Памяти архитектора Вагана Каркарьяна
Личные воспоминания краеведа Степана Смирнова
В ночь с 5 на 6 января на 80-м году жизни скончался Ваган Гайкович Каркарьян – Архитектор, художник, краевед, защитник старой Самары. Он же – заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (с 1994 г.), профессор Самарского государственного архитектурно-строительного университета.
Первый раз я узнал о нем в августе 1984 года. Мне тогда было 22 года, я жил в Москве, учился в инженерно-физическом институте, но все каникулы проводил только в Куйбышеве. Так было и тем летом. Проходя по Молодогвардейской мимо «Шанхая» (напротив цирка), я увидел выставочный зал, а в нем проходила персональная выставка архитектора Каркарьяна, посвященная его 50-летию. Я уже тогда интересовался архитектурой и зашел посмотреть. Увидел очень много интересного, а кое-что меня просто потрясло. Например, проект ансамбля на площади Славы, который так и не был реализован. Был там и проект нового центра Куйбышева (панорама с Волги района ул. Советской Армии, загородного парка, оврага Подпольщиков), который теперь уже никогда реализован не будет.
Спустя два года, в юбилейном 1986 году, я приезжал в Куйбышев два раза – в конце мая и в августе. Просматривая местные газеты, я увидел цикл статей по архитектуре Самары (авторы – Каркарьян и Неверова). Эти статьи я вырезал и сделал подборку.
Еще через два года, когда я уже работал в Москве, в октябре 1988 года я приехал сюда в отпуск и узнал, что вышла книга этих же авторов «По улицам старой Самары». В поисках этой работы я обошел все книжные магазины города, увы, безуспешно: ее везде расхватывали мгновенно. На следующий день я поехал в Новокуйбышевск с той же целью (и с таким же результатом), а еще через день – в Сызрань, Жигулевск и Тольятти. За один день объехал эти три города, и лишь в последнем, в Автозаводском районе, в крупном книжном магазине на улице Революционной мне, наконец-то, улыбнулась удача и я купил сразу четыре экземпляра.
Затем в 1994 году началось мое личное знакомство с Каркарьяном, а свел нас мой старший друг, краевед-любитель Всеволод Нестерович Крыжановский, интереснейший человек. В сентябре 1998 года вышла его книга «Старая Самара: история, дома и люди», и с этого времени началось наше общение. Я покупал у него книги, брал на реализацию, бывал у него в мастерской на проспекте Ленина, 3. Там он меня неизменно угощал чаем с печеньем и конфетами, и мы с ним вели долгие разговоры о Самаре, об архитектуре, о книгах… Он видел во мне своего единомышленника.
Еще до этого, в августе-сентябре 1994 года, в выставочном зале Союза художников на улице Красноармейской, 4, проходила выставка его графических работ, посвященная 60-летию со дня рождения. Через десять лет, в 2004 году, такая же выставка проходила в зале «Радуга» на улице Мичурина, там же был банкет, посвященный его 70-летию, а еще через пять лет, осенью 2009 года, аналогичная выставка прошла в галерее «Новое пространство» в областной библиотеке. От выставки к выставке увеличивалось число его графических работ.
Последний раз я его видел в субботу 20 апреля прошлого года на площади Чапаева, перед началом своей первой в 2013 году экскурсии. А буквально через несколько дней он серьезно заболел. Я ему иногда звонил по телефону, спрашивал о здоровье. Хотя голос у него был довольно бодрый, все равно чувствовалось, что он нездоров. И вот наступила развязка…
В его лице Самара (да и не только Самара) потеряла выдающегося человека, гражданина, общественного деятеля. Пользуясь случаем, хочу выразить искренние и глубокие соболезнования не только его родным и близким, но и всем, кто его знал.
8 января состоялись похороны Вагана Гайковича. Гражданская панихида началась в 11 часов в Доме архитектора на углу улиц Чапаевской и Вилоновской. Сравнительно небольшой зал был переполнен. Присутствовали друзья, знакомые, коллеги Каркарьяна – архитекторы, художники, краеведы (среди них – Александр Никифорович Завальный и Алексей Николаевич Жуков, коллекционер старых открыток и фотографий). Было сказано немало теплых прощальных слов. Затем вереница автобусов отправилась на кладбище Рубежное, где прошло отпевание в местной церкви. После похорон состоялся поминальный обед. Выступавшие вспоминали архитектора, рассказывали о нем. Прозвучали также нелицеприятнее слова в адрес областной и городской администраций, застройщиков, которые упорно не желают прислушиваться к голосу общественности, с энергией, достойной лучшего применения, продолжают сносить старый город, а уникальные деревянные дома с резьбой, которые так любил Каркарьян, называют «гнилушками», поджигают и сносят, исключая из списка памятников архитектуры.
Лучшей памятью для Вагана Гайковича станет сохранение в нашем городе того, что еще можно сохранить, и прекращение бессмысленного сноса зданий, которые служат украшением города. Возможно, все эти обстоятельства и послужили одной из причин его ухода из жизни, а не только тяжелая болезнь. Сколько раз к нему приходили, угрожали представители так называемых «застройщиков»! Доколе они будут «править бал» в нашем городе, да и в других городах области, прежде всего, в Сызрани? Вопрос без ответа…
В тему
Чтобы помнили
Вот несколько моих предложений по увековечению памяти архитектора Каркарьяна:
Во-первых, необходимо создать комиссию по его творческому наследию, в которую вошли бы архитекторы, художники, журналисты, краеведы: преподаватели и сотрудники СГАСУ, сотрудники областной научной библиотеки, музеев: историко-краеведческого, художественного, истории города и т.д.
Во-вторых, предлагаю назвать его именем одну из улиц в Самаре (или один из скверов, или часть набережной),
Третье: установить мемориальные доски на зданиях: Волжский пр. (угол ул. Первомайской), где он жил; пр. Ленина, 3, где была его мастерская; институт «Самарагражданпроект», где он работал долгие годы, в т.ч. был директором; архитектурно-строительный университет; Дом архитектора (Чапаевская, 210/Вилоновская).
Четвертое: присвоить его имя (на выбор) а) архитектурно-строительному университету); б) одному из его факультетов; в) одной из его кафедр; г) институту «Самарагражданпроект»; д) Самарскому отделению Союза архитекторов.
Пятое: создать его мемориальный музей в мастерской (пр. Ленина, 3).
И, конечно же, переиздать его книги о Самаре массовым тиражом, сделав их доступными для жителей города. И по цене в том числе.
Справка
Каркарьян родился 22 августа 1934 года в Баку. С 1952 по 1958 год учился в Московском архитектурном институте у замечательного советского архитектора Алексея Николаевича Душкина, который был автором красивейших станций Московского метро. После окончания Московского архитектурного института в 1958 году началась творческая деятельность Вагана Каркарьяна в институте «Куйбышевгражданпроект». С 1965 по 1986 год он был главным архитектором института. С 1986 по 1996 год занимал должность директора этого института, который в 1991 года получил название «Самарагражданпроект». С 1962 года – член Союза архитекторов СССР. С 1964 по 1988 год – председатель правления Куйбышевской организации Союза архитекторов. На съездах архитекторов СССР избирался членом правления, членом секретариата, секретарем правления Союза архитекторов СССР… Всего в одной газетной статье не перечислишь.
Основные авторские работы, выполненные в содружестве с известными специалистами: генеральный план и центр Куйбышева, набережная Волги (вторая очередь), сквер «Три вяза», гостиница «Волга» (и по такому же проекту выстроена гостиница в Казахстане, в Караганде), Дом актера, Дворец бракосочетаний, Дом проектных организаций, Управление метрополитена, реконструкция аэровокзала в аэропорту «Курумоч», оформление фасада и зала заседаний губернской думы, жилой дом (ул. Вилоновская, 1), застройка ул. Молодогвардейской, проспекта Ленина, ряд микрорайонов, памятники, фонтаны, скверы.
Каркарьян был автором работ в области декоративно-прикладного искусства, дизайна, а также более 50 еще не реализованных архитектурных проектов.
В Самаре прошли персональные выставки его графических работ. «Графическая летопись старой Самары» насчитывает более 500 рисунков, выпущено более 10 комплектов открыток с видами архитектурных памятников Самары.
Каркарьян активно выступал в защиту архитектурного наследия старой Самары (в отличие от большинства современных архитекторов и застройщиков). Он же проявил себя и как краевед, историк самарской архитектуры. За последние четверть века выпущен с десяток книг, которые без преувеличения можно назвать архитектурной энциклопедией Самары.
Ваган Гайкович Каркарьян был лауреатом губернской премии в области культуры и искусства, а также неоднократным лауреатом всероссийских фестивалей «Зодчество» за постройки, статьи, книги, серию графических листов. Награжден орденом «Знак Почета», золотой Пушкинской медалью, Дипломом Союза журналистов «Звезда Самарской губернии».
На правом (возвышенном) склоне Постникова оврага построена армянская церковь – дипломный проект одного из студентов Каркарьяна.