Грани 20го века. В Самарском областном художественном музее открылась выставка, посвященная столетию российской революции 1917 года. Лица и символы эпохи - в произведениях скульптуры, графики и живописи. Многие работы музейного фонда выставляются впервые. Наш культурный обозреватель Мария Дворянинова узнала - какие секреты скрыты в некоторых сюжетах.
Сталин у постели Ленина. Сюжет абсолютно лишенный исторической правды. Но так авторы полотен видели символ преемственности власти. Здесь каждая картина - отдельная сцена идеологического театра, в котором художники играли не последнюю роль.
А у этой работы весьма интересная история, совещание советских композиторов, среди которых Шостакович, Хачатурян, Прокофьев. После 1956 года, когда был развенчан культ личности Сталина, самарский художник переписал бюст Сталина, заменив его на бюст Ленина.
В 1953 году прошла первая волна уничтожения всех изображений Сталина, в 1956 - еще одна, уже более мощная.
Экспозиция областного художественного музея, это не только творческое осмысление революции 1917 года. Но и живописная трактовка событий нескольких десятилетий. Начиная с 1910 года и до перестройки.
Особенно, ветер перемен увлек авангардистов того времени. Они, как говорил Малевич, мечтали перекодировать мир. Впервые выставляются живописные полотна Ассоциации художников революционной России. Множество картин в духе соцреализма.
Завершает логически выстроенную цепочку монументальное произведение Рудольфа Баранова «Месяц в Горках», в котором читается трагическая обреченность вождя мирового пролетариата.