С июля 2017 года в системе соцобслуживания населения Самарской области произошли некоторые организационные изменения: к деятельности допущены социально ориентированные автономные некоммерческие организации (АНКО). Это позволит привлечь к работе в сфере оказания социальных услуг больше организаций, что повысит здоровую конкуренцию и как следствие – качество обслуживания граждан.
По словам директора АНКО «Центр социального обслуживания населения г.о. Самара «Центральный» С.В. Белякова, в связи с происходящими переменами, у жителей региона нередко возникали вопросы относительно объема, стоимости и порядка оказания социальных услуг.
«Все эти параметры для получателей остались неизменными, - комментирует Беляков. - Приготовить обед, купить и принести продукты и лекарства, помочь в уборке квартиры, организовать прогулку пожилому человеку – эти и ряд других услуг по-прежнему входят в привычный для населения и для соцработников перечень. Неизменными остались и тарифы, так же, как и территориальное расположение центров – обращаться по всем вопросам следует по привычным адресам центров соцобслуживания. Остался прежним и штатный состав социальных работников – все они продолжают посещать своих подопечных. По сути, для получателей социальных услуг никаких перемен не произошло. Реорганизацию претерпел лишь сам рынок этой деятельности в целом. Все организации, получившие право на оказание социальных услуг населению, работают в едином правовом поле в соответствии с федеральным законодательством».
Прежде чем приступить к реализации этой реформы, в Самарской области была проведена большая работа по обучению персонала и информированию населения. Сотрудники сферы социального обслуживания не раз выезжали в другие регионы, в частности, в Башкирию, Пермский край с целью изучения позитивного опыта этой работы.
В нашем регионе АНКО осуществляют свою деятельность 2016 года. В настоящее время на территории Самарской области работает 10 организаций, оказывающих социальные услуги населению на дому.
Ветеран труда Н.Ф. Кузнецова проживает в Октябрьском районе Самары. На учете в центре социального обслуживания состоит уже пять лет. Все это время ее надежной помощницей во всех делах является социальный работник О.И. Грачева. «В декабре 2017 года Нина Филипповна отметит 90-летний юбилей, - рассказывает помощница. - Вести домашнее хозяйство самостоятельно ей уже тяжело. Близкие ее не оставляют, однако, в силу различных обстоятельств, посещать ее часто не имеют возможности. Я навещаю Нину Филипповну два-три раза в неделю, и вместе мы неплохо справляемся».
«Мы с Ольгой Ивановной никогда не ссоримся, все вопросы решаем мирно, у нее замечательный характер. На все мои просьбы она откликается с душой, всегда рада и готова мне помочь, - говорит Н.Ф. Кузнецова. – О реорганизации центров социального обслуживания мне рассказывали, все разъяснили. Я решила, что ничего менять не буду. Заключила новый договор со своей же организацией – только название поменялось. Все услуги оказываются в прежнем объеме – социальный работник посещает меня регулярно: приносит продукты, лекарства, помогает приготовить, убраться в квартире, словом – все, как раньше».
Таких подопечных у О.И. Грачевой двенадцать – столько и было до реформы. «Я не заметила особых перемен в связи с реорганизацией системы социального обслуживания, - говорит соцработник. – Мы по-прежнему выполняем свои привычные обязанности. А тот факт, что теперь эти услуги могут оказывать различные автономные некоммерческие организации, дает возможность получателям выбирать - в какую из них обратиться».
Для получателей социальных услуг никаких перемен не произошло. Реорганизацию претерпел лишь сам рынок этой деятельности в целом