на химико-технологический факультет политеха, но, к счастью, вовремя узнал об открытии в пединституте музыкально-педагогического факультета. Чирочкин был в числе первых его выпускников 1964 года. Занятия туризмом и боксом очень увлекали его, однако с баяном в свои студенческие годы он почти не расставался. 
«Наш педагог Владимир Ощепков, знаковая для меня и многих поколений самарских музыкантов фигура, заставил полюбить хор. Помню, тогда мы пели оратории Свиридова на стихи Владимира Маяковского. Благодаря этой оратории я расслышал ритмический язык произведений поэта, научился их читать. Потом сам начал заниматься сочинительством», - вспоминает Виктор Петрович. В то время он был настоящим стилягой: играл в ВИА и джазовых ансамблях на контрабасе. Позднее его друзья-сокурсники поехали работать в вологодскую филармонию, а он остался в Самаре с женой Татьяной и дочками-двойняшками. 
История под музыку
После института учитель музыки Чирочкин обосновался в 22-й школе, и поступил заочно на истфак. Позже этот причудливый симбиоз наук он мастерски стал использовать на своих уроках. Например, дети заворожено слушали рассказы о войне под «Седьмую симфонию» Шостаковича. Музыка насыщала фантазию ребят яркими красками и делала пережитое незабываемым. Конечно, вместе с эмоциями откладывались и знания. Но неутомимый музыкант-историк на этом не успокоился. Мало-мальски разбираясь в электричестве, он буквально напичкал свой кабинет самодельными электроприборами. Так под каждую клавишу пианино Виктор Петрович предусмотрительно завел датчики. Когда нажимал на клавишу, на табло высвечивалась нота. На уроках истории его эффектные трюки с электричеством придавали историческим событиям особый колорит и звучание.  
«С 1965 по1968 год у меня был без преувеличения лучший кабинет музыки в городе», - говорит наш герой. - Я собрал цветомузыкальную установку. Когда звучала «Седьмая симфония» Шостаковича, тема нашествия фашистов (одновременно я использовал фильмоскоп и на экране сменялись картинки), они освещались разным цветом. Дети воспринимали происходящее затаив дыхание, даже не слышали звонок с урока. Когда мы слушали инвенции и фуги Баха, то я зажигал свечи и собственноручно напарафиненные нитки. Я сам плавил воск и скручивал его в разные фигуры. Ведь когда композитор писал музыку, электричества еще не было».
Помимо педагогических экспериментов, Виктор Петрович руководил здесь детским оркестром и ансамблем «Три Оли». Кроме этого, со своими учениками он участвовал в освоении новой для того времени программы обучения музыке Кабалевского.  

Педагог-конструктор
Вскоре неординарного новатора заметили и предложили учителю музыки, впервые в городской практике, возглавить школу. «Помню на приеме в городском отделе образования его тогдашний руководитель Антонина Зубова спросила меня, справлюсь ли я. Мол, крыша потечет, что тогда буду делать? Я ответил, что залью гудроном, как на даче. В общем, в истории 82-й школы я стал пятым директором», - вспоминает Виктор Чирочкин. В этих стенах его инженерный талант раскрылся на всю катушку. Молодой директор начал сооружать в школе целые конструкции: если потянуть дверь шкафа, выплывет киноаппарат, а плотные черные шторы на окнах автоматически закроются. Вот и кинозал готов.   
Со временем Чирочкин переоборудовал почти все школьные помещения. Позже он только множил изобретения. Директор хлопотал по устройству музыкального кабинета. Восстановил старые театральные прожекторы, с помощью которых создавал под музыку различные световые эффекты. В нужную минуту в кабинете мог пойти дождь или снег, накатить шум морской волны и т.п. Следы его технических инноваций живы по сей день: в некоторых кабинетах сохранились раздвижные доски и планшеты.
Почти с начала своего директорства Виктор Петрович сделал акцент на занятия разными видами искусства и спорта. Он был убежден, что эти две ипостаси способны преобразовать человека. «Что, как не спорт и искусство, может сплотить людей в едином порыве? К примеру, пение в хоре и командная игра в футбол соединяют воедино сотни человек», - уверен он.
Исходя из этих умозаключений, он открыл в школе спортивные секции и создал творческие коллективы: ансамбль домристов, хореографические группы «Вдохновение» и «Задоринки», хор «Легенда», вокальный коллектив «Каданс».
Как творческий человек, Чирочкин необъятен, поэтому и стремится это необъятное объять. В школе находится Самарский центр общественной организации «Достижения молодых», где школьников обучают основам экономики и предпринимательства. Птенцы «гнезда» Чирочкина имеют грамоты Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, сертификаты корпорации США «Партнеры с Россией». На смотрах школьных компаний они встречаются с американским послом и академиком РАН Евгением Велиховым.
Директор гордится своими экономистами, также как и всеми талантами, выпестованными в стенах 82-й школы. В этом году его альма-матер отметит 45-летие, а значит, директор, как дирижер, с новыми силами встанет за свой пульт и тогда все вокруг него зазвучит, заиграет яркими красками и закрутится в едином порыве.

 
 
По теме
Прокуратурой Железнодорожного района г. Самары поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении лица, обвиняемого в незаконном использовании документов для образования (создания) юридического лица (ч.
Прокуратурой города Отрадного утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении ранее не судимого жителя г. Кинеля, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
Справились с задачей - Газета Степь 22 марта 2024 года в Пестравском районном Доме культуры работники пожарно-спасательной части № 125 ГКУ СО «Центр по делам гражданской обороны,
Газета Степь
Пожарные Тольятти бьют тревогу! - Городские Ведомости Неосторожное обращение с огнем, неисправность электрической проводки и человеческая халатность – основные причины пожаров, которые произошли в Тольятти с начала года.
Городские Ведомости
Красноармейская ЦРБ получила новые автомобили - Газета Знамя труда Двадцатого марта в Самаре новые автомобили получили медицинские учреждения: Тольятти, Жигулёвска, Богатовского, Большеглушицкого, Борского, Исаклинского, Красноармейского, Кинельского, Красноярского, Кинель-Черкасского, Клявлинского,
Газета Знамя труда
Системная работа продолжается - Самарская Губернская Дума 28 марта в Самарской Губернской Думе прошло заседание «круглого стола» комитета по здравоохранению,
Самарская Губернская Дума
ТЕСТ НА ВИЧ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ? - Самарский СПИД-центр Несколько десятков лет назад между вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и смертью стоял знак равенства, а люди с положительным ВИЧ-статусом занимали не самое приятное положение в обществе.
Самарский СПИД-центр
ПРАЗДНИК ТЕАТРА - Газета Чапаевский рабочий В преддверии Всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта, в средней общеобразовательной школе № 13 состоялся фестиваль, проведение которого стало уже доброй традицией.
Газета Чапаевский рабочий
ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ - Газета Чапаевский рабочий Проект «Домашний микрореабилитационный центр «Территория добра» стартовал в Чапаевске в июле и объединил семьи Юго-Западного округа, воспитывающие детей-инвалидов.
Газета Чапаевский рабочий