В Самаре 5 сентября состоялось открытие выставки «Старые мастера XV-XVIII веков», где представлены подлинники картин западноевропейских художников. Работы нидерландской, голландской, фламандской и немецкой живописи из частных коллекций можно будет увидеть в культурно-выставочном центре «Радуга» до конца сентября.
Выставка называется «Старые мастера XV-XVIII веков». Понятие «старые мастера» употребляется для обозначения плеяды выдающихся западноевропейских художников, работающих до XVII века. «Не припоминаю, чтобы в Самару привозили подлинную живопись XV-XVII веков, - говорит искусствовед Валентина Чернова. - Гравюры — да. В нашем Художественном музее есть работа Маркантонио Раймонди, друга Рафаэля, и еще одна нидерландского мастера XVI века. Если говорить об уровне произведений, представленных на выставке, то это очень серьезная коллекция. Мы все знаем про «золотой» век Нидерландов, про эпоху Брейгеля и Босха - XV-XVI века, когда высший уровень средневековой культуры проявлен даже в произведениях небольших мастеров».
Всего на открывшейся выставке в «Радуге» 18 работ. Среди них есть картины Яна Брейгеля Младшего, из династии культовых мастеров нидерландской живописи. Лучшими работами художника считаются пейзажи. В «Радуге» представлены два его произведения: «Аллегория Слуха» и совместная картина на религиозную тематику «Явление Христа Марии Магдалине» с сыном другого великого художника Ян ван Баленым. Его отец учитель знаменитого Ван Дейка. Художественный контекст времени требовал от мастеров обращения к аллегорическому изображению, поэтому перед картинами «голландцев» можно стоять часами, разгадывая их как ребус.
Главной ценностью выставки считают картину «Мадонна с младенцем» мастера портретов принцев нидерландской школы XV века. Работа является одной из створок складня, предназначенного для частного благочестия. Интересно, что на другой створке помещались полуфигурные портреты заказчиков картины в молитвенных позах. Стандартная практика эпохи Возрождения, когда донатеров рисовали на картинах даже религиозной тематики.
Конечно, голландская живопись была известна и натюрмортами. На выставке можно увидеть чудесную картину «Натюрморт с дыней» Корнелиса де Хема из династии знаменитых живописцев.
Внимание гостей выставки приковывает совместная работа Франса Франкена Младшего и Андриса Даниэлса «Мистический розарий со сценами из жизни Богоматери». В экспозиции есть и пейзаж Франца ван Книббергена, картины Иеронима II Франкена, Хендрика Боса, Франса ван Книббергена и Боуржинона. Собрать такие имена в одной экспозиции галерее «Радуга» помогли самарская международная общественная организация «Центр духовной культуры» и московский «Центр искусств».
«На выставке представлена подлинная живопись, хорошего качества, - уверна Валентина Чернова. - Подобные работы приобретаются не как после революции «у бабулек», где все нужно реставрировать, а это заказы с хороших аукционов. Поэтому, то качество живописи, которое доводит до нас технику и технологию XV века, вызывает у нас восхищение и восторг». В экспозиции есть работы, написанные на дереве, а не на холсте, что характерно для того времени. Краски имели натуральную основу, в отличие от современных, как правило, синтетических, поэтому палитра художников сильно отличается по цвету от живописных работ XX-XXI веков.
Подобные выставки в Самаре большая редкость. Региональные музеи редко могут позволить себе такую роскошь, потому что каждую выставку нужно страховать. А сумма страховки порой превышает все возможные лимиты финансовых возможностей музеев. Последний раз столь «ценная» выставка проходила в Самарском художественном музее, когда из фондов Московского Кремля привезли экспозицию российских наград с XVII по XX век. Сейчас популярны выставки, где демонстрируются жекле картин известных мастеров. Жекле — это эксклюзивная цифровая художественная репродукция картин, которая хорошо передает цвет и фактуру. Увидеть подлинники картин «старых мастеров» большая редкость. Оптимальный вариант для регионального музея - экспозиция гравюр известных художников.
Художники «Северного возрождения» всегда пользовались особой славой. Немецкие и голландские мастера производили сильное впечатление на зрителей. Существует легенда, что картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» вдохновила Федора Достоевского на написание романа «Идиот». А в 2014 году писательница Донна Тартт получила Пулитцеровскую премию за роман «Щегол», где завязка истории происходит благодаря картине голландского художника XVII века Карела Фабрициуса. Эта книга возродила любовь читателей не только к «толстому» роману, но и ввела массовую моду на голландскую живопись «золотого» века.