Пир во время чумы

За год мэрского правления Сергея Андреева культура города Тольятти понесла серьезные потери.

Фактически развалился главный драматический театр Тольятти -   «Колесо», из театра вместе с несправедливо уволенной народной артисткой России Натальей Дроздовой ушли больше десятка ведущих актеров. А 25-й юбилей «Колеса» новоявленные хозяева отметили тусовкой и банкетом «для своих».

Закрыт молодежный центр «МИРЪ» на Голосова, 20: чиновники решили таким образом сэкономить.

О положении дел в культурной жизни города рассуждает театровед Ирина Портнова. Этот март отличается от всех предыдущих не только совершенно не весенней погодой, когда зима как бы говорит нам: «Рано обрадовались, я тут и не собираюсь никуда уходить». В этом марте исполняется год работы мэра, «которого все ждали», как певицу Валерию в начале её карьеры.

И ведь действительно ждали. Многие ждали. Казалось, вот она весна, вот оно обновление, вот - независимость. Не хотелось слушать тех, кто задавал всякие ехидные вопросы: «А сколько денег потрачено на эту выборную кампанию? Откуда они у независимого кандидата? Кто дал эти деньги? И как с ним будут расплачиваться?».

Посмотрите заголовки в газетах: «Мы победили», «Это наша общая победа» и т.д., и т. п. И ни слова о том, что победа - это подведение итогов, это конечный результат работы, и что нам, горожанам, по большому счёту, всё равно кто победил на выборах, лишь бы наша жизнь стала лучше. И вот тогда, к концу «мэрского срока», мы и узнаем - победили мы или проиграли. А если повезёт, то можем узнать и раньше. Например, через год.

Похоже, что мы и есть эти самые «везунчики». Всё тише звучит в душе победное: «Перемен! Мы ждём перемен!!!» и всё чаще вспоминается китайское пожелание: «Не дай бог жить тебе в эпоху перемен». Перемены-то могут быть разные, иногда совсем нежеланные.

Не будем писать о банно-прачечном хозяйстве, о больницах, о выжженном лесе, о троллейбусах, которые хотели заменить на чешский утиль. Не будем. Даже про хоккей и гандбол - не будем. Напишем о культуре. Во-первых, она, родимая, у всех на виду. Во-вторых, нет такого деятеля, который не начинал бы свою предвыборную речь с обещания именно ей непременно заняться. Видимо, поэтому зарплаты в культуре до сих пор держатся на уровне сельского хозяйства ( т.е. ниже плинтуса).

Ну и наш мэр не исключение. Тоже обещал культурой заняться. Лучше бы, конечно, если бы забыл. Как забыл обещание вывести многодетные семьи со свалки. Нет, не забыл. Лакомый кусочек этот «культур-мультур». Хоть бюджетные деньги - копейки, но то у них ремонт, то фестиваль, то спонсоры нагрянут. Есть на что посмотреть, есть чем позабавиться.

10 лет в Тольятти проходит фестиваль «Классика Open Fest», являющийся украшением культурной жизни города. Молодые музыканты Поволжья собираются вместе, репетируют и играют вместе с крупными мастерами, стране открываются новые имена... Любой город может гордиться таким фестивалем. И как-то 9 лет всё обходилось, а вот в этом году начало потряхивать: «Нет денег, и всё тут. На отколовшийся фестиваль «Классика над Волгой» есть, а вот на этот, десятилетний - нет». Так и жили в тумане до самого открытия. А по всему городу раздавался трагический шёпоток : «Ой, снимут Семёнову, ой, снимут! - За что? - Да, ни за что! За то, что гринблатовский фестиваль приютила». Но это был первый блин, который, как известно, комом. Отбилась Семёнова. Слишком уж общественность возмущалась, понравилось ей (общественности, то есть) на всякие интересные концерты ходить, музыкантов знаменитых слушать, да и зал битком набит - не придерёшься. И в департаменте культуры у филармонии куратором порядочный человек сидит, не то, что у театральных. В общем, отбились как-то. То ли время ещё не пришло, то ли команда мэрская не поднаторела в борьбе с культурой, но уж дальше всё пошло как по маслу.

Театр кукол «Пилигрим» переживал редкий в своей истории подъём. Проблем в этом театре всегда было выше крыши и в сезон2011-2012гг. они никуда не делись, но появился хоть какой-то просвет. Любой театр в этом бренном мире живёт для осуществления своей главной цели - создания спектаклей. Театр создан для этого. То, что кажется таким важным для начальства: выполнение муниципального задания, хорошие отношения с департаментом, правильно оформленные бумажки и т.д. - вторично. Театр может прожить без клумбы, посаженной на пустыре и названной «Театральным садом», а вот без хороших спектаклей он умирает. И в этот сезон такие спектакли появились. Был очень способный и перспективный режиссёр Алексей Уставщиков, талантливый молодой художник Настя Кардаш. Да, крыша течёт, техника на сцене ужасная, труппа слабая, денег мало, но есть творческие люди, которые видят перспективу. Вот тут бы и помочь им. Ведь на что ещё и нужны все эти мэрии, департаменты и комиссии? Но оказывается гораздо легче придумать отмазку о «эффективных менеджерах», которые всё поправят и исправят, а творцы эти со своими жалобами и требованиями и на фиг не нужны. Без них как-то спокойней. Не обольщайтесь, господа. Никакой менеджер, даже самый толковый, вам спектакля не поставит. Деньги - вещь хорошая и важная, но они не могут играть на сцене. Спонсор - молодец, но он не оформит спектакля. Нельзя ставить хвост впереди головы и ждать победы на скачках. Двух талантливых людей выжили из города. Они не пропали. О спектакле «Фрёкен Жюли» А. Стриндберга, который А. Уставщиков так и не выпустил в «Пилигриме», но поставил в Ульяновске, написали такие газеты как «Комсомольская правда» и «Аргументы и Факты». Оказалось, что это первая постановка Стриндберга в мировой истории театра кукол. Спектакль приглашён на фестиваль в Германию. И всё это могло бы быть в Тольятти. Не понадобилось.



Что же вы, молодые и независимые, кроме денег-то ничего не видите? Может быть потому, что сами так мало в своей жизни создали? Каждый день - сообщения, то одним сподвижником мэра занялась прокуратура, то другую снимают. Всем под 40 лет, а рабочий стаж - 2-3 года. А чем они всё остальное время занимались? На рынке трусами торговали или в Америке переподготовку проходили?

В октябре прикрыли театральный центр на Голосова 20. Контракт с руководителем центра К. Ежковым расторгнут мэрией до его окончания. И опять те же байки про менеджеров, которые придут и всё наладят. На самом деле никто и ничего там не делает. Молодёжного центра просто больше не существует.

Оставим в стороне празднования Дня города, на который были потрачены такие деньги, что можно было привезти Леди Гагу + Мадонну (для разогрева), промолчим про дом Стариковых, ремонт которого уже сравнялся с реставрацией Зимнего дворца и плавно перейдём к супер-хиту сезона под названием «Смена руководства в театре «Колесо»».

Я не первый день живу на свете и не настолько наивна, чтобы думать, что на вершину пирамиды залезают только самые достойные и нравственные особи. Но как говаривал классик отечественной драматургии А. Н. Островский: «На всякое безобразие есть свое приличие», что в переводе означает «Знай край, да не падай». В данном конкретном случае безобразия было сколько угодно, а приличия соблюсти даже и не пытались.

Началось с того, что у «Колеса» отобрали филиал на ул. С. Разина 93 и отдали полусамодеятельному театру «Дилижанс». Более 10 лет театр приводил в нормальное состояние бывший кинотеатр «Юность», который был тогда никому не нужен, а как только принял чистый и обжитой вид так сразу всем понадобился. Да, это муниципальная собственность, но такой собственности по городу пруд пруди. Пусть театр «Дилижанс» возьмёт какую-нибудь развалюху и приведёт её в нормальное состояние. А то ведь получилось как в сказке: «Пустил заяц лису жить, а она его из избушки и повыкинула».

А театру «Колесо», чтобы меньше стонали, предложили «Пирамиду». Ненадолго. Предложили осенью, а уже весной зам . мэра Е. Ширнина сообщила в Думе, что с «Пирамидой» театру не справится и надо бы это здание отдать землячествам и нац. меньшинствам, чтобы было им, бедным, где петь, плясать и есть шашлык. Правда, не уточнила, почему такой «слабый» руководитель как Н. С. Дроздова со всеми проблемами как-то справлялась, а вот очередной «эффективный менеджер» Я. Н. Незванкина - не справится. Полгода назад , на встрече с коллективом, мэр Андреев захлёбываясь рассказывал, что стоит только Незванкиной переступить порог театра и туда хлынут денежные потоки. Но, оказалось, что не все на это покупаются, тем более, что перед глазами был театр кукол «Пилигрим», где Незванкина «рулила» несколько месяцев, а денег так никто и не увидел. Да и не каждый готов продаться, даже за большие деньги. Впрочем, мэру это, похоже, не понять. Не найди Дроздова 26 мл. на ремонт театра, быть бы ей и сейчас директором. Но вот беда, для «распила» она никак не годится.

О том, как мерзко и цинично убирали из театра в юбилейный 25 сезон, народную артистку России Н. С. Дроздову, писано - переписано. Как ушли за ней те, кто составлял будущее этого театра, тоже известно. 2 марта день рождения театра праздновали два коллектива: те, что ушли и те, что остались. Можно подвести итоги.

Чтобы было бы, если бы если бы директором театра осталась Н. С. Дроздова? Была бы нормальная, хорошо составленная труппа. Было бы 5 полноценных спектаклей: восстановленная «Женитьба», «Аккомпаниатор», великолепный спектакль «Трамвай «Желание», современная пьеса «Арабская ночь»,( поставленная режиссёром из Гамбурга Бояном Ивановым и имеющая перспективы участия в гамбургском фестивале) и спектакль «Сирано де Бержерак» в постановке Игоря Касилова. Следом гастрольный тур по пяти городам и законченный ремонт сцены и малого зала. 

Что мы имеем сегодня? С чем, так сказать, пришли к юбилею? В репертуаре остался один новый спектакль «Аккомпаниатор». «Женитьбу», «Трамвай «Желание»», да и многие другие спектакли играть некому, из труппы ушли 14 актёров. Режиссёр из Гамбурга не приехал, Касилову репетировать не с кем. На сцене идёт нескончаемый ремонт и стоны нынешнего «эффективного руководства», что денег уже не хватает и на то , и на это. А как же спонсоры, обещанные мэром? Ведь он, родимый, весь попечительский совет перетряс, чтобы там не осталось никого из тех, кто реально понимает положение дел и знает, что ему и его спонсорам в этом театре нужно. Но, похоже, что от этих спонсоров денег хватит только на оплату заказных статей в «Вольном городе» (расценки тоже всем известны).

А ведь это только начало «рулёжки», ведь только год прошёл, а впереди ещё четыре! На первой пресс-конференции «независимого» мэра журналисты спросили его, помнит ли он своё обещание, в случае победы, совершить кругосветное путешествие на велосипеде? Мэр ответил, что он всегда свои обещания выполняет. Так, может быть, граждане, нам надо скинуться на этот самый велосипед? Пусть едет!

По материалам газеты «Тольяттинское обозрение» 

 

 

 
По теме
В Библиотеках #СМИБС продолжаются мероприятия в рамках Всероссийской недели детской книги.
Вчера, 27 марта, во Всемирный день театра, в прямом эфире путем голосования подвели итоги окружного фестиваля детских и молодежных театральных коллективов «Театральное Приволжье».
Образ советского актера и артиста цирка Юрия Никулина воссоздали с помощью искусственного интеллекта для фильма «Манюня: Приключения в Москве», который продюсируют братья Гевонд и Сарик Андреасян.
В дни школьных каникул в регионе, как и по всей стране, проходит Неделя детской книги (0+) – ежегодная акция, которая призвана привить подрастающему поколению любовь к чтению.
Максимовская сельская библиотека приняла участие в открытом литературно-краеведческом фестивале «Малиновские чтения-2024»      Организатор Чтений:
      Выставка «Сила в правде», раскрытая в Максимовской сельской библиотеке - это разносторонний взгляд на наше прошлое и настоящее через художественные книги о войне и фашизме, через исторические публикации,
Возложили цветы к памятнику - Газета Камышлинские известия Ирина Макарова. В честь 105-летия со дня рождения поэта Анвара Давыдова в районном центре состоялось торжественное возложение цветов к его памятнику.
Газета Камышлинские известия
Котёнок Пуф и другие. В гостях у телеканала ТОЛЬЯТТИ 24 – писательница Юлианна Лебединская - ТК ТОЛЬЯТТИ 24 Фото: Ксения Кочнева / телеканал ТОЛЬЯТТИ 24 Читайте новости телеканала ТОЛЬЯТТИ 24 В студии телеканала ТОЛЬЯТТИ 24 – писательница-фантаст, член Союза литераторов России и Союза писателей ДНР Юлианна Лебединская.
ТК ТОЛЬЯТТИ 24
theatre - Кинель-Черкасский район Кинель-Черкасский район по праву можно назвать театральным. Данный вид творчества активно развивается, а коллективы радуют зрителя своими постановками.
Кинель-Черкасский район