Целью летней психолого – педагогической практики являлась возможность реализация студентами возможности развить и закрепить компетенции, а также опыт, приобретенный в ходе учебной деятельности, в условиях временного детского коллектива с детьми разного возраста.
В ходе практики решались следующие задачи: приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детскими и юношескими коллективами в условиях детского летнего лагеря; овладение содержанием и различными формами, и методами организации жизни и деятельности коллектива детей разного возраста; развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.
В программу практики были включены такие задания как: планирование своей работы в соответствии с задачами и содержанием практики; проведение беседы с детьми и специалистами ДОЛ; наблюдение, анализ и фиксация содержания и особенностей деятельности конкретного ребенка; умение наладить контакт с детьми, педагогами и другими специалистами ДОЛ; умение разрабатывать и проводить тематическое выступление, коллективно-творческие дела, умение заинтересовать детей.
По итогам прохождения летней педагогической практики руководители отмечали следующие положительные стороны: хорошая организация студенческого коллектива в условиях практики, а также оказание взаимопомощи; отмечен высокий уровень теоретической подготовки студентов, отличное знание возрастных и психологических особенностей детей различных возрастов, а также родителей. Руководители практики на местах отмечали креативность и слаженность студенческого состава. Каждый студент провел психолого-педагогическую диагностику с отдельно взятым ребенком. Была отмечена тактичность и толерантность студентов в работе с детьми с ограниченными возможностями. Можно отметить отличные работы следующих студентов: Гурман Анастасию, Калмыкову Анастасию, Кирееву Анастасию, Кузнецову Ксению, Саловушкову Ирину.
Анализируя взаимодействие групповых руководителей с администрацией ДОЛ, можно говорить о том, что педагогическая практика была организована на высоком уровне.
Итоговая конференция по летней педагогической практики проводилась представителями от факультета – заведующим кафедрой психологии и социальной педагогики С.А. Севенюк, ст. преподавателями Л.А. Салазкиной и Т.А. Парфеновой, от администрации университета присутствовала руководитель производственной практики Т.В. Соломатина. Целью проведения итоговой конференции явилось подведение результатов усвоения студентами новых профессиональных компетенций и получение педагогического опыта. Студенты подготовили выступления, презентации, отразившие ход и результаты практики. На конференции руководители подвели итоги работы студентов, вынесли свою оценку, высказали замечания и пожелания по оформлении документации студентов. В форме устных выступлений студентов и в презентациях обсуждались места прохождения практики, студенты обменивались информацией о специфике работы с детьми и подростками разного возраста. Также, студенты высказывали свою благодарность в адрес заведующего кафедрой психологии и социальной педагогики Севенюк С.А., ст.пр. Салазкиной Л.А., Парфеновой Т.В. и администрации ДОЛ «Волжский Артек», ДОК «Костер», ДОК «Салют».
Исходя из отчетов групповых руководителей и выступлений студентов, можно сделать следующие выводы:
1. Производственная (летняя психолого – педагогическая в детских оздоровительных лагерях) практика - ответственный вид деятельности для будущих педагогов, в процессе которой совершенствуется их профессиональная подготовка.
2. По отзывам студентов, этот вид практики интересен и профессионально значим для них.
3. Все студенты, проходившие педагогическую практику, с ее заданиями справились.
Студенты Самарского государственного социально-педагогического университета получили положительные отзывы и приглашения к дальнейшему совместному сотрудничеству.
В процессе итоговой конференции студентами были сформированы 10 заповедей, которые будут проходить практику на следующий год.
1.Будь уверенным в себе и своих возможностях.
2. С уважением относись к детям.
3. Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться с ним.
4. Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.
5. Уважай сам и научи детей уважать другие отряды.
6. Принимай детей такими, какие они есть.
7. Будь наставником и другом.
8. Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
9. Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
10. Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.