Теперь вариации на темы фигуры и пешки:
2.Кони не просто прыгали
Наиболее известна композиция, где конь «пленит» неприятельского короля:
№11 А.Троицкий, 1898г.
Выигрыш (другое задание – мат в 7 ходов)
1.Кр f 3! Важный выигрыш темпа. После 1.Крf2 Крh1 белые не смогут передать очередь хода противнику, один конь не в состоянии справиться с этой задачей. 1…Кр h 1 2.Кр f 2 Кр h 2 3.Кс3 Кр h 1 4.Ке4 Кр h 2 5.К d 2 Кр h 1 6.К f 1 h 2 7.К g 3х
Также резво они скачут в погоне за проходными пешками противника:
№12 И.Гирсинг, И.Меллер, 1895г.
Ничья
1. Кс 8 Кре 5 2. К b6 Кр d4 3. Кс 8 f3 4. К d6 Кре 3 4….f2 3.Кf5 и 4.Кg3 5. Кс 4! 5.Кf5? Крf4 5….Кре2 6.К d 6 f 2 7.Ке4 f 1Ф 8.К g 3 =
№13 Н.Григорьев, 1932г.
Ничья
Белые должны суметь задержать пешку либо с g4, либо с f1. Но на f1 пока попасть нельзя, поэтому сначала конь направляется к полю g4. 1.К b 4! Но не 1.Кс3? h5 2.Кd5 Крf3 3.Кс7 h4 4.Ке6 Крg4, и пешку не задержать. 1… h 5 2.Кс6! Кре4 В борьбе с конём королю выгодно занимать диагональную оппозицию. Если 2….h4, то 3.Ке5 h3 4.Кg4 и т.д. 3.Ка5!! Белые находят узловое поле, с которого конь может попасть или на g4, или на f1. Король чёрных бессилен ему помешать. 3…. h 4 4.Кс4! h 3 5.К d 2 и 6.К f 1 с ничьей.
№14 Н.Григорьев, 1938г.
(окончание этюда)
Ничья
Чёрные грозят ходом 1….Крс5 оттеснить белого коня, а затем двинуть вперёд пешку. Задача белых заключается в том, чтобы, маневрируя конём, иметь возможность при положении чёрной пешки на b2 попасть конём на а3, с3 или на d2.
1.Кс7 Крс4 2.Ке8! Конь занял узловое поле; в зависимости от позиции чёрного короля он выберет путь к полю b1; его маршрут меняется от с7-b5-а3 до f6-е4-d2; причём чёрные не могут этому помешать. 2….Крс5 Если 2….b3, то 3.Кd6 Крb4 4.Ке4 и 5.Кd2 или 3….Крd3 4.Кb5 и 5.Ка3. 3.К f 6 Кр d 4 3….b3 4.Ке4 и 5.Кd2. 4.Ке8! Кре5 5.Кс7! Кр d 6 6.Ке8! Опять спасительный шах; проигрывало 6.Кb5 Крс5 7.Кс7 b3 8.Ке6 Крс4 и т.д. 6….Крс5 7.К f 6 Кр d 4 8.Ке8 b 3 9.К d 6 Крс3 10.Ке4! Но не 10.Кb5 Крb4! 10….Крс2 11.К d 6! b 2 12.Кс4! b 1Ф 13.Ка3 =
3.Танцы слона с королём
№15 О.Фринк, 1923г.
Выигрыш
1.С d 7! Кре3! 1….Крf3 2.Крd4 Крf4 3.h4 ± 2. h 4 Кре4 3. h 5 Кре5 4. h 6 Кр f 6 5.Се8!
№16 С.Осинцев, 1989-93г.
Ничья
1.Кре6 Кр d 3 1….Крd4 2.Крf5 Кре3 3.Крg6 или 1….Се3 2.Крf5 h5 3.Кре4 = 2.Кр f 5 Кр d 2 3.Кр f 4 Кре1 4.Кр f 3! 4.Крg4? Кре2! 5.Крg3 Крf1! – цугцванг в пользу чёрных - 6.Крh3 Крf2 7.Крh5 Се3 и т.д. 4….Кр f 1 5.Кр g 3! Очередь хода за чёрными! 5….Се3 6.Кр h 2 или 5….h5 6.Крh4 =
4. «Нашла коса на камень»
С переменным успехом ведётся противостояние пешки против ладьи. Как в самом знаменитом:
№17 Ж.Барбье, Ф.Сааведра, 1895г.
Выигрыш
1.с7 Л d 6 2.Кр b 5 2.Крс5 Лd1 = 2….Л d 5 3.Кр b 4 Л d 4 4.Кр b 3 Л d 3 5.Крс2 Л d 4! На 6.с8Ф следует жертва ладьи 6….Лс4! 7.Фс4, и на доске пат. 6.с8Л!! Ла4 7.Кр b 3 ±
Интересна история возникновения этого этюда. В партии Фентон – Поттер, сыгранной в Англии в 1875 году, возникла позиция, похожая на нашу: белый король стоял на с6, пешка на b6; чёрный король стоял на h3 и ладья на а5. Здесь белые согласились на ничью, не заметив, что после 1.b7 Ла6 2.Крс5 их король спускается вниз и пешка превращается в ферзя. Вскоре И.Цукерторт (соперник В.Стейница в первом матче на первенство мира) опубликовал позицию из этой партии, указав путь к выигрышу белых. Спустя 20 лет профессор французского языка Ж.Барбье обнаружил в сходной позиции – той, что на диаграмме, неожиданную патовую идею. Он опубликовал эту позицию, но с несколько иным заданием: белые начинают, и …чёрные делают ничью. Газета, в которой был напечатан этюд с посвящением Поттеру, попала на глаза аббату Сааведре.
Решая позицию Барбье, этот доселе никому не известный шахматист, придумал фантастический для того времени мотив: а почему бы не превратить пешку в ладью, избегая пата – 6.с8Л!! Посетив шахматный клуб Глазго, Сааведра ознакомил его членов со своим открытием, благодаря которому вскоре прославился на весь шахматный мир.
№18 А.Мандлер, 1959г.
Ничья
1.Кр b 5!! Фантастическое решение. Оказывается на 1.Крb6 следует 1….Крd3 2.а5 Крс4 3.а6 Лh6 4.Крb7 Крb5 5.а7 Лh7 6.Крb8 Крb6 7.а8К Крс6, и конь теряется. Проигрывает и 1.Крb4 Крd3 2.а5 Крd4 3.Крb5 Крd5 4.Крb6 Крd6 5.а6 Лb8 1….Кр d 3 Ничего не даёт 1….Лh5 2.Крb4! Крd3 3.а5 Крd4 4.а6 = 2 .а5 Л h 5 3.Кр b 4! 3.Крb6? Крс4 3….Кр d 4 4.а6 Л h 1 5.Кр b 5 Л b 1 6.Крс6! =
№19 Р.Рети, 1922г.
Выигрыш
1.Л d 2!! Успех придёт к тому, кто овладеет вертикальной оппозицией. После ошибочного 1.Лd1 чёрные отвечали 1….d4 и захватывали оппозицию: 2.Крd7 Крd5! 3.Крс7 Крс5! с ничьей. Но возможен был и ход 1.Лd3 Кре4 2.Лd1 и т.д. 1…. d 4 2.Л d 1! Кр d 5 2….Кре4 3.Крd6-с5-c4 и т.д. 3.Кр d 7! Чёрные в цугцванге и вынуждены пропустить короля к пешке. 3….Крс4 Если 3….Кре4, то 4.Крс6 4.Кре6 Крс3 5.Кре5 ±
№20 Р.Рети, 1922г.
Выигрыш
1.Кре6 е4 2.Л g 5! При 2.Кре5 Крf3 3.Лg8 (3.Лh2 е3 4.Лh3 Крf2 5.Кре4 е2 6.Лh2 Крf1 7.Крf3 е1К =) 3….е3 получается ничья. После нападения на ладью на втором ходу у неё нет активного хода.
Так как пятая линия ещё не занята белым королём, ладья идёт туда и сохраняет свободу манёвра по вертикалям d,е,f с возможностью нападения на короля или пешку. 2….Кр f 3 3.Л f 5! Выигрыш темпа с помощью шаха, заставляющего чёрного короля ухудшить свою позицию. Если он идёт «под пешку», то это само по себе проигрывает темп. Если он идёт на g2, то ладья с темпом занимает нужное поле е5. 3….Кр g 2 Если 3….Кре2, то 4.Кре5 е3 5.Кре4 ± 4.Ле5 Кр f 3 5.Кр d 5 е3 6.Кр d 4 е2 7.Кр d 3 ± Остаётся добавить, что на 2….Крd3 было симметричное 3.Лd5! Крс2 4.Ле5 Крd3 5.Крf5 е3 6.Крf4 е2 7.Крf3 ±
И, наконец, противостояние пешки и ферзя. Это мог быть этюд Э.Погосянца, 1982г.
Ничья
Решение: 1.с6 Фh8 (1….Фd6 2.с7 Фс7 – пат) 2.Крb7 Фb2 3.Крс8! Крf3 4.с7 Кре4 5.Крd7 Фb5 6.Крd8 Фb6 7.Крd7 Фа7! 8.Крс6! (8.Крd8? Крd5 9.с8Ф Крd6) =
К сожалению, вся эта хрупкая конструкция рассыпается после скромного 1….Фh3! Убедитесь сами.