В ОЭЗ «Тольятти» стартовало первое производство

Выпуск товарной продукции начал завод «Нобель Автомотив Русиа». На этот год запланирован старт производства еще одного резидента особой экономической зоны - компании «Эдша Тольятти»

Историческая веха
Наблюдательный совет ОЭЗ «Тольятти» возглавляет врио губернатора Самарской области Николай Меркушкин, он пристально следит за динамикой освоения площадки резидентами и знает все детали, касающиеся строительства.
«С момента подписания постановления правительства РФ о создании ОЭЗ в Самарской области прошло четыре года, – напомнил глава региона в день запуска завода «Нобель». - За это время спроектированы и построены десятки километров инженерной инфраструктуры на площади более 180 гектаров, заложен надежный фундамент для развития компаний-резидентов. Запуск первого производства - историческая веха в развитии проекта ОЭЗ «Тольятти». И уже в этом году начнет работу еще один завод на территории особой экономической зоны – ООО «Эдша Тольятти». Большая же часть из 17 резидентов площадки планируют запуск своих производств в 2015 году».
По словам генерального директора ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» Алексея Пахоменко, кроме «Нобеля» и «Эдши», строительство ведут еще 7 компаний, и еще 5 выйдут на стройку до конца года. «Параллельно строится инфраструктура, – отметил Пахоменко. – Подводка внешних инженерных сетей для ОЭЗ выполнена - электричество, газ, вода, канализация. Сегодня площадка обеспечена энергоресурсами, которые позволят разместить здесь любое производство. На внутренней территории идет устройство дорог, укладка труб, проводятся гидравлические испытания. Наша задача – обеспечить до конца года площадку всеми необходимыми энергоресурсами. В первую очередь мы развиваем те участки, которые необходимы для запуска производств».

Завод-первопроходец
Завод компании «Нобель Автомотив Русиа» запущен в тестовом режиме. Официальный запуск предприятия запланирован на первую декаду сентября, но по сути производство первой товарной продукции уже началось, что стало настоящим праздником для людей, которые работали над этим проектом. Все-таки запустить «в чистом поле» производство за 12 месяцев — это была непростая задача. По словам гендиректора компании Душана Дуды, между тестовым и официальным запуском производства будут закончены внешние контрольные процедуры. После выхода производства на проектную мощность на предприятии будут трудиться около 400 человек. Сумма инвестиций в строительство завода на настоящий момент составляет около 10 млн евро.
«Мы уже 3 года поставляем продукцию на все новые проекты АВТОВАЗа — Nissan, Renault Logan, Lada Largus, – отметил Дуда. - Мы выпускаем топливные трубки, каркасы сидений и гибкие кабели - в месяц 120 тыс. изделий. На сегодняшний день у нас 90 сотрудников. До конца года мы планируем запустить еще два проекта и увеличить количество сотрудников до 150-200».
Глава компании отмечает, что в ОЭЗ очень много возможностей для развития бизнеса, при этом экономические санкции лишь на руку тем, кто успел войти на российский рынок. «Плюс для нас в том, что наши конкуренты все еще думают, начать ли свою деятельность в России, - подчеркнул Дуда. - Пока они взвешивают все «за» и «против», мы используем этот плюс, стараясь получить максимальное количество новых заказов. Все мировые автопроизводители уже здесь - они хотят развивать свой бизнес и ищут локальных поставщиков, ведь это возможности для нашего развития. И здесь пока еще нет такой огромной конкуренции, как в Европе. Мы понимаем эту выгоду».

Немецкое ноу-хау
Как и турецкий «Нобель», немецкая компания «Эдша» специализируется на производстве автокомпонентов и также планирует запуск производства в этом году. Филиалы компании расположены в 14 странах мира, в России фирма строит свой первый завод, он будет производить все виды петель, которые используются в автомобиле, - петли боковых дверей, капота, багажника, а также ограничители открывания дверей. Сегодня компания поставляет их практически всем автопроизводителям России. В будущем планируется развивать полную европейскую линейку продукции – рычаги ручного тормоза, электрические устройства открывания багажника. На начальном этапе запуска на заводе будет работать 30 сотрудников, в дальнейшем предприятие планирует обеспечить работой 250 человек.
Генеральный директор ООО «Эдша Тольятти» Александр Перевощиков отметил, что АВТОВАЗ уже ждет от них детали для ряда моделей. «С Бу Андерссоном наше руководство знакомо еще с Европы, - отметил Перевощиков. - Мы с ним пересекались в производстве на ГАЗе, для которого компания поставляет комплектующие. У меня о нем только положительные впечатления. Да, конечно, он сегодня принимает непопулярные меры, но они нужны заводу».
Все материалы – сырье и готовые компоненты – «Эдша» получает из-за границы. А теперь фирма локализует производство в России. Конечная цель – перевести производство на российские материалы. «Нашими поставщиками могут стать самарские и тольяттинские предприятия, – отмечает автокомпонентщик. – Мы проводим рабочие аудиты на предприятиях региона. В наших планах – решить этот вопрос в течение одного года. В сентябре прошлого года произошла закладка первого камня, и сегодня здесь стоит цех. Подрядная организация – фирма «СтройинтеХ» – приятно удивила: по качеству и по срокам показала себя как европейская компания».
Гендиректор «СтройинтеХа» Станислав Мисливец отметил, что строительство завода находится на финишном этапе. «Физическая готовность есть, ведется пусконаладка инженерных сетей, – рассказал он. - Все коммуникации внутри завода готовы, мощности заложены под отопление, электричество, воду. Ввод в эксплуатацию произойдет, как только ОЭЗ подаст энергоресурсы. Можно будет размещать оборудование, подключать его и начинать работу».
На первом этапе производст-венные площади составляют 5 тыс. кв. метров. Второй и третий этапы строительства - это еще 5 тыс. кв. метров. Постепенно фирма выстроит весь заводской комплекс – сборочное производство, штамповочное и логистический центр.
«Мы привезем в этот цех наше оборудование с чешского завода, оно сейчас работает, и с него идут поставки в Россию, – отметил Перевощиков. – Сборочные линии, мехобработка, гибочные и сварочные станки – наше оборудование не такое сложное, другое дело, как его используешь - это и есть наше ноу-хау. Мы будем наращивать производство, наша цель - повторить объемы производства чешского завода, где выпускается продукция в количестве более 100 тыс. штук в день».

Большая стройка
Генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» провел для «ВК» экскурсию, позволяющую оценить и масштаб ведущегося строительства, и то, как развивается площадка. В центре первой очереди к концу года начнется строительство таможенной зоны. Сейчас здесь высится рукотворный холм - место хранения грунта, снятого со всех дорог. С высоты видно всю территорию. Неподалеку работает экскаватор – это начала строительство немецкая компания «Манн+Хуммель Тольятти». Рядом будет строиться административно-бытовой корпус с эксплуатационными службами - сердце ОЭЗ. За зданием «Эдша Тольятти» находятся очистные сооружения. Поодаль «Газпром газораспределение Самара» закончило строительство внешнего газопровода. Рядом – пока еще поле со скошенной травой, но уже до октября здесь начнется очередное строительство.


Пахоменко поясняет, что вон те два крана вдали — это вышли на стройку японские компании «Ацумитек Тойота Цусе Рус» и «Хай-Лекс Рус». А еще якорный резидент «Джей Ви Системз», дочка «Джи Эм – АВТОВАЗа», строит кузовное производство включая складской комплекс, который также планируется запустить в эксплуатацию до конца этого года. «Мы расчитываем начать в этом году строительство таможенной зоны – отметил Пахоменко. – Это будет площадка приема транспорта, накопитель, стояночная зона, досмотровые площадки, офисы таможенной службы. Собственно, это будет большой контрольно-пропускной пункт».
Напротив «Нобеля» вбивает сваи в основание будущего завода «Тольяттинская бумажная фабрика». Работы ведутся быстро – здесь хорошие грунты. Осенью следующего года предприятие запустит производство бумаги и картона из макулатуры. Пока в Самарской области нет такого предприятия - вся макулатура уходит на переработку за пределы региона. А в перспективе «ТБФ» планирует освоить и утилизацию пластмассы, дерева и металла. Кстати, расположенный по соседству «Нобель» уже готов сдавать бумагу и другие отходы материалов - вот он, реальный пример кооперации резидентов.

Первыми стартуют заводы автокомпонентов

ООО «Нобель Автомотив Русиа» - дочернее предприятие крупной турецкой корпорации Orhan Holding A.S., которое специализируется на производстве автокомпонентов. Холдинг существует с 1973 года и имеет заводы в 13 странах мира – США, Мексике, Китае, Индии, странах Европы. Компания «Нобель» осуществила перенос в ОЭЗ действующего c 2011 года производства, которое располагалось на арендуемых площадях в Тольятти. Проект компании в ОЭЗ предусматривает создание диверсифицированного производства широкой номенклатуры изделий: топливопроводов, стеклоомывателей, гибких тросов, каркасов сидений, пружин для узлов двигателя.
Учредителем ООО «Эдша Тольятти» является Edscha Holding Gmbh (Германия). Компания была основана в 1870 году как семейный бизнес. Создал его Эдуард Шарвехтер – отсюда и название – «Эдша». Сегодня компания имеет филиалы в 14 странах мира. Российская площадка «Эдшы» предполагает строительство современного высокотехнологичного завода на территории ОЭЗ «Тольятти» по производству автокомпонентов (петли дверей, капота, багажника, ограничители открывания дверей, рычаги ручного тормоза).  С 2010 года «Эдша» принадлежит холдингу «Гестамп», который в свою очередь поставляет на АВТОВАЗ жестяные изделия – крылья, капоты. Предприятие работает на арендованных площадях в Тольятти и ведет переговоры с ОЭЗ.

Душан Дуда, генеральный директор ООО «Нобель Автомотив Русиа»:
- Для нас очень ценно, что мы стали первым запустившимся в ОЭЗ «Тольятти» промышленным предприятием. Несмотря на то, что это первый опыт строительства производства на территории площадки, я считаю его успешным: всего за год мы смогли возвести завод со всеми необходимыми коммуникациями, смонтировать оборудование. За это мы признательны подрядчикам и сотрудникам ОЭЗ, благодаря нашим совместным усилиям получилось все это воплотить в жизнь. И уже в ближайшее время заказчики в Тольятти, Москве и других городах получат первую продукцию производства «Нобеля». Мы стараемся быть качественным, хорошим поставщиком для автопрома. Это только первый этап строительства завода – 8 тыс. кв. метров. Два следующих этапа - это еще 20 тыс. кв. метров производственных площадей.

Александр Перевощиков, генеральный директор ООО «Эдша Тольятти»:
- После изучения рынка мы поняли, что строительство завода со всеми коммуникациями будет экономически невыгодным, и стали искать возможность строительства в другом месте, поближе к своим европейским партнерам, но АВТОВАЗ нас вовремя познакомил с особой экономической зоной. Мы строим завод, ОЭЗ «Тольятти» дает нам подключение ко всем энергоресурсам: это электричество, газ, вода, канализация. Специалисты ОЭЗ никогда не оставляют без внимания наши вопросы и пожелания. Реакция происходит сразу. Общаться с ними одно удовольствие. Я по происхождению русский, живу в Чехии. Начав развивать сотрудничество с Россией, я понял, что страна действительно поднимается экономически. И еще я нашел здесь то, чего нет в Европе, - это настоящая дружба и простые человеческие взаимоотношения.

«Два года назад в осуществление этого было сложно поверить»

О роли главы региона в развитии ОЭЗ, влиянии санкций на решения инвесторов и перспективах резидентов

Алексей Пахоменко, генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти»:

- Год назад здесь было чистое поле, сегодня одна производственная площадка уже работает, другая готова под установку оборудования и запуск производ-ства – результат впечатляющий.
- Такие вещи возможны только в случае, когда все участ-ники процесса работают в команде, проблемы решаются сообща, и все нацелены на решение задачи. Сегодняшний результат — яркое тому подтверждение. Рассказывать об ОЭЗ «Тольятти» теперь легко потому, что уже все видно. Два года назад мы говорили о том, что здесь будет, и в это было сложно поверить. На первом этапе были красивые картинки - презентации, демонстрация документов и чистое поле. Кто-то верил, кто-то из вежливости кивал головой. Ждали первого резидента. Он появился. Затем пошло по нарастающей. На стройку вышли три компании, две из них вы видели. Я искренне благодарен резидентам и строителям — никто не отнесся к процессу формально. В нас поверили, и шаг за шагом мы делали все для того, чтобы достичь сегодняшних результатов и обеспечить запуск производств в этом году. Теперь потенциальный инвестор не только слышит рассказ, но и видит то, что можно сделать здесь за 12 месяцев.
- Наблюдательный совет ОЭЗ возглавляет Николай Меркушкин. Как это сказывается на работе площадки?
- Николай Иванович очень внимательно относится к любого рода стройке. Это, безусловно, касается и нас. Такой подход к строительству помогает нам самим держаться в тонусе, а вопросы обсуждать очень быстро и детально. Еще один большой плюс главы региона – умение концентрироваться на главном. Когда он вступил в должность, сразу поставил главный вопрос – в чем состоит самая насущная потребность ОЭЗ? Нам нужен мост в районе Климовки – все остальное так или иначе решаемо. В Тольятти на одной площадке два крупных промузла – АВТОВАЗ и мы. Когда ОЭЗ вырастет, существующей дороге придется туго. Другой точки, чтобы разгрузить ее, просто не существует. Этот разговор был в середине мая, а уже в июне я смотрел по телевизору, как он обсуждает эту тему с президентом страны Владимиром Путиным. На проектирование моста были выделены средства, проектная документация уже готова. Ожидается, что в ближайшее время начнется строительство, и мы получим выход из ОЭЗ через четырехстороннее движение с двухуровневой развязкой на федеральную трассу М5. Можете себе представить, насколько это перенаправит все грузовые потоки. Вопрос очень большой, и мы не знали, как к нему подступиться. Помогло умение Николая Меркушкина видеть вещи глобально, концентрироваться на главном и не распыляться на второстепенное.
- Политическая ситуация, экономические санкции – все это как-то отразилось на работе ОЭЗ?
- Мы встречаемся со многими инвесторами, и было бы неправдой говорить, что их не волнует политическая ситуация. Но на переговорах я всегда напоминаю, что в годы «холодной войны» в Тольятти было построено множество заводов на базе иностранных производств – практически вся химическая и автомобильная промышленность города. Это были технологии империалистических стран, но даже в периоды максимального антагонизма систем экономика развивалась. Сегодня есть определенный спад темпов в привлечении новых резидентов – многие пока только наблюдают, как будет развиваться ситуация. Но из наших резидентов никто не отменил своих планов. Если смотреть на ситуацию глобально, санкции – это корректировка условий международной торговли и правил, которые приняты в ВТО. Рано или поздно Россия, если это продолжится, вынуждена будет отменить некоторые взятые на себя обязательства. Это в основном касается пошлин. Если они начнут расти, те компании, чье производство находится здесь, внутри страны, будут в выигрыше. И все это понимают.

12 августа, в день четырехлетия со дня выхода постановления правительства РФ о создании ОЭЗ «Тольятти», турецкий завод «Нобель» выпустил первую пробную партию продукции. Немецкая компания «Эдша» запустит завод до конца года. Оба резидента особой экономической зоны являются представителями автокомпонентной отрасли.

 
По теме
Гаражные воришки-инвесторы   Вот интересно, как рождается в голове преступника криминальный план.
Не сошлись в вопросе кошек   В советское время нередко на коммунальных кухнях разгорались настоящие баталии.
Приглянулась чужая сумка   Пьяный человек — лёгкая добыча для преступника.
Похититель велосипедов по-русски   Итальянский кинофильм «Похитители велосипедов» (0+) - классика мирового кино.
photo_2024-03-26_16-22-32.jpg - Красноярский район Новые автомобили «службы здоровья» пополнили автопарк Красноярской центральной районной больницы 3 автомобиля «службы здоровья» приехали «на работу» в Красноярский район.
Красноярский район
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Дмитрий Азаров вручил землякам государственные награды - Газета Время В среду, 27 марта, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров вручил государственные и региональные награды защитникам Отчества, сотрудникам промышленных предприятий, фермерам и аграриям, врачам, педагогам,
Газета Время